Белозёров, Андрей Борисович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Андрей Борисович Белозёров
Андрей Белозёров, 2010Андрей Белозёров, 2010
Дата рождения 4 декабря 1966(1966-12-04) (57 лет)
Место рождения Бендеры, Молдавская ССР, СССР
Род деятельности прозаик
Направление эпохальный реализм

Андре́й Бори́сович Белозёров (род. 4 декабря 1966, Бендеры, Молдавская ССР) — прозаик, основоположник направления эпохального реализма в современной литературе.

Биография

Учился в Кишинёвском институте Искусств и в Педагогическом институте. Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А. М. Горького (семинар прозы, 2003).

Неоднократно печатался в изданиях: «Кодры. Молдова литературная», «Литературная Россия», «Московский вестник», «Наш современник» (2009—2014), «Дружба народов» (при Александре Эбаноидзе), «Роман-газета», «Новый Журнал» (Нью-Йорк) и мн. др..

В ноябре 2014 года в связи с неприятием официальной позиции редакции «Нашего современника» по вопросу присоединения Крыма к РФ, а также войны на территории Донецкой и Луганской областей Украины отозвал свои произведения из журнала.

Живёт и работает автор в Бендерах (Приднестровье, Молдова).

Работы

Рассказ «Визг», «Кодры. Молдова литературная», 1990, № 7

Андрей Белозёров дебютировал в июле 1990 года с рассказом «Визг» в журнале «Кодры. Молдова литературная»[1]. Представитель «новой волны» молодых русских литераторов Молдовы, чьи произведения «убедительно и ярко отражают психику людей периода разлома времён, когда старые идеалы были сокрушены, а новые не предложены, когда разобщённость повергла многих в растерянность и жизнь стала восприниматься как кораблекрушение. <…> Проза А. Белозёрова принесла в русский литературный процесс проблемы экзистенциальной коммуникации…»[2]. Узрит республиканская критика в художническом видении автора и следы, ведущие к представителям русской и мировой классики — Ф. М. Достоевскому, А. Камю, Ж.-П. Сартру; укажет, что автором созданы образы героев со сломленной психикой, неизбежно кончающих суицидом или одержимых идеей, которую невозможно осуществить, и что их жизнь напоминает бег по кругу.

Анализируя повесть «Лица», опубликованную годом позже в тех же «Кодрах»[3], литературовед Э. Лефтер пророчески подметит: «Историческое время то обнаруживает соответствие с решениями человека, то резко противостоит им. В результате становятся художественно самоочевидными конфликтные отношения персонажей не только между собой, но и с историческим временем в целом. Причём эти взаимоотношения могут довести и до крайней точки — самоубийства — как протеста, как вызова окружающему миру. <…> Русская повесть Молдовы подобного мировосприятия героев и их самоощущения в данной реальности ранее не изображала»[4].
Теперь, с расстояния почти в 30 лет, можно с уверенностью определить ранние искания автора, как грандиозное предчувствие социальной катастрофы — бездны, куда угодит вот-вот разделённый по обе стороны Днестра народ. И действительно, в творческом исчислении ровесник и вестник самопровозглашённого государства ПМР, А. Белозёров все эти годы стоически обретается на своём фронте литературном, упорно преодолевая вместе с людом многострадальным все трудности самоизоляции, непризнанности, и, прежде всего, на плане личностном. И даже более — пробить броню кордонов искусственных желает, а также пришпорить-оседлать то самое «время историческое», когда волей верхов чинодральских именования «лишних человеков» (читай «ртов лишних») удостаиваются не только «горемыки от ума», но целые группы населения.

Повесть «Всегда сейчас», «Московский вестник», 2001, № 1

Первой ласточкой в дерзаниях этих можно по праву назвать повесть-репортаж «Всегда Сейчас, или Сублимация в сюжет», опубликованную в журнале Московских писателей и Литературного института — «Московский вестник»[5]. В предисловии к изданию редколлегия написала: «Начало 2001 года мы открываем публикацией истерически талантливой повести А. Белозёрова. Аритмия этой прозы, воспалённый ум и страстность её автора, на наш взгляд, достаточно убедительно выражают дух времени в его ближайшей перспективе…»

