Баян ибн Самаан

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Баян ибн Самаан
араб. بيان بن سمعان
Личная информация
Имя при рождении Баян ибн Самаан ат-Тамими
Отец Самаан ат-Тамими

Бая́н ибн Самаа́н ан-Нахди ат-Тами́ми (араб. بيان بن سمعان التميمي‎; казнён в 737 году в Эль-Куфе) — шиитский религиозный деятель из арабского рода Бану Тамим, приверженец «крайних» (гулат) взглядов о божественности Али ибн Абу Талиба. Он считается учителем Джаада ибн Дирхама (казнён в 724 году), основателя фаталистического течения джабритов.

Биография

Баян ибн Самаан был торговцем соломой в Куфе (Ирак), что может свидетельствовать о его принадлежности к бедным слоям населения. Так, продажей соломы и ткачеством занимались некоторые известные «крайние» шииты и представители других течений: Умайр ибн Баян аль-Иджли, Бази‘ ибн Муса, Васил ибн Ата, Мухаммад ибн Каррам[1].

Согласно ан-Наубахти, он был учеником Хамзы ибн Аммара, который был последователем Ибн Кариба, известного радикальными взглядами на имамат Мухаммада ибн аль-Ханафии. Баян ибн Самаан признал имамом сына Мухаммада ибн аль-Ханафии — Абу Хашима и был враждебен в отношении пятого шиитского имама Мухаммада аль-Бакира[2]. Ибн Касир приводит сведения о том, что он был учеником Талута, сына сестры мединского иудея Лабида ибн аль-Асама, известного тем, что однажды наслал колдовство на самого пророка Мухаммеда[3].

Последоватей Баяна ибн Самаана называли баянитами (араб. البيانية‎). Он считал, что Али ибн Абу Талиб обладает «божественностью» и знает сокрытое (гайб). Согласно его толкованию, в аяте «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним, осенённый облаками» (аль-Бакара 2:210) говорится о явлении Али[4].

Позднее Баян ибн Самаан заявил уже о своей собственной божественности и праве на имамат и халифат. Он говорил, что это такое же право, по которому ангелы когда-то опустились ниц перед Адамом[4]. Якобы, божественный дух передавался от одного пророка или имама к другому, пока не достиг Али. Затем он передался Мухаммаду ибн аль-Ханафии, его сыну Абу Хашиму и в конце-концов самому Баяну ибн Самаану[5]. По его словам, Бог совершенно подобен человеку (муджассимизм). После этого он послал письмо к Мухаммаду аль-Бакиру с призывом прийти к нему и подчиниться. Мухаммад приказал посланнику Баяна ибн Самаана, которого звали Умар ибн Абу Афиф, съесть это письмо[4].

Когда число последователей Баяна ибн Самаана увеличилось, Омейядский наместник Ирака Халид аль-Касри[en] (ум. 743) приговорил его к смертной казни через сожжение[4]. Это произошло в 737 году (119 год хиджры).

Примечания

  1. Buckley R. P. The Early Shiite Ghulāh // Journal of Semitic Studies XLII/2 Autumn 1997. — P. 314.
  2. Bayān b. Samʿān al-Tamīmī / Hodgson, M.G.S. // Encyclopaedia of Islam. 2 ed : [англ.] : in 12 vol. / ed. by P. J. Bearman, Th. Bianquis, C. E. Bosworth, E. van Donzel, B. Lewis, W. P. Heinrichs et al. — Leiden : BrillOnline, 1960—2005. (платн.)
  3. Ибн Касир. Биография аль-Джаада ибн Дирхама // Начало и конец = араб. البداية والنهاية‎. — Т. 9.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Абуль-Фатх аш-Шахрастани. Секты и вероучения = араб. الملل والنحل‎. — Издательство Мустафы аль-Баби аль-Халяби, 1961. — Т. 1. — С. 152—153.
  5. Ибн Тахир аль-Багдади. Различия между сектами = Moslem Schisms and Sects, Al-Farḳ Bain Al-firaḳ: Being the History of the Various Philosophic Systems Developed in Islam / пер. с ар. яз. A. S. Halkin. — Palestine Publishing Company, 1935. — P. 74. — 259 p.