Белкин, Вениамин Павлович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вениамин Белкин
Имя при рождении Вениамин Павлович Белкин
Место рождения Верхотурье
Место смерти Ленинград
Подданство  Российская империя
Гражданство  РСФСР
 СССР
Учёба Школа А. П. Большакова

Вениами́н Па́влович Бе́лкин (26 января 1884, Верхотурье — 8 ноября 1951, Ленинград) — русский и советский художник, живописец, график.

Биография

Родился в городе Верхотурье Пермской губернии. Учился в Москве, в мастерской М. И. Шестёркина (1903—1905), школе А. П. Большакова (1904—1905), у В. Э. Борисова-Мусатова и в Париже в академии Ла Палетт (1907—1909) у Ш. Герена и Ш. Котте[1]. В 1918 году к годовщине Октябрьской революции написал панно «Пегас» для Пушкинского сквера в Петрограде. В 1919—1921 годах работал над эскизами тарелок для Ленинградского Фарфорового завода («Победа трудящихся» и другие). Известны две открытки работы художника, выпущенные Общиной Св. Евгении.

Участник выставочной группы «Шестнадцать» (1922—1928), член учредитель «Общества живописцев» (1928—1930)[2].

В 1921—1923 и в 1928—1946 годах преподавал в ИЖСА (Ленинград), в 1924—1927 — в Архитектурном техникуме (Ленинград)[3].

Выставки

Участник выставок с 1906 года.

  • 1908 — Париж
  • 1911 — «Союз молодёжи» (С.-Петербург).
  • 1912 — «Мир искусства» (Москва)
  • 1913 — «Мир искусства» (Москва)
  • 1914 — «Мир искусства» (Москва)
  • 1915 — «Мир искусства» (Петроград)
  • 1916 — «Мир искусства» (Петроград)
  • 1918 — выставка современной живописи и рисунка (Петроград)
  • 1919 — 1-я государственная свободная выставка произведений искусства в Петрограде
  • 1921 — «Община художников»[3]
  • 1922 — выставка «Шестнадцати» (Петроград)
  • 1923 — выставка «Шестнадцати» (Петроград)
  • 1924 — выставка «Шестнадцати» (Ленинград)
  • 1924 — «Мир искусства» (Москва)
  • 1924 — Нью-Йорк и Бостон
  • 1927 — выставка «Шестнадцати» (Ленинград)
  • 1927 — «Графическое искусство в СССР» (Ленинград)
  • 1927 — «Юбилейная выставка изобразительного искусства СССР» (Ленинград)
  • 1932 — «Художники РСФСР за 15 лет»
  • 1941 — персональная (Ленинград)
  • 1955 — мемориальная (Ленинград).

Иллюстрации

Рисовал для журналов «Аполлон», «Сатирикон» (1909—1911), «Красная панорама» (1928—1929), много работал для книжных издательств:

1919 — рисунок к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Валерик» (тушь, белила; Русский музей).

1920 — иллюстрации к повести «Княжна Мери» (серия «Народная библиотека»): виньетка на обложке — «Плачущие амуры держат портрет княжны Мери», заставка — «Печорин и Грушницкий встречают Мери и её мать у источника» и иллюстрация на полную страницу — «Мери подаёт стакан Грушницкому» (тушь, перо, заливка).

1924 — «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Кот, сметанный рот» А. Н. Толстого.

1925 — «Смельчаки» К. И. Чуковского.

1929 — «Три мушкетёра» А. Дюма и др.

1930 — «Декамерон» Дж. Бокаччо.

