Бегство мистера Мак-Кинли (фильм)
Бегство мистера Мак-Кинли | |
---|---|
Жанр | фантастика |
Режиссёр | Михаил Швейцер |
Автор сценария |
Леонид Леонов |
В главных ролях |
Донатас Банионис Жанна Болотова |
Композитор | Исаак Шварц |
Кинокомпания | Киностудия «Мосфильм», Четвёртое творческое объединение |
Длительность | 161 мин |
Страна | СССР |
Год | 1975 |
Ссылки | |
IMDb | ID 0072690 |
«Бегство мистера Мак-Кинли» — советский двухсерийный цветной художественный фильм режиссёра Михаила Швейцера, снятый в 1975 году. Сценарий фильма написан известным писателем Леонидом Леоновым.
Сюжет
Фильм снят в реалиях 1970-х годов. Легкомысленный учёный изобретает средство («коллоидный газ»), позволяющее человеку заснуть, проспать сто и больше лет и проснуться практически в том же физическом состоянии, что и в момент погружения в сон. Поскольку дело происходит в современную капиталистическую эпоху, коллоидный газ тут же был использован в коммерческих целях — Сэмом Боулдером, создавшим систему сальваториев — укрытых глубоко под землёй, отлично оборудованных хранилищ тел тех людей, что пожелали отправиться в будущее — спасаясь от неизлечимой сегодня болезни, от скуки, от угрозы ядерной войны или просто из-за желания «остаться вечными чемпионами» (как, к примеру, сделала это футбольная сборная Бразилии).
Главный герой фильма (Мак-Кинли) — маленький человек, клерк в одном из рекламных бюро — очень любит детей (заочно) и мечтает завести кучу собственных детишек. Завести детей ему мешает комплекс собственной неполноценности, ощущаемый героем как страх перед ядерной войной и мировой катастрофой. Мак-Кинли стремится убежать и от окружающего мира, и от самого себя (несмотря на наличие хорошенькой женщины рядом, давно строящей на него планы).
Попав на пресс-конференцию фирмы SBS, создающей и обслуживающей сеть сальваториев, Мак-Кинли привлекает внимание одного из ведущих управляющих этой фирмы и получает приглашение (в рекламных целях) посетить один из сальваториев, чтобы ознакомиться с его работой, как говорится, на месте. После этого у зачарованного фантастической технологией сальваториев мистера Мак-Кинли осталась одна мечта в этой жизни — попасть в сальваторий и сбежать в будущее. Ради этого он готов пойти даже на преступление: Мак-Кинли знакомится с богатой старушкой и хочет убить её топором, но та разгадывает его замысел и оказывается в сальватории ещё до того, как убийца приходит к ней. Ряд других попыток разбогатеть, чтобы купить заветный билет в сальваторий, проваливаются. В самый последний момент Мак-Кинли собирается покончить с собой, но неожиданно находит лотерейный билет, который выигрывает требующуюся для покупки билета сумму.
Мечта сбылась — Мак-Кинли отходит в безмятежный сон, чтобы проснуться 250 лет спустя. И он чистый, побритый и умытый готовится к выходу в новый свет, не обращая внимание на странное поведение сотрудников SBS, выполняющих свои обязанности строго по инструкции, но с каким-то оттенком ненависти и презрения. Лифт выносит Мак-Кинли на поверхность Земли — и вместо цветущего сада его ждёт выжженный бесконечными войнами мир.
Но это был только сон. Финал вполне оптимистичен — Мак-Кинли остался в своём времени и сделал предложение своей возлюбленной, а для излечения от комплексов он с видимым удовольствием поступает так, как никогда раньше не поступал (заступился за мальчика-дворника, которого бил хозяин).
