Нижняя одежда

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Бельё нательное»)

Нижняя оде́жда, ни́жнее бельё, бельё нате́льное, арх. испо́днее — одежда, надеваемая непосредственно на тело человека и предназначенная для создания благоприятных гигиенических условий.

История

Древний мир и античность

Египтяне в набедренных повязках

Нательное бельё в современном понимании не было известно в древнем мире. Предметом одежды, наиболее близким по форме и назначению к современному белью, являлась набедренная повязка, причём в тёплом климате это была основная и самостоятельная часть примитивного облачения древнего человека[1].

В Древнем Египте набедренная повязка — схенти — была главным, а зачастую единственным предметом одежды мужчин. Во времена Древнего царства она представляла собой полосу ткани, которую обёртывали вокруг бёдер и крепили на талии поясом. Низшие классы (солдаты, рабочие, ремесленники и пр.) носили повязку в виде пояса с пропущенным спереди куском грубой небелёной ткани[2]. Существовали и набедренные повязки, внешне напоминающие современное бельё: в то время, как широкая часть полотна прикрывала ягодицы и перевязывалась концами на талии, более узкую часть пропускали между ног и завязывали аналогичным образом. Кожаную набедренную повязку подобного типа, которая, вероятно, пришла в Египет из Нубии[3], часто надевали поверх повязки из ткани[4]. Женщины закрывали бёдра узким поясом, к которому крепилась пропущенная между ног ткань — подобным образом одеты танцовщицы и рабыни на египетских фресках[5].

Занимающиеся спортом римлянки

Набедренные повязки носили в Древней Греции в эпоху архаики (затем их вытеснили драпированные одежды)[2] и в Древнем Риме, где они, впрочем, не являлись обязательной частью костюма. Роль нательного белья играла туника, а уже поверх неё римляне надевали плащ или тогу. Тем не менее, согласно Цицерону, актёры и ораторы во время выступления на сцене в угоду стыдливости обязательно надевали под верхнюю одежду набедренную повязку, т. н. subligaculum[6]. Иногда римляне носили нательную облегающую шерстяную рубаху — subucula, — которая несла не гигиенические функции, а защищала тело от холода. Римлянки, чтобы казаться стройнее, бинтовали грудь и бёдра[2], а, занимаясь спортом, надевали кожаные набедренные и нагрудные повязки — strophium или mamillare, прототипы современного бюстгальтера[7].

Крестьяне на молотьбе. Миниатюра из французской Библии (1260). Человек слева одет в шоссы, в вырезе которых видны брэ; на человеке справа надеты только брэ

Средневековье

В эпоху Средневековья функцию мужского нательного белья выполняли брэ — штаны из белого или небелёного льна, присборенные на талии и подпоясанные шнуром. Поверх надевались шоссы — узкие разъёмные штаны, крепившиеся завязками к поясу[5]. В эпоху раннего Средневековья длина брэ достигала колен, но с течением времени они укорачивались и к XV веку появились брэ, внешне напоминающие шорты[8][9].

Также и мужчины, и женщины носили камизу — нательную рубаху простого кроя из льна, хлопка или шерсти, с длинными узкими рукавами и круглым вырезом горловины[источник не указан 4897 дней]. Женская камиза доходила до щиколотки, а мужская, с клиновидными вставками по бокам, закрывала верхнюю часть бедра[источник не указан 4897 дней]. Камиза могла быть просторной либо облегать тело благодаря шнуровке, которая собирала ткань на боках. Существовали женские камизы без рукавов, которые держались на плечах на узких бретельках, силуэтом напоминая современные сорочки. К концу эпохи высокого Средневековья камизы знати (особенно в Испании) могла украшать[2][10] обильная вышивка шёлком[10], золотыми и серебряными нитями[10], однако, данная тема является спорной, так как в различные периоды Средневековья сам покрой камизы существенно отличался.

Камизы и брэ, тем не менее, нельзя назвать полноценными аналогами современного белья. Верхняя одежда закрывала их только частично, кроме того с ними не были связаны современные представления о стыдливости или неуместности демонстрации — крестьяне, например, во время работы в поле носили брэ как самостоятельный предмет одежды.

Возрождение

Бартель Бечам. Граф-палатин Оттейнрих (1535). Воротник его рубашки охватывает золотое колье

Нательные рубашки и штаны оставались основными предметами нижнего белья и в эпоху Возрождения, отличаясь от средневековых несколько усложнённым кроем и степенью отделки. Нательные штаны эпохи Возрождения, в отличие от мешковатых средневековых брэ, достаточно плотно прилегали к телу и приобрели близкие к современным линии кроя. Чаще всего они были сшиты из светлого полотна, слегка присборены на талии и по краю отделаны вышивкой. Встречалось и бельё из ткани с цветным узором.

