Барсков, Олег Васильевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Олег Васильевич Барсков
Основная информация
Страна  СССР
 Латвия

Олег Васильевич Барсков (30 сентября 1935, посёлок Савино, Реутовский район Московской области, ныне в составе города Балашиха — 14 мая 2002, Рига) — латвийский виолончелист, композитор и музыкальный педагог.

Биография

Окончил Латвийскую государственную консерваторию (1958) по классу виолончели Эвальда Берзинского, изучал также композицию под руководством Валентина Уткина[1]. Во время учёбы в консерватории, будучи членом комитета комсомола, отстоял вместе со скрипачкой Ритой Талане от отчисления талантливого, но злоупотреблявшего спиртным пианиста Раймонда Паулса, взяв его на поруки[2].

В 1953—1998 гг. (с перерывом) играл в оркестре Латвийского театра оперы и балета, с 1990 г. концертмейстер виолончелей[1].

В 1957 году стал лауреатом Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей[1].

В перерыве в 1963—1975 гг. играл в Симфоническом оркестре радио и телевидения Латвийской ССР[1].

Член Союза композиторов Латвийской ССР (с 1963 г.).

С 1979 года преподавал камерный ансамбль в Латвийской государственной консерватории[1].

Творчество

Наиболее заметная часть творчества Барскова — его балеты. Дебютная работа Барскова в этой области, хореографическая миниатюра для одного исполнителя «Гадкий утёнок» по одноимённой сказке Г. Х. Андерсена (1961), была расценена музыковедом Т. А. Курышевой как представляющая большой интерес[3]. Следующая — одноактный балет «Пан и Сиринга» (1962), по древнегреческой легенде, — расценивалась как обнадёживающая; годом позже это произведение было поставлено в Латвийском театре оперы и балета в рамках вечера трёх одноактных балетов (вместе с «Радугой» Рингольда Оре и «Кубинскими мелодиями» Раймонда Паулса), работа над постановкой Барскова стала первