Беларусь (тип судов)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Беларусь»
Судно на подводных крыльях «Беларусь»Судно на подводных крыльях «Беларусь»
 СССР
Класс и тип судна Судно на подводных крыльях
Изготовитель Гомельский судостроительно-судоремонтный завод
Разработчик проекта ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева
Введён в эксплуатацию 1963 г.
Основные характеристики
Водоизмещение 9,6 т (порожний)[1]
14,5 т (с полным грузом)[1]
(по другим данным 12,3 т)[2]
Длина 18,55 м[1]
Ширина 4,6 м (наибольшая)
Высота 4 м (от уровня воды при ходе на крыльях)
Осадка 0,9 м (при стоянке)
0,42 м (при ходе с полным грузом)[1]
0,31 м (при ходе порожним)[1]
Двигатели М-400
Мощность 735 кВт
Движитель гребной винт /
водомёт («Беларусь-В»)
Скорость хода 65 км/ч (максимальная)
Автономность плавания 320 км
Пассажировместимость 40 человек

«Беларусь» (проект 1709Р) — теплоход на подводных крыльях, предназначенный для скоростных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях в верховьях рек протяжённостью до 320 км. Отличается очень малой осадкой при ходе на подводных крыльях (30 сантиметров). Выпускался в двух модификациях: с частично погруженным гребным винтом и с водомётным движителем («Беларусь-В»).

История

После того как было налажено серийное производство судов на подводных крыльях для озёр, морей и больших рек, в ЦКБ по СПК (Горький) принялись за разработку СПК для малых рек. Сначала решили модифицировать СПК «Ракета» с целью уменьшить осадку, и некоторое время наряду с обычными «Ракетами» выпускалась «Ракета-М». Однако этого было недостаточно, поэтому в 1962 году было создано экспериментальное СПК «Чайка» с ещё меньшей осадкой. Как продолжение этих двух проектов было сконструировано и запущено в серию мелкосидящее СПК «Беларусь»[3].

Столь малая осадка достигалась, в основном, благодаря кардинальной модификации движительно-рулевого комплекса серийного СПК, при котором гребной винт специальной конструкции располагался выше крыльевой системы и работал в зоне гребня кормового крыла в условиях неполного погружения. Также менялась конструкция рулей для улучшения управляемости судна. Это позволяло уменьшить осадку как при ходе на крыльях, так и в водоизмещающем положении в 2—3 раза по сравнению с обычными судами на подводных крыльях[4].

Суда строились на Гомельском судостроительном заводе (Гомель, Белоруссия). Построено 28 единиц[5]. В 1980-х годах были заменены более современными СПК проекта 17091 «Полесье».

На 2016 год сохранилось одно судно в нерабочем состоянии («Беларусь-2» 1966 года постройки); оно находится в Нижнем Новгороде.

Конструкция

Корпус СПК, изготовленный из дюралюминия марки Д16, имеет упрощённые обводы и разделён шестью поперечными переборками, две из которых (машинного отделения и форпика) — водонепроницаемые. Ходовая рубка расположена на крыше, в носовой части, и полуутоплена в надстройку. За ней расположен тамбур для посадки и высадки пассажиров, далее — салон на 40 мест, в кормовой части которого есть ещё один выход (на тентовую палубу). Вдоль каждого борта расположены шесть трёхместных и одно двухместное кресло. Стёкла из плексигласа установлены на уплотнительном резиновом жгуте, фрамуги окон в салоне открываются; лобовое стекло в рубке также выполнено открывающимся. Машинное отделение находится в кормовой части судна, под тентовой палубой; в последней имеется люк для установки и снятия двигателя. Конструкция корпуса клёпаная; некоторые узлы, изготовленные из алюминиево-магниевых сплавов, сварены аргонно-дуговой сваркой[6].

Крыльевое устройство

Теплоход оборудован носовым и кормовым крыльями, а также бортовыми закрылками. Профиль крыльев и закрылков — плоско-выпуклый с острой передней кромкой. Крылья крепятся к корпусу стойками. Все детали крыльев и стойки сварены из плит алюминиево-магниевого сплава[6].

Силовая установка

На теплоходе установлен двенадцатицилиндровый V-образный дизельный двигатель М400 производства завода «Звезда». Двигатель подсоединён к валопроводу; для торможения судна и заднего хода используется реверс-редуктор. Запуск дизеля — пневматический и может производиться как из рубки, так и из машинного отделения. Воздух для пуска поступает из баллонов, заполняемых с берега через приёмный штуцер на палубе[6].

«Беларусь-В»

На СПК этого типа вместо гребного винта установлен водомётный движитель. Управление осуществляется с помощью рулевых створок на его выходе; для заднего хода створки перекрывают выход водомёта, и водный поток направляется в сторону носа[7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 БЕЛАРУСЬ / BELARUS (1709Р). Речной флот. Дата обращения: 7 декабря 2019. Архивировано 8 декабря 2019 года.
  2. Проект 1709Р "Беларусь". Корабел.ру. Дата обращения: 7 декабря 2019. Архивировано 8 декабря 2019 года.
  3. Флот, вставший на крыло. www.korabel.ru. Дата обращения: 22 марта 2020. Архивировано 22 марта 2020 года.
  4. Зайцев, Маскалик, 1967.
  5. Судостроительные и судоремонтные заводы Архивировано 4 ноября 2011 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 Зайцев, Маскалик, 1967, с. 225—246.
  7. Зайцев, Маскалик, 1967, с. 280—285.

Литература

Н.А. Зайцев, А.И. Маскалик. Пассажирский теплоход «Беларусь», Пассажирский теплоход «Беларусь-В» // Отечественные суда на подводных крыльях. — 2-е изд.. — Ленинград: Судостроение, 1967. — С. 225, 280. — 364 с.