Белкинд, Исраэль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Исраэль Белкинд
Имя при рождении Исроэл Мееров Белькинд
Дата рождения 11 апреля 1861(1861-04-11)
Дата смерти 28 сентября 1929(1929-09-28) (68 лет)
Место смерти Берлин, Германия
Род деятельности краевед, публицист, педагог
Вероисповедание иудаизм
Основные идеи палестинофильство

Исраэль Белкинд (Израиль Белькинд, ивр.ישראל בלקינד‏‎; 11 апреля 1861, Логойск, Минская губерния, Российская империя — 28 сентября 1929, Берлин, Германия) — еврейский общественный деятель-палестинофил и просветитель, краевед, публицист, основатель движения БИЛУ.

Биография

Исраэль Белкинд родился в 1861 году в Логойске в семье Меера Белкинда[1] и Шифры Белкинд, урождённой Галстух[2] (по ревизской сказке 1851 года Меер Эллевич и Шифра Шимонова Белькинд[3]). Его отец был маскилом, сторонником движения «Ховевей Цион» и одним из первых преподавателей иврита в странах рассеяния[2]. Другие члены семьи (в частности брат Исраэля Шимшон), как и Исраэль, прониклись идеями «Ховевей Цион» и впоследствии активно участвовали в сионистском движении. Так, сын Шимшона Нааман Белкинд стал членом подпольной организации «НИЛИ» и был казнён в 1917 году турецкими властями[4]. Сестра — Ольга Мееровна Белькинд (в замужестве Ханкин, 1852—1943), один из пионеров заселения Эрец-Исраэль[5]. В 1870-е годы семья жила в местечке Плещеницы Борисовского уезда[6].

Чтобы обеспечить детям достойное светское образование, Меер Белкинд перебрался с семьёй в Могилёв. Там Исраэль Белкинд окончил государственную гимназию на русском языке, после чего поступил в Харьковский университет. Однако еврейские погромы 1881 года на юге России разуверили его в возможности нормального будущего для евреев в этой стране[2]. В начале 1882 года Белкинд собрал нескольких еврейских юношей и с их участием основал движение БИЛУ (ивр.ביל"ו‏‎, от слов «בית יעקב לכו ונלכה» — «О, дом Иакова! Придите, и пойдём»[7]). Первоначальное название организации было аббревиатурой другого библейского стиха «скажи сынам Израилевым, чтоб они шли»[8], но в дальнейшем оно было изменено, что, по словам Белкинда отразило сдвиг в идеологии организации от пропаганды к личным действиям в виде переезда в Палестину[9].

В 1882 году Белкинд в составе первой группы «билуйцев» прибыл в Палестину, в это время в составе Османской империи. Первоначально вместе со своими товарищами работал в качестве наёмного сельскохозяйственного рабочего в Микве-Исраэль. Белкинду удалось убедить управляющего Микве-Исраэль, Шмуэля Гирша, в серьёзности намерений билуйцев, которые стремились не стать ещё одними получателями денежной помощи, а заниматься самостоятельным трудом. Впоследствии он был рекомендован еврейскому филантропу Эдмону (Биньямину) Ротшильду, и тот распорядился переселить билуйцев в только что основанное поселение Ришон-ле-Цион[10].

Однако в Ришон-ле-Ционе отношение назначенных Ротшильдом администраторов к Белкинду и его товарищам по организации было именно таким, против которого он выступал: билуйцы рассматривались как получатели помощи. Белкинд, протестовавший против такого статуса, был в конечном счёте изгнан из Ришон-ле-Циона, его брату и сестре было запрещено предоставлять ему жильё. Он проживал в Яффе и Иерусалиме, перебиваясь случайными заработками, прежде чем осесть в Гедере. Позже, по рекомендации Шмуэля Гирша, Белкинд был назначен представителем от Гедеры в исполнительном комитете «Ховевей Цион». В качестве члена исполкома «Ховевей Цион» он поддерживал общественные протесты в Ришон-ле-Ционе против политики администрации Ротшильда, окончившиеся поражением и изгнанием лидеров протестов — в том числе Шимшона Белкинда, перебравшегося к брату в Гедеру[10].

