Перейти к содержанию

Белый танец (очерк)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Белый танец
Автор Евгений Ю. Додолев
Жанр Журналистские расследования, публицистика
Язык оригинала русский
Издатель Московский комсомолец
Выпуск 1986
Носитель газета

«Бе́лый та́нец» — очерк 1986 года о валютной проституции в СССР, опубликованный в газете «Московский комсомолец» в два этапа: 19 и 21 ноября[1] (на один день газета была закрыта из-за этой публикации[2]), который принёс автору «мировую известность»[3]. Это были первые в советской печати публикации о таком явлении, как проституция[4][5] и они вызвали «взрыв в общественном сознании»[6]. Автор — известный в эпоху перестройки репортёр Евгений Додолев[7].

История

Инициатива исходила от главного редактора Павла Гусева, который узнал о наличии материала у своего сотрудника[8]. Первая часть работы вышла в свет 19 ноября. На следующий день газета в свет не вышла. Редакцию не закрыли, журналисты вышли на рабочие места, рабочие мероприятия прошли по графику, но в типографию номер со второй частью не был отправлен. Меры, как позднее проинформировали редколлегию, принял не учредитель издания (МГК ВЛКСМ), а более высокая инстанция — горком партии (МГК КПСС). Во вторую часть материала потребовалось вносить идеологические правки. Инструктор ЦК КПСС посетил главного редактора Павла Гусева и проинформировал о планируемом совещании, посвящённом публикации. Сам Додолев вспоминает об этом в своём интервью («Московская правда», 16 июня 2007):

Я изучил фактуру, и материал получился огромный. Решено было разбить его на две части. Но после первой публикации разгорелся такой скандал, что горком запретил выход газеты. То есть «Московский комсомолец» в этот осенний день не получили даже подписчики — статью редактировали на высоком уровне… И навтыкали туда кучу всякой казённой… Когда я увидел, во что превратился мой текст, то устроил фирменную свою истерику (я это умею, когда есть производственная необходимость) и потребовал, чтобы моё имя сняли. Но, как известно, материал журналисту не принадлежит, поэтому он так под моей фамилией и был напечатан: издателем газеты был Комсомол, который рулил как хотел.

Из «Онтологии победы» Леонида Афонского[9]: В конце 1986 года, когда с высот самоускоряющейся рыжковщины Михаил Сергеевич, наконец, обратил свой долгожданный взор на культуру — аккурат после спасения новым Распутиным сибирских рек — Павел Гусев засуетился. Тут-то и грянула светлой памяти додолевская статья о проститутках, ставшая этапным моментом, поворотным пунктом, красным (жёлтым?) фонарём подлинной гласности в мире социализма. С неё, а вовсе не с VIII съезда Союза Писателей началось внедрение реального наполнения этого понятия в приватную жизнь тогда ещё советских людей. Кстати, вдвойне символично, что символом горбогласности — в отличие от гласности Александра II — стали не всенародные вопли о тяжком кресте крепостных, а именно эссе о доморощенных гетерах современности. Видимо, поколение так называемых «тридцатилетних» (тридцатилетних — к началу 80-х годов) чувствовало свою онтологическую валентность этому явлению. Не в том смысле, что «все мы — проститутки», а в том, что тема латентно-продажного секса понималась как тема некоей тайной свободы, как бы понарошке продающейся (и покупающейся) некоей социоастральной грубой силой, от которой никуда не уйти. В этом ракурсе среднестатистический советский либерал представлялся «тридцатилетним» в образе забитой пасторальной девушки, вынужденной идти на панель системы днём и ночью.

Леонид Афонский

Отредактированное в высших инстанциях продолжение статьи было опубликовано днём позже[10].

Игорь Кон в одной из книг отмечал[11]:

Заговор молчания был прорван в ноябре 1986 года сенсационным очерком Евгения Додолева “Белый танец” в газете “Московский комсомолец” о райской жизни валютных проституток.

Фёдор Раззаков писал[12]:

Тогдашняя советская пресса, делавшая первые шаги на ниве гласности, зарабатывала себе авторитет на разоблачении «ночных бабочек-путан», наркоманов и «люберов». Одной из самых громких стала статья в «Московском комсомольце» Евгения Додолева под названием «Белый танец» — о валютных проститутках, промышлявших на «уголке» (угол гостиницы «Националь») и в «Контике» (гостиница «Международная» при ЦМТ).

Андрей Нуйкин признал на страницах журнала «Новый мир», что публикации от 19 и 21 ноября «донесли ясность в вопросе о простых радостях бытия до предела».

Эти газетные выступления названы «первым бликом зари гласности» и «произвели эффект разорвавшейся бомбы»[13]. Максим Кононенко в 2012 году вспоминал, что «мало кому до того известная столичная газета буквально за месяц стала главным в стране изданием „про это“. Люди стали покупать „Комсомолец“, ожидая ещё раз прочитать там что-то подобное»[14]. Павел Гусев пояснял, что статьи «не о технике проституции, а вообще о моральном облике страны»[15].

В западных СМИ о публикации писали с переводом в скобках — Belii tanets (Danza blanca)[16].