Сюжет повести таков: герой нелегально бежит в Америку, засев поначалу в потайном люке скорого поезда, пограничники находят его и отправляют в больницу для умалишённых, откуда героя выписывают без видимых улучшений, в таком виде он встречается с женщиной — сначала из огня, потом земной… Всё это становится достоянием Дневника, который попадает в руки всех встретившихся на его пути: капитана пограничников, психиатра, возлюбленной; тем не менее все, кто открывают Дневник, читают про текущий момент — о том, что происходит с автором Дневника и с ними сию секунду, Здесь и Теперь. Герой повествования признаётся: «Всё смешалось для меня, — и прошлое, и настоящее, и неизбежное в окладе нынешнего будущее… Есть только одно состояние в котором я существую — время чтения вами этих записок!..» Дневник поможет герою осуществить задуманное.
  Разбору повести «Всегда сейчас», а также главам из романа «Масоны моего мозга», опубликованным в том же «Московском вестнике»[6], посвящена статья С. Солотчина «Притяжение Сартра: послесловие к публикации»[7], где критик коротко резюмирует: «Персонализм-экзистенциализм в России и Белозёров пророк его!..»
Забегая вперёд, отметим, что перипетии местного характера, связанные с отправкой в Литинститут, годы учёбы в столице столиц много позже найдут отражение в повести «Джекпот, или Портрет художника в силе», опубликованной в «Новом журнале» (Нью-Йорк)[8], где и обозначится явный переход от плутовского романа «Масоны моего мозга» к просвещенческому. Самое «Джекпот» — гимн человеку гуманитарному; данная повесть вошла в шорт-лист Премии Марка Алданова-2018, учреждённой «Новым журналом»[9], а увидела свет в означенном издании аккурат к 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина.

Грамота конкурса «Древний город на Днестре», 2008

Однако историческая действительность окажется более суровой к автору, чем сублимированная им же художническая реальность: навставляют уж палок в колёса чины от культуры — вплоть до возбуждения судебного преследования; выезд на учёбу в Москву осуществится не иначе как под патронажем и с охранной грамотой Русского Пэн-центра эпохи Андрея Битова и Александра Ткаченко, истых защитников прав человека.

В годы обучения на ВЛК (2001—2003) автор регулярно посещает заседания Клуба метафизического реализма во главе с Юрием Мамлеевым, пообещавшим, что «мир ещё умоется русской идеей». Под влиянием метода метафизического реализма (а метафизические мотивы никогда и не были чужды прозе А. Белозёрова) написана повесть «Пояс шахида, или Эти безумные круги Сансары», опубликованная в «Московском вестнике».[10]. Главный герой, колумнист столичного издания, проезжая по кольцу Московского метро после недавних терактов, вершит настоящий сеанс арт- и лого-террапии в себе и в читателе. Повесть стала лауреатом Литературного конкурса «Древний город на Днестре» к 600-летию Бендер.

Рассказ «Молодость. Любовь. Война», «Наш Современник», 2009, № 11

Новый уровень художественного отношения к действительности затребует автора на круги своя — к осмыслению недавнего огневого прошлого именно родного города и края. В канун 20-летия образования ПМР (солидный срок для рефлексии) автор представит на суд комиссии Государственного конкурса «Родное Приднестровье» свой первый рассказ о войне 1992 года «Молодость. Любовь. Война», опубликованный в журнале «Наш современник»[11]. Уже этот первый рассказ, где главный герой — юноша-поэт, выводящий под белым («пораженческим») флагом колонну мирных жителей с «оккупированного» конституционными войсками микрорайона, — проникнут отважным антимилитаристским духом. Рассказ станет лауреатом Конкурса, но войдёт в республиканские литературные анналы в урезанном формате.

Повесть «Мой Аурел», «Дружба народов», 2014, № 12

И во всех последующих прозаических и публицистических повествованиях, исследующих катаклизм войны 1992 года, «объектив» А. Белозёрова нацелен не иначе как через фильтр народного восприятия — осознание и опыт людей, ставших заложниками исторического обстоятельства сепаратизма. Зоркий современник республики на Днестре воссоздаст целый пласт эпохи, языка, быта, портретов наружностей и психологии жителей ПМР. В истоках «сепаратизма» автор устойчиво числит кризис образа отца, а в любом конфликте и в наивысшем его проявлении — войне — проблему всё той же коммуникации экзистенциальной, когда всё непонятное принимается оппонентами в штыки.
Особое внимание уделит прозаик-исследователь волнующей теме: палач и жертва. И априори в этом ряду — маленькая ополченская повесть «Мой Аурел», опубликованная журналом «Дружба народов»[12]. Палач, «ботаник»-ополченец, впервые взявший в руки «калаш»; жертва — воин-конституционалист, всего на год его старше. Гибель «врага» оборачивается для «палача» горем безутешным. Что это как не покаяние русского интеллигента, несущего во все времена внутреннюю ответственность за «дурную» действительность, — обратка за неразумие, малодушие, рабское состояние воли, — и верхов диффузных, и им преданных низов?! А сепаратизм — не самоубийство ли на уровне коллективном?!