После этого Исраэль Белкинд сосредоточил свои усилия на развитии еврейского национального образования. В 1889 году он основал в Яффе первую частную школу с преподаванием на иврите[9], среди преподавателей которой были его отец и сестра Соня. Содержание школы оказалось убыточным, и через два с половиной года она закрылась; Белкинду пришлось продать своё хозяйство в Гедере, чтобы расплатиться с долгами[10]. После закрытия школы в Яффе он был принят на работу учителем в школе Всемирного еврейского союза в Иерусалиме и занялся составлением учебников на иврите[9]. Среди подготовленных Белкиндом книг были задачник по арифметике, учебники всемирной истории и основ иврита, вышедшие в свет в 1896—1899 годах. В дальнейшем он также преподавал в школах Всемирного еврейского союза в Яффе и Ришон-ле-Ционе[10].

В 1903 году Белкинд основал при мошаве Шфия (рядом с Зихрон-Яаковом) сельскохозяйственную школу-интернат «Кирьят-сефер» с преподаванием на иврите. Первыми учащимися школы стали еврейские дети из Кишинёва, осиротевшие в результате погрома 1903 года и вывезенные Белкиндом в Палестину. Школа просуществовала около трёх лет, после чего была закрыта из-за отсутствия средств[9]. После закрытия школы Белкинд работал в банке, а позже — директором школы в Хадере. В 1911 году начал выпуск ежемесячного журнала «Ха-меир», однако сумел издать только 11 номеров. По окончании мировой войны вернулся к идее школы-интерната и привёз в Палестину некоторое количество детей-сирот с Украины, но финансовые трудности снова не позволили реализовать этот проект[11].

В конце 1920-х годов Белкинд основал в Палестине издательство «Ха-меир», где выпустил ряд своих книг, написанных ранее[11]. В том числе в 1928 году увидела свет его книга «Эрец-Исраэль сегодня»[4], написанная по следам его путешествий по стране. В 1917 году в США вышла на идише его книга «Первые шаги заселения Эрец-Исраэль»[12] об истории еврейского поселенческого движения в Палестине[11], затем другая работа на идише «Плугостроительная школа в Эрец-Исраэль — Кирьят-Сефер: её цели, история и современное положение».

В 1929 году Белкинд тяжело заболел. Он выехал на лечение в Берлин, где и скончался в сентябре того же года. Позже его прах был доставлен в Палестину и захоронен на семейном участке на кладбище в Ришон-ле-Ционе[11]. В Тель-Авиве и Ришон-ле-Ционе существуют улицы Белкинд, хотя, возможно, они названы в честь других членов этой же семьи[13].

Публикации

  • И. Белькинд. Современная Палестина в физико-этнографическом и политическом отношениях. Одесса: Издание Г. М. Левинсона, 1903. — 275 с.[14]

Примечания

  1. Белкинд Израиль Мейрович — статья из Российской еврейской энциклопедии
  2. 2,0 2,1 2,2 Тидхар, 1949, с. 1295.
  3. Е. К. Анищенко «Белькинд и Цвик в кагалах Борисовского уезда». Дата обращения: 24 сентября 2018. Архивировано 25 сентября 2018 года.
  4. 4,0 4,1 Белкинд, семья — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  5. В метрических записях, доступных на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org, указана как Ольга Мееровна Белькинд.
  6. Фотокопия ревизской записи, требуется регистрация: В ревизских сказках за 1874 год Меер Белькинд приписан к Плещеницам, как и живущая отдельно Ольга Мееровна Белькинд (его старшая дочь).
  7. Исаия. 2:5
  8. Исх. 14:15
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Исраэль Белкинд (1861—1929), основатель БИЛУ и педагог (иврит). Еврейское агентство. Дата обращения: 23 сентября 2018. Архивировано 24 сентября 2018 года.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Тидхар, 1949, с. 1296.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 Тидхар, 1949, с. 1297.
  12. די ערשטע שריט פֿון ייִשובֿ ארץ-ישראל. Дата обращения: 24 сентября 2018. Архивировано 24 сентября 2018 года.
  13. Рина Неер. Улицы хранят память. Леон Пинскер. История еврейского народа. Дата обращения: 24 сентября 2018. Архивировано 15 сентября 2017 года.
  14. И. Белькинд. Современная Палестина в физико-этнографическом и политическом отношениях. Дата обращения: 24 сентября 2018. Архивировано 25 сентября 2018 года.

Литература

  • Давид Тидхар. Исраэль Белкинд // Энциклопедия первопроходцев и строителей ишува = אנציקלופדיה לחלוצי הישוב ובוניו. — 1949. — Т. 3. — С. 1295—1297.

Ссылки