Белый, Пётр Сергеевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Петр Сергеевич Белый
фото Петр Белыйфото Петр Белый
Основная информация
Дата рождения 16 января 1949(1949-01-16) (75 лет)
Место рождения Комсомольск-на-Амуре, СССР
Страна  СССР Россия
Профессии композитор, музыковед, музыкальный деятель
Годы активности 1966—наши дни
Жанры симфония, кантата, камерно-инструментальный цикл, вокальный концерт
Награды премия имени Д. Д. Шостаковича

Пётр Серге́евич Бе́лый (16 января 1949, Комсомольск-на-Амуре) — советский российский композитор. Лауреат премии им. Д. Д. Шостаковича (премия Союза композитороов России).

Биография

Пётр Белый окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных в 1976 по классу композиции профессора Арама Хачатуряна.

Член Союза композиторов России (1977). Член Союза композиторов СССР (1978).[1]

Творчество

Основные сочинения: кантата «Над котлованом» на сл. Андрея Платонова; симфония «Меры наказания»; «Маленькая камерная кантата»; Соната № 1 для скрипки и фортепиано; Сюита для скрипки и фортепиано; «Дом безрассудных транжир» для виолончели и фортепиано; Три арии для альта и фортепиано; «История совести» для двух скрипачей и пианиста; камерно-вокальный концерт «Романсы, элегии, монологи», фортепианные пьесы и др.

Выступает в печати как критик, публицист, музыковед. Ведёт музыкально-просветительскую деятельность, основал и возглавил «Сочинские музыкальные выставки» (1993—1999). Творчеству и личности Петра Белого посвящена книга Юрия Фаертага «Молчание музыки» (М., «Композитор», 2010).

С 1987 по 2008 год отошёл от публичной деятельности как композитор, наложив запрет на исполнение и трансляцию своих произведений. С 2009 года возобновил публичную активность.

Свой авторский стиль композитор определяет как неоконсерватизм. Как музыковед, Белый противостоит традиционным клише, устоявшимся в отечественном музыковедении. Так, Белому удалось радикально обновить концептуальный подход к смыслу творчества П. И. Чайковского («Непостижимый Чайковский» — «Советская музыка», 1986, № 6; «Философия Чайковского», «Стадии Чайковского» — см.приложение к книге «Молчание музыки». М., 2010), А. С. Аренского («Соловей в бурю» — там же, «Незапятнанная музыка» — в сб. «Музыкальное исполнительство и педагогика», В. Новгород, 2011), А. К. Глазунова («Из заметок о Глазунове» — «Музыкальная академия», 2011, № 2, перепечатано в сб. «Музыкальное исполнительство и педагогика», В. Новгород, 2011), Л.Яначка («Из заметок о Леоше Яначке» — «Музыкальная академия», 2011, № 2,). Автор статей о современных композиторах А. Бузовкине («Приподнять завесу над творчеством» — «Музыкальная академия», 2006, № 1, К. Волкове («Несколько эскизов к портрету» — «Советская музыка», 1983, № 7), Л. Десятникове («Орфей в аду» — рукопись, «Праздник идущих отдельно» — «Российская музыкальная газета», 2005, апрель), В. Рябове («В. В. Р.» — «Музыкальная академия», 2010, № 3). В 1975—1984 был ведущим автором рубрики «Беседы о музыке» в журнале «Музыкальная жизнь» («Парадоксы пуччинианы», «Сюиты Чайковского»,"Дон Жуан" Моцарта", «Фиделио» Бетховена", «Испанские увертюры» и др.).

Ввёл понятие «неоконсерватизм» в историю стиля музыки XX в.

Собрание сочинений
  • Белый П. С. Ноты вместо слов — слова вместо нот. Очерки и беседы. Рецензии. Интервью. Лекции: В 2 т. Т. 1: О классиках. Т. 2: О современниках. М.: ОГИ; Б. С.Г.- Пресс, 2017. 

Примечания

  1. Союз композиторов России. Справочник. М.: Композитор. 2004.