Якопо Понтормо. Портрет дамы с корзиночкой для пряжи (1516). Низкая линия лифа открывает сорочку с круглым вырезом горловины

Характерными чертами мужских и женских сорочек были плавные линии кроя, использование полотна светлых оттенков — кремового, белого или шафранного, искусная вышивка (в особенности были популярны растительные мотивы и геометрические узоры, выполненные чёрным шёлком), присборенные у запястья рукава с манжетами, квадратные либо круглые вырезы горловины, а также горловина, собранная складками, либо оформленная стоячим воротничком. Состоятельные классы носили подобные рубашки и в качестве ночного облачения. Силуэт мужских рубашек, в отличие от просторного женского, был прямым или с несколько расклёшенным подолом.

Сорочки, которые носили в разных слоях общества, различались преимущественно качеством ткани и богатством отделки — высшие сословия могли позволить себе тонкое льняное бельё, полностью расшитое узорами, а простолюдины довольствовались рубахами из грубого полотна[11][5][12]. Часто верхняя одежда не полностью закрывала рубашку — так, она могла быть видна в прорезях между лифом и съёмными рукавами женского платья. Низкая линия женского лифа или края мужского верхнего платья тоже позволяла демонстрировать сорочку, в особенности если её горловина была оформлена в виде воротничка[2]. В XVI веке появились первые корсеты — кожаные или металлические[источник не указан 2637 дней], — которые женщины надевали поверх сорочки[13].

XVIII и XIX века

Эдгар Дега. Три женщины, расчёсывающие волосы (1875). На женщинах — широкие рубашки из белого полотна, характерные для костюма небогатых классов

В эпоху Просвещения основными предметами мужского и женского нательного белья оставались длинные сорочки — в зависимости от состоятельности владельца простые или богато декорированные, со сложным кроем. Так, аристократия носила шёлковое бельё, обильно украшенное кружевом, лентами, шитьём золотыми и серебряными нитями[14]. Кальсоны по-прежнему являлись принадлежностью исключительно мужского костюма. Во времена Директории, когда в моду вошли лёгкие муслиновые платья, напоминающие сорочки — с большим декольте, обнажающим плечи, и поясом под грудью, — женщины носили в качестве нательного белья облегающее трико телесного цвета[15]. В конце века были изобретены прядильная машина и первая эффективная хлопкоочистительная машина, что дало толчок развитию текстильного производства и, как следствие, положило начало массовому выпуску и потреблению белья. В начале XIX века панталоны утвердились и в женском гардеробе: отделанные кружевом, сначала они достигали лодыжки, а затем укоротились до середины икры. Отличительная особенность кроя первых панталон — раздельные штанины, которые крепились к поясу на талии, оставляя шов на уровне промежности открытым. В 1860-х годах панталоны стали ещё короче и доходили только до колен.

Просторные женские сорочки в XIX веке кроились из белого льняного или хлопчатобумажного полотна. Их характерными чертами были короткие рукава (часто с буфами), длина до щиколотки, овальная либо прямоугольная горловина. Если поверх сорочки надевалось бальное платье, вырез горловины мог быть очень глубоким. В 1870-х годах женская нательная рубашка укоротилась и стала более плотно прилегать к телу. К концу века она превратилась в отделанную кружевом и шитьём сорочку очень простого покроя на узких плечиках с разнообразным оформлением горловины — вырез мог быть круглым, прямоугольным или треугольным. Популярными тканями оставались хлопок и лён, реже использовался шёлк. В 1890-х годах появились первые прототипы современного бюстгальтера, которые поддерживали грудь и надевались поверх корсета[16][17][18].

Дама в корсете поверх сорочки (1890)

XX век

Особенностью женского туалета средних и высших классов конца XIX века — начала XX века была исключительная многослойность нижнего белья. Женщина поочерёдно надевала[19]:

  • Чулки
  • Панталоны и сорочку до середины икры либо комбинацию (сочетание сорочки и панталон)
  • Корсет
  • Нижнюю юбку с воланами, полностью скрывающую ноги, из лёгкого, отделанного кружевом и лентами полотна
  • Льняную кофточку на корсет, т. н. corset cover
  • Подушечку для турнюра, крепившуюся сзади на уровне поясницы
  • Вторую нижнюю юбку из более плотного полотна
  • Верхнюю одежду — корсаж и верхнюю юбку, либо платье

См. также

Примечания

Литература

  • Н. М. Мерцалова. Костюм разных времён и народов.
  • Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова. Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага: Артия, 1987.

Ссылки