В ряде отделов ЦК КПСС прошли закрытые завещания и как результат в мае 1987 года Указом Президиума ВС РСФСР в Кодекс об административных правонарушениях введена Статья 164.2. «Занятие проституцией» (предупреждение или наложение штрафа в размере до ста рублей; те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут наложение штрафа в размере до двухсот рублей)[17]. Через 30 лет после этой законодательной инициативы (в 2017 году) автор в одном из интервью признался, что в его работу вмешивался КГБ СССР[18].

Это было время не только реформ и репортёрских сенсаций, формировался и новый газетный стиль, оказывавший влияние на носителя языка. Использованное Додолевым словосочетание «ночные бабочки»[19] стало устойчивой идиомой; по утверждению газеты «Коммерсантъ» автор популизировал это выражение[20], которое, как пишет Илья Варламов «вошло в язык»[21].

Владимир Шахиджанян в «Дневнике предпринимателя» (9 ноября 2006 года) пишет:

Проститутки (их принято называть, с лёгкой руки Евгения Додолева, ночными бабочками) ни в чём не виноваты.

При анонимном анкетировании старших школьников в Риге и Ленинграде в 1989 году валютная проституция оказалась в десятке наиболее престижных профессий[7]; в этом упрекали автора очерка[22].

Через 10 лет после публикации Лев Новожёнов в эфире НТВ заявил, что автор этими выступлениями «взорвал журналистику»[23].

Даже спустя четверть века эти публикации обозначались как «знаковые для советской журналистики в целом», отмечалось, что они не только вызвали «широкий общественный резонанс» но и «последствия применительно к четырём сферам жизни общества»[24].

В документальном фильме «„Привет“ Максима Леонидова», который экс-коллега автора по «МК» Илья Легостаев снял через 30 лет после публикации (2016), Додолев рассказал о реакции проституток на его работу и последствиях публикации[25].

См. также

Примечания

  1. Евгений Додолев: путаны и «МК» // Губкин — инфо
  2. Вековой Юбилей «Московского Комсомольца» // «Мосправда». Дата обращения: 3 марта 2020. Архивировано 3 марта 2020 года.
  3. Архивированная копия. Дата обращения: 17 июня 2017. Архивировано 12 марта 2014 года.
  4. [Энциклопедия отечественного кино, Год 1987, Денис Горелов]
  5. Фёдор Раззаков. Проституция и наркомания.
  6. Эскорт в СССР: как появились интердевочки и кого они обслуживали. Дата обращения: 25 ноября 2021. Архивировано 25 ноября 2021 года.
  7. 7,0 7,1 Кон И. С. Сексуальная культура в России. Опасный секс: Насилие, проституция, болезни (недоступная ссылка)
  8. Взгляд в прошлое: вспоминая историю российского телевидения // Радио Медиаметрикс. Дата обращения: 18 июня 2017. Архивировано 23 июня 2017 года.
  9. [[Афонский, Леонид Николаевич|Леонид Афонский]]. Онтология победы — «Московский Комсомолец»: штрихи к портрету явления. Дата обращения: 17 июня 2017. Архивировано 18 июня 2017 года.
  10. Путаны и «МК» // Эхо Москвы, 20.11.2011. Дата обращения: 17 июня 2017. Архивировано 16 февраля 2017 года.
  11. Клубничка на березке: Сексуальная культура в России // Игорь Кон
  12. Раззаков Федор. Проституция и наркомания // ModernLib.Net
  13. Уродина | Да, скифы мы!. Дата обращения: 2 февраля 2013. Архивировано 12 февраля 2013 года.
  14. ВЗГЛЯД / Максим Кононенко: Ушла эпоха. Дата обращения: 17 июня 2017. Архивировано 25 июля 2018 года.
  15. МК исполнилось 90 лет | Телекомпания НТВ. Официальный сайт | Новости НТВ. Дата обращения: 2 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  16. Rusia para hispanoparlantes: Las Ночные бабочки o mujeres de la noche en Rusia. Дата обращения: 17 июня 2017. Архивировано 8 июля 2011 года.
  17. Gazeta.ua // «Коммунизм — могила проститутки». Дата обращения: 17 июня 2017. Архивировано 29 мая 2014 года.
  18. Как развлекалась московская золотая молодёжь в 70-е // www.eg.ru. Дата обращения: 17 июня 2017. Архивировано 23 июня 2017 года.
  19. Проститутки выходят на работу с утра. Дата обращения: 17 июня 2017. Архивировано 1 апреля 2007 года.
  20. «Перестройка была прыщавая и слюнявая» // Коммерсантъ. Дата обращения: 17 июня 2017. Архивировано 8 февраля 2017 года.
  21. Прогулка по Москве 1986 года // varlamov.ru. Дата обращения: 17 июня 2017. Архивировано 16 июня 2017 года.
  22. Давайте всех их расстреляем // «Однако». Дата обращения: 25 июня 2017. Архивировано 25 июля 2018 года.
  23. [См. Ссылки, ТВ-сюжет передача «Старый телевизор» 5-я минута]
  24. «Мосправда» (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июня 2017. Архивировано 15 марта 2017 года.
  25. «Песня с историей»: «Привет» Максима Леонидова // Москва 24. Дата обращения: 17 июня 2017. Архивировано 1 мая 2017 года.

Литература

Ссылки