Бекманн, Макс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Макс Бекманн
нем. Max Beckmann
Фотография 1928 годаФотография 1928 года
Жанр портрет
Стиль новая вещественность, экспрессионизм

Макс Бе́кманн (нем. Max Beckmann, 12 февраля 1884, Лейпциг — 27 декабря 1950, Нью-Йорк) — немецкий художник, один из крупнейших мастеров межвоенного периода XX в., выдающийся портретист.

Биография

Учился живописи в Веймаре, переехал в Берлин. В годы Первой мировой войны работал в госпитале. Интересовался мистикой и теософией. Годы его наибольшего признания как художника — период Веймарской республики. В 1927 получил Почётную императорскую премию в номинации Немецкое искусство и Золотую медаль г. Дюссельдорф. С 1925 преподавал в Штеделевском художественном институте. В 1933 был отстранён от преподавания нацистскими властями, более 500 его картин были изъяты из музеев Германии, его творчество причислили к дегенеративному искусству. Мастер с женой переехали в 1937 г. в Амстердам, но нацисты и там не оставляли его в покое: в 1944 г. он едва избежал мобилизации, перенёс инфаркт. Лишь в 1947 Бекман с женой сумели перебраться за океан. Несмотря на краткое пребывание в США, оказал глубокое воздействие на американское искусство.

Творчество

В 1920-х гг. был близок к новой вещественности, в 1930-е гг. пришёл к трагической экспрессионистской манере, сближающей его с мастерами северного Средневековья, творчеством Босха, Брейгеля, Грюневальда, Рембрандта, Сезанна, Ван Гога. Возродил жанр средневекового триптиха.

Иллюстрировал Новый Завет, «Фауст» Гёте, «Записки из Мёртвого дома» Ф. М. Достоевского и др.

Наследие

Живопись и графика Бекмана представлена в крупнейших музеях мира, отдельный зал посвящён его творчеству в Пинакотеке современности в Мюнхене. Ретроспективные выставки Бекмана проходили в нью-йоркском Музее современного искусства (МОМА), Центре Помпиду в Париже, галерее Тейт в Лондоне, в Эрмитаже (20072008), в Италии, Испании, Нидерландах.

Художник оставил богатое литературное наследие — драмы, эссе, дневники, письма.

Избранные работы

Архивные публикации

  • Aufsätze. München: Bayerische Staatsgemäldesammlungen, Max Beckmann Archiv, 2002
  • Beiträge 2002. München: Bayerische Staatsgemäldesammlungen, Max Beckmann Archiv, 2003
  • Beiträge 2004—2005. München: Max Beckmann Archiv, 2006

Примечания

Литература

  • Belting H. Max Beckmann: tradition as a problem in modern art. New York : Timken Publishers, 1989
  • Beckett W. Max Beckmann and the self. Munich; New York: Prestel, 1997
  • Reimertz St. Max Beckmann: Biographie. München: Luchterhand, 2003

Ссылки