1931 — серия (сюита) из 15 страничных рисунков для Полного собрания сочинений Лермонтова (под ред. К. Халабаева и Б. Эйхенбаума / М. — Л., 1931; техника — тушь, перо, заливка, меловая бумага с процарапыванием; Русский музей, музей ИРЛИ, «Домик Лермонтова»). Высоким качеством отличаются иллюстрации к повестям «Бэла» («Резня в ауле после ссоры Казбича с Азаматом») и «Фаталист», экспрессией — «Мцыри, обнимающийся с грозой»; иллюстрации к драме «Странный человек» и к поэме «Боярин Орша», напротив, выполнены в натуралистической манере. Позднее художник не раз возвращался к лермонтовским темам, работая в различных техниках: 1937 — «Измаил-Бей», 1939 — «Тамань», «Бэла», «Кавказский пленник», «Два брата», 1943 — «Княжна Мери», «Штосс».

1938 — «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели.

Дружба с А. Ахматовой

Художник был дружен с Анной Ахматовой с начала 1910-х годов, о чём свидетельствуют его рисунки, оставленные в альбоме поэтессы. В 1924 году портрет А. Ахматовой кисти В. Белкина экспонировался в июне 1924 года на выставке «мирискусников». О работе над этим портретом в мае 1922 года. Вениамин Павлович пишет в Берлин: «Я усердно занимаюсь живописью, пишу портрет Ахматовой и этюды». В музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме хранится экземпляр «Белой стаи», который она подарила художнику, со следующей надписью: «Милому Вениамину Павловичу Белкину в первый день писания нашего портрета весной 1922 года. Петербург». Позже по неизвестной причине художник переписывает этот портрет и вновь показывает его уже на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в 1932 году. Экспертиза, проведённая специалистами Русского музея, позволяет утверждать, что и впоследствии он подвергался переработке автором, и, возможно, датой окончания работы можно считать 1941 год.

Образ Анны Андреевны Ахматовой угадывается в женских портретах, созданных художником при иллюстрировании поэмы Г. Чулкова «Мария Гамильтон» (леди Гамильтон — атрибуция Р. Д. Тименчика) и первой части романа А. Толстого «Хождение по мукам» — «Сёстры» (одна из сестёр — атрибуция Ю. А. Молока).

Галерея

Работы В. П. Белкина хранятся в Русском музее, Ярославском музее-заповеднике, Пермской художественной галерее, Вологодской картинной галерее, Донецком республиканском художественном музее и др. Отдельные работы имеются в собраниях Казахстана.

  • 1908 «Река Сена в Париже»
  • 1909 «Автопортрет»
  • 1912 «Белая ночь»
  • 1916 «Фрукты на пианино»
  • 1924 «В окрестностях Петрограда»
  • 1925 «Пейзаж»
  • 1939 крымские пейзажи
  • 1947 «Портрет В. А. Осовского»
  • 1950 «Натюрморт»

Примечания

  1. Лебедева, 1988, с. 355.
  2. Лебедева, 1988, с. 349,351,355—356.
  3. 3,0 3,1 Лебедева, 1988, с. 356.

Источники

  • «Искусство книги» (альманах), в. 2, 1956—1957. — М., 1961. — С. 131—133.
  • «Книга и революция», 1920, № 3—4, с. 62.
  • Лебедева И. В. Общество живописцев. К истории художественной живописи Ленинграда 1920-х годов // Советское искусствознание. Вып. 24. — сб. статей. — М.: Советский художник, 1988. — С. 348—361. — 450 с.
  • Молок Ю. А. Камея на обложке // Опыты. Журнал эссеистики, публикаций, хроники. — 1994. — № 1. — С. 127.
  • Тименчик Р. Д. А. А. Ахматова (К 100-летию со дня рождения). — М.: 1989.
  • РГАЛИ: ф. 13 «Ахматова Анна Андреевна (1889—1966) — поэт», оп. 1, ед. хр. 16, л. 23.
  • Молок Ю. А., Турчин В. С. Книга и книжники. Образ книги в русской графике первой трети XX века. — М., 2003. — С. 223—224.
  • Исаев В. Ю. Сокровища Дома Волошина. Альбом. — Симферополь: СОНАТ, 2004. — 400 с. — ISBN 966-8111-40-0.
  • Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — СПб.: НП-Принт, 2007. — 450 с. — ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7.

Ссылки