Свидетельством, безусловно, высокой оценки труда А. Белозёрова на поприще военной тематики (2009—2016 гг.) явился сборник рассказов «Молодость. Любовь. Война» в старейшем народном журнале «Роман-газета»[13] — в год 90-летия издания и 50-летия самого автора. Сборник будет отмечен Дипломом VIII Международного славянского литературного форума «Золотой витязь» (Иркутск, 2017)[14]. На родине же малой — практика обструкции, замалчивания творчества А. Белозёрова. И анафема — с момента опубликования повести «Галерея ПМР» в «Новом журнале» (Нью-Йорк)[15].

Повесть «Галерея ПМР», «Новый журнал», 2017, № 286

Именно в период работы над повестью «Галерея ПМР» (2010—2015 гг.) автор формулирует и претворяет в жизнь принципы нового направления в искусстве — эпохального реализма. Сутью коего — преодоление античеловеческой матрицы постмодернизма и обращение (на новом витке) к принципам классической русской национальной литературы с её созерцательностью, народностью (в высшем и благороднейшем значении этого слова), постановкой актуальных политических вопросов, безупречностью эстетических оценок. Ведь и по мысли В. Г. Белинского «идея закономерности исторического процесса не полна без идеи отрицания, как исторического права, не менее священного, и без которого история человечества превратилась бы в стоячее и вонючее болото»[16]. С позиций сих все духовные метания, сомнения, «мысли злобные», вложенные автором в уста героев «Галереи ПМР», — и есть то чувствилище трагедийное, что все лучшие люди своих времён, выразители передовых идей эпох (и Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь, и Белинский, и Огарёв, и Станкевич, и Герцен, и мн. др.) переживали в борьбе с мракобесием, за «смелую свободу», за желчную откровенность, за достойную реальную деятельность — против воль инквизиторских верхов!

В своём интервью «На твёрдой почве гуманизма: к 20-летию творческой деятельности» (состоявшемся, подписанном в печать СП ПМР, но так и не опубликованном в главном рупоре ПМР — газете «Приднестровье») Андрей Белозёров говорил:

…А чем мы тут все, писатели Приднестровья, занимаемся? — Заполучаем сакрально информацию в данной Точке опаленной пространства мирового и транслируем в мир — эпохальный реализм!.. То есть, каждый коллега своим кропанием скромным льет неизменно на мельницу исторической темы народной, становления нашего человеческого во времени и пространстве. Грандиозное явление…

Диплом Премии им. Марка Алданова, 2016

Повесть «Галерея ПМР» стала лауреатом Международной литературной премии им. Марка Алданова-2016 («Новый журнал», Нью-Йорк)[17].

Подробный анализ повести «Галерея ПМР» произведён в статье Ж. Гладковой «Эпохальный реализм Андрея Белозёрова»[18].

Сам же автор, окрылённый разворотом позитивным «времени исторического» и верный себе, — бежит — и выпархивает (на новом витке творческом) с круга реализма эпохального в эпохальный экзистенциализм. То есть: прочь от классических логик и геометрий — к логике квантовой, где основой основ: внимание к реальности, что меняется в зависимости от того, наблюдаем мы её или нет!.. Участливость же к правам человека, к свободе слова, к исполнению долженствования человека перед человечеством, просветительство всемерное на путях сих только углубляется.

В своём новом очерке «В тренде» автор пишет:

…Ведь преодолев национальное узко, которое нам всем в последние годы для оттяжки времени исторического, для канализирования энергий личностных, предлагают на блюдечке верхи, вырвемся мы в семью общемировую, оставаясь, впрочем, по местам, в квартирах-ячеях своих, будучи сплошь окутаны Интернета облаком. Грезить станем временем-пространством новым, которое по закону Эйнштейна тяготеть будет уже не просто к массе большей, а к осознанию великому в себе (в каждом из нас). Чёрные дыры осознания будут править в мире бал, а не потоки финансовые. Акценты основные перекувырнутся: стягивание к воронкам личностным произойдет по линиям нравственности новой. Короче, у кого рефлексия круче — тот и Пан!.. Эпохальный экзистенциализм — время чтения вами записок этих! Эпохальный экзистенциализм — Здесь и Сейчас!!

Полёт свободный в пространстве-времени эпохального экзистенциализма — повесть «Тело»[19]. «А что, если жертва войны — вовсе не жертва?» — лейтмотив каждой из восьми новелл, сведённых под единое начало. Короткие истории с нетривиальным и строгим сюжетом, с ясной композицией, сплачивает в одно и ещё нечто — неординарное отношение к ситуации современной городской войны, когда кровавая распря превращается в чудовищную обыденность. И хотя в каждой главе присутствует центральный персонаж, но сквозной героиней выступает неизменно девушка-студентка-пианистка. Это её чистые воля и представление послужат драйвером для драматических коллизий: заставят находить отклик на «предмет» (плясать под свою «дуду») и домашних, и соседей по типовой пятиэтажке («мирных» коллег по несчастью), а также опытных военных по обе стороны противостояния.

Живя и рефлексируя на высоком крутом правом берегу Днестра, на юго-западном окоеме бывшего СССР, творчество А. Белозёрова сродни метафоре моста — на стыке Русского и Молдавского Миров, с перспективой наведения коммуникации экзистенциальной в еще неисхоженные ни отечественной, ни иностранной прозой Топосы. Яркий образец служения Искусству. Демонстрация путей литературы Современного Русского Зарубежья.

Премии и номинации

  • 2008 — лауреат литературного конкурса «Древний город на Днестре» к 600-летию Бендер
  • 2010 — лауреат Государственного конкурса «Родное Приднестровье» к 20-летию ПМР
  • 2016 — лауреат Премии Марка Алданова
  • 2017 — дипломант VIII Международного Славянского литературного форума «Золотой Витязь»
  • 2018 — шорт-лист Премии Марка Алданова

Литература

  1. Андрей Белозёров. Визг // Кодры. Молдова Литературная. — Кишинёв, 1990. — № 7. — P. 200. — ISSN 0130-2337.
  2. Русская литература Молдовы в лицах и персоналиях XIX—XXI вв. Библиографический словарь-справочник. — Кишинёв, 2003.
  3. Андрей Белозёров. Лица // Кодры. Молдова литературная. — Кишинёв, 1993. — № 5. — P. 200. — ISSN 0130-2337.
  4. Элина Лефтер. На стыке веков и культур. Заметки о русской литературе Молдовы. — Chişinău: Ruxanda, 2000. — С. 36, 43.
  5. Андрей Белозёров. Всегда сейчас, или Сублимация в сюжет // Московский вестник. — Москва, 2001. — № 1. — P. 256. — ISSN 0868-5819.
  6. Андрей Белозёров. Масоны моего мозга // Московский вестник. — Москва, 2002. — № 6. — P. 256. — ISSN 0868-5819.
  7. Сергей Солотчин. Притяжение Сартра: послесловие к публикации // Московский вестник. — Москва, 2003. — № 4. — P. 256. — ISSN 0868-5819.
  8. Андрей Белозёров. Джекпот, или Портрет художника в силе // Новый журнал. — Нью-Йорк, 2019. — Июнь (№ 295). — P. 370. — ISSN 0029-5337. Архивировано 29 сентября 2019 года.
  9. Премия им. Марка Алданова: итоги конкурса 2018 года. Новый журнал (сентябрь 2018). Дата обращения: 30 сентября 2019. Архивировано 14 сентября 2018 года.
  10. Андрей Белозёров. Пояс шахида, или Эти безумные круги Сансары // Московский вестник. — Москва, 2007. — № 5. — P. 272. — ISSN 0868-5819.
  11. Андрей Белозёров. Молодость. Любовь. Война // Наш современник. — Москва, 2009. — № 11. — P. 288. — ISSN 0027-8238. Архивировано 29 сентября 2019 года.
  12. Андрей Белозёров. Мой Аурел // Дружба народов. — Москва, 2014. — № 12. — P. 254. — ISSN 0012-6756. Архивировано 19 июня 2019 года.
  13. Андрей Белозёров. Молодость. Любовь. Война // Роман-газета. — Москва, 2017. — № 4. — P. 80. — ISSN 0131-6044. Архивировано 3 сентября 2019 года.
  14. Возвысить душу человека. Литературная газета (20 сентября 2017). (недоступная ссылка)
  15. Галерея ПМР // Новый Журнал. — Нью-Йорк, 2017. — № 286. — С. 398. — P. 400. — ISSN 0029-5337. Архивировано 16 июня 2019 года.
  16. В. Г. Белинский. Статьи о классиках. — Москва: Художественная литература, 1973. — С. 53. — С. 551 с.
  17. Премия им. Марка Алданова: итоги конкурса 2016 года. Новый журнал. Дата обращения: 28 сентября 2019. Архивировано 30 июля 2019 года.
  18. Эпохальный реализм Андрея Белозёрова. Публицистическое онлайн приложение к «Новому журналу». Нью-Йорк: Новый журнал (27 декабря 2017). Дата обращения: 24 сентября 2019. Архивировано 2 ноября 2019 года.
  19. Андрей Белозёров. Тело // Новый журнал. — Нью-йорк, 2018. — Июнь (№ 291). — P. 398. — ISSN 0029-5337. Архивировано 21 июня 2019 года.

Дополнительные материалы