Бартоло ди Фреди
Бартоло ди Фреди | |
---|---|
Бартоло ди Фреди (итал. Bartolo di Fredi; документирован с 1353 года — 26 января 1410, Сиена) — итальянский художник сиенской школы.
Исследователи относят дату рождения Бартоло ди Фреди примерно к 1330 году, поскольку первый сиенский документ, в котором упоминается его имя, датирован 1353 годом. В том году Бартоло совместно с Андреа Ванни взял в аренду помещение под мастерскую. С тех пор они часто работали в кооперации, выполняя заказы совместно. В 1355 году Бартоло ди Фреди стал членом Гильдии художников Сиены. Андреа Ванни и его брат Липпо Ванни кроме успехов, которых они добились в искусстве, успешно работали и на административном поприще, занимая высокие должности в правительстве Сиены, и вряд ли один род деятельности мешал другому, скорее помогал. Бартоло ди Фреди тоже не был чужд административной работе, в течение жизни он занимал несколько разных должностей в сиенском правительстве начиная с 1372 года. В 1381 году Бартоло ди Фреди стал членом Большого совета — высшего правительственного органа Сиены.
Работая в большой мастерской совместно с такими уважаемыми в Сиене мастерами, как братья Ванни, Бартоло ди Фреди стал одним из самых популярных художников, творивших во второй половине XIV века. Ему поступало множество заказов из Сиены и окрестных городов. Об этом свидетельствуют отрывочные данные архивных документов: в 1350-х годах он вместе с Андреа Ванни декорировал зал Большого совета Сиены; в 1361—1362 годах работал в Сан-Джиминьяно; в 1366 году писал картину по заказу правительства Сан-Джиминьяно; в 1367 году уже в Сиене украшал сиенский собор совместно с Якопо ди Мино дель Пелличчайо; в 1382 году работал в церкви Сан Франческо в Монтальчино, написав там фреску «Снятие с креста» и несколько алтарных картин, включая «Крещение Христа» и «Сцены из жизни св. Филиппа Монтальчинского»; в 1389 году совместно с Лукой ди Томме он работает над алтарем для сиенского собора, и так далее, вплоть до последних дней своей жизни. Некоторые его произведения, известные из документов, не дошли до наших дней. Например, в 1368 году Бартоло написал алтарную картину для церкви Сан Лоренцо, от которой сегодня остались только две панели пределлы (Сиена, Пинакотека).
В ранних произведениях Бартоло ди Фреди, триптихе «Мадонна с младенцем и святыми» (1360 год, Перуджа, Нац. галерея Умбрии), и фресках посвященных житию Богоматери в церкви Сан Агостино в городе Сан Джиминьяно (1361—1362) видна зависимость от искусства Симоне Мартини и Липпо Мемми. Позднее, с середины 1360-х, Бартоло выработал свой, несколько эклектичный, но глубоко индивидуальный стиль. Он лучше известен по более поздним, зрелым работам («Коронование Богоматери», 1388, Монтальчино, Музей религиозного искусства; «Триптих Карчери» 1388 г. (в разобранном виде в разных музеях), «Поклонение волхвов», 1383 г. Ватикан, Пинакотека; «Принесение во храм», 1388 г., Лувр, Париж). Работы Бартоло хранятся во многих музеях мира.
У Бартоло ди Фреди было семеро детей, однако только один из них пережил своего отца. Это был Андреа ди Бартоло, который стал довольно известным художником. Двое сыновей Андреа ди Бартоло, в свою очередь, тоже пошли по стопам деда, став художниками, так что Бартоло ди Фреди является основателем художественной династии, известной как династия Чини (итал. Cini).
Примечания
Литература
- Giulietta Dini. Five Centuries Of Sienese Painting (From Duccio to the Birth of the Baroque). — Thames & Hudson, 1998.
- Diana Norman. Painting in Late Medieval and Renaissance Siena (1260—1555). — Yale University Press, 2003.