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Донатас Банионис | Зиновий Гердт) | мистер Мак-Кинли (озвучил
Жанна Болотова | мисс Беттл |
Ангелина Степанова | миссис Энн Шамуэй |
Борис Бабочкин | миллиардер Сэм Боулдер |
Алла Демидова | потаскушка |
Владимир Высоцкий | уличный певец Билл Сиггер |
Александр Вокач | Баренс |
Виктор Сергачёв | мсье Кокильон |
Софья Гаррель | мадам Кокильон |
Леонид Куравлёв | мистер Дроот |
Татьяна Лаврова | миссис Перкинс |
Владимир Кенигсон | эпизод |
Ольга Барнет | мисс Кэтти Бенсон |
Юрий Волынцев | сослуживец Мак-Кинли |
Игорь Кваша | директор фирмы SB-Salvatory |
Игорь Кашинцев | Паркинс |
Алексей Сафонов | священник |
Юрий Комаров | доктор Френсис Липпинсток |
Николай Волков | сенатор |
Виктор Семёнов | приятель певца |
Михаил Сидоркин | шеф фирмы Мак-Кинли |
Лев Поляков | приятель Мак-Кинли |
Наталья Лебле | подружка Билла Сиггера |
Владимир Смирнов | эпизод |
Надежда Самсонова | Флоренс Скотт |
Съёмочная группа
- Режиссёр-постановщик: Михаил Швейцер
- Режиссёр: Софья Милькина
- Оператор: Дильшат Фатхулин
- Художник: Леван Шенгелия
- Композитор: Исаак Шварц
- Художник по костюмам — Ганна Ганевская
- Мультипликационные вставки:
- Режиссёр-постановщик: Фёдор Хитрук
- Художники-постановщики: Владимир Зуйков, Эдуард Назаров
История создания
В оригинальном произведении Л. Леонова[1], написанном в 1960 году, люди спасались в сальваториях от ужасов войны и капиталистического строя. В фильме прямолинейная идеологическая подоплёка 1960-х годов практически убрана.
Уличные сцены снимались в Будапеште[2] — наиболее «западной» из восточноевропейских столиц. На всём протяжении фильма видны рекламные вывески с надписями на немецком языке, в одной из сцен можно видеть вывеску «Könyvesbolt» («Книжный магазин») на венгерском.
Кинокартина стала одной из первых, снятых по только что разработанной советской системе с универсальным форматом кадра[3]. В результате прокатные фильмокопии могли печататься как в обычном, так и в широкоэкранном или широкоформатном вариантах.
По воспоминаниям Софьи Милькиной, смонтированный оригинальный негатив, полученный после всех редактур фильма, был оставлен на хранение монтажнице К. Алеевой. Пока Швейцер и Милькина отдыхали в отпуске, эта плёнка была смыта по её вине, и окончательная версия фильма была безвозвратно уничтожена. В настоящее время существуют только фильмокопии, отпечатанные с первоначального варианта негатива. Позже Милькина признавалась: «Я никого так в жизни не ненавижу, как Клавдию Петровну Алееву»[4].
Роль Сэма Боулдера стала последней работой в кино Бориса Бабочкина.
Песни и музыка
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
При переработке киноповести Леонова так, чтобы она больше соответствовала современности, Швейцер решил выражать авторскую мысль через песенную прослойку.
Так как фильм делался «из американской жизни» и ставить его было задумано в американской манере, появилась идея использовать широко применяемый в американских фильмах приём сквозных баллад. Найти в СССР поэта, могущего справиться с такой задачей, казалось почти невозможно, рассматривался даже вариант приглашения Дина Рида. Однако решили попробовать обратиться к Владимиру Высоцкому.
По воспоминаниям С. Милькиной (жены М. Швейцера), в пятницу она дала Высоцкому сценарий фильма, а в следующий четверг он позвонил и сказал, что хочет встретиться и поговорить. Придя в ближайшее воскресенье, Высоцкий неожиданно для всех сказал: «Ребята! А я написал уже баллады». За неделю были написаны почти все песни (семь из девяти). Спев же «Мистерию хиппи», Высоцкий заявил: «Вот это я написал для себя, — я же буду играть вашего Билла Сиггера».
Музыка Высоцкого в основном не подходила для большого экрана, композитор фильма Шварц отказался писать свою: «Я не знаю, как трансформировать Высоцкого», поэтому музыку для некоторых песен писал Анатолий Кальварский.
Часть песен не вошла в фильм (точнее, в его первоначальный вариант), или вошла в усечённом виде, причём не из-за административных препон, а по причине невозможно большого размера баллад. При дальнейшей работе над фильмом, то есть при всех согласованиях и редактурах, картина была существенно сокращена, и из неё выпали ещё некоторые песни.
Песня | Соответствующая сцена в фильме |
---|---|
Баллада о маленьком человеке («Погода славная, а это главное…») | Заменена на монолог, с очень похожими смысловыми и фразеологическими оборотами, произносимый Владимиром Высоцким в начале фильма, в котором тот представляет зрителям главного героя — мистера Мак-Кинли. |
Баллада о манекенах («Семь дней усталый старый Бог…») | Песня вошла в фильм в укороченном варианте (строфы 1—5, 12, 16—18, 24). Исполняется Владимиром Высоцким, музыка А. Кальварского. |
Баллада о Кокильоне («Жил-был учитель скромный Кокильон,…») | Заменена на монолог, с очень похожими смысловыми и фразеологическими оборотами. Произносится женой учителя Кокильона при проведении экскурсии в доме-музее Кокильона. При этом демонстрируется истинный ход событий, предшествовавших «эпохальному открытию» «великого Кокильона». |
Песня Билла Сиггера («Вот это да, вот это да!…») | В фильм не вошла. Владимир Высоцкий на концерте перед исполнением песни рассказывал о сцене, для которой была написана эта песня. После того, как мистера Мак-Кинли выбрасывают из Сальватория в мусоропровод, он попадает на свалку, его окружает компания хиппи, которые поют эту песню. |
Марш футбольной команды «медведей» («Когда лакают…») | В фильм не вошла. По сюжету она созвучна со зрелищными мероприятиями, на которых Мак-Кинли «развлекался» с миссис Энн Шамуэй. |
Баллада об оружии («По миру люди маленькие носятся, живут себе в рассрочку,…») | В фильм не вошла. Сохранилась кинопроба, где Высоцкий исполняет песню в укороченном варианте. По сюжету она подходит к сцене, где Мак-Кинли приобретает топор в оружейном магазине. |
Мистерия хиппи («Мы рвём — и не найти концов…») | В фильм не вошла. Имеется записанная для фильма фонограмма в исполнении Владимира Высоцкого и подпевающим ему хором мужских и женских голосов. |
Баллада об уходе в рай («Вот твой билет, вот твой вагон…») | Песня вошла в фильм в укороченном варианте (без строф 7, 9, 10). Исполняется Владимиром Высоцким в сцене, когда мистер Мак-Кинли наконец получает вожделенный билет в «сальваторий» и «отбывает» в будущее. |
Прерванный полёт («Кто-то высмотрел плод, что неспел,…») | В фильм не вошла. |
В сцене посещения Мак-Кинли гостей и мисс Беттл звучит инструментальная версия «And I love her» Пола Маккартни и «Cold sweat» Джеймса Брауна. При вскрытии копилки-поросёнка — тема трёх поросят Ф. Черчилля. В момент фиаско с Энн Шамуэй (неудачное покушение) — Gery Scott — Billy’s Banjo Band. В сцене в баре, где Мак-Кинли беседует с проституткой, звучит музыка Emerson, Lake & Palmer — Tarkus.
Награды
- Фильм был удостоен Государственной премии СССР за 1977 год. Персонально лауреатами стали Леонов, Швейцер, оператор Дильшат Фатхулин, художник Леван Шенгелия, актёры Банионис, Болотова, Бабочкин, Степанова, Демидова.
Факты
Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи. |
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
- В советский прокат фильм вышел со счастливым концом, соответствующим оригинальной киноповести Л. Леонова. На Московском кинофестивале фильм был показан с другим, пессимистическим финалом (Мак-Кинли не выпускали на поверхность, просто дали на неё посмотреть — а потом устроили что-то вроде морального суда над ним), который был кратко описан в журнале «Советский экран» в статье, посвященной выходу фильма. Что интересно, в рекламные плакаты фильма был включён один кадр из «альтернативной» концовки (ранее опубликованный в «Советском экране»), и некоторые зрители специально пересматривали фильм в поисках этого кадра, но так и не сумели его найти.[источник не указан 2402 дня]
- Сюжетная основа фильма перекликается с идеями крионики, получившими популярность в начале 1970-х годов.
- Счётная машина, которой пользуется Мак-Кинли у себя дома — советская электромеханическая счётная машина «Быстрица-2».
Примечания
- ↑ Леонид Леонов. ru/PROZA/LEONOWL/mckinley.txt Бегство Мистера Мак-Кинли Архивная копия от 11 июля 2013 на Wayback Machine.
- ↑ Цыбульский, 2016, с. 253.
- ↑ Техника кино и телевидения, 1975, с. 59.
- ↑ «Владимир Высоцкий в кино» М.: 1990, с. 130.
Литература
- Г. И. Хазанов. На киностудии «Мосфильм»Техника кино и телевидения» : журнал. — 1975. — № 7. — С. 59—64. — ISSN 0040-2249. // «
- Цыбульский М. Владимир Высоцкий и его «кино». — Нижний Новгород: Деком, 2016. — 464 с. — (Имена). — ISBN 978-5-89533-355-6.
Ссылки
- «Бегство мистера Мак-Кинли» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
- «Бегство мистера Мак-Кинли» на Youtube
- «Баллада об оружии», кинопроба к фильму «Бегство мистера Мак-Кинли» на YouTube