Перейти к содержанию

Бартонский поворотный акведук

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бартонский поворотный акведук
Бартонский поворотный акведук в закрытом состоянииБартонский поворотный акведук в закрытом состоянии
Официальное название англ. Barton Swing Aqueduct
Область применения судоходный
По мосту проходит Бриджуотерский канал
Пересекает Манчестерский канал
Место расположения Бартон-апон-Ирвелл
Конструкция
Тип конструкции поворотная
Материал сталь
Число пролётов 2
Общая длина 101 м
Эксплуатация
Конструктор, архитектор Edward Leader Williams[англ.]
Окончание строительства 1893
Открытие 1894
53°28′29″ с. ш. 2°21′08″ з. д.HGЯO

Бартонский поворотный акведук (англ. Barton Swing Aqueduct) — единственный в мире[1] поворотный мост-акведук, расположенный в Бартон-апон-Ирвелл[англ.], пригороде Манчестера (так называемый «Большой Манчестер»), на пересечении Манчестерского морского и Бриджуотерского каналов.

Изначально на этом месте располагался Бартонский акведук, построенный знаменитым строителем каналов Джеймсом Бриндли, открытый 17 июля 1761 года и называемый «одним из семи чудес эры каналостроения». С постройкой Манчестерского канала, который пропускал большие морские суда, он был разобран и заменён на теперешний поворотный мост-акведук в 1894 году, который служит и поныне.

Акведук повёрнут для пропуска судов по Манчестерскому каналу

Принцип работы

Акведук представляет собой поворотный мост, центральная опора которого находится на искусственном острове. В закрытом положении возможно движение по каналу Бриджуотер. Когда большому судну нужно пройти по нижнему, Манчестерскому, каналу, 1450-тонный[2], стометровый стальной жёлоб разворачивается на шарнире на 90°[3][4][5]. Запорные ворота на обоих концах жёлоба удерживают примерно по 800 тонн воды. Такие же ворота удерживают воду на концах разорванного канала[2]. Изначально по акведуку шёл бечевник шириной 2,7 м, который ныне ликвидирован.

Ниже по течению расположен поворотный автодорожный мост[англ.]. Оба моста управляются из одной кирпичной башни, расположенной на острове. Во избежание столкновений, поворотный акведук открывается за полчаса до назначенного время пропуска[6].


Примечания

  1. Northwest firsts – facts and figures (недоступная ссылка). Industrial Powerhouse (2009). Дата обращения: 5 сентября 2010. Архивировано 3 августа 2012 года.
  2. 2,0 2,1 Facts and Figures, <http://www.clydeport.co.uk/index.php?site_id=6&page_id=381>. Проверено 1 октября 2007.  Архивная копия от 25 сентября 2006 на Wayback Machine
  3. Nevell (1997), p. 135
  4. Разворот акведука и работа механизмов (видео). Дата обращения: 2 сентября 2022. Архивировано 29 апреля 2021 года.
  5. Видео поворота акведука. Дата обращения: 2 сентября 2022. Архивировано 31 января 2021 года.
  6. Fisher (2013), p. 236

Литература

  • Atkinson, Glen (2002), Barton's Bridges, Neil Richardson, ISBN 978-1-85216-146-0 
  • Fisher, Stuart (2013), The Canals of Britain: A Comprehensive Guide, A&C Black, ISBN 978-1-4081-0524-5 
  • Nevell, Mike (1997), The Archaeology of Trafford, Trafford Metropolitan Borough with University of Manchester Archaeological Unit, ISBN 978-1-870695-25-1 
  • Ryall, M. J. (2000), The Manual of Bridge Engineering, Thomas Telford, ISBN 978-0-7277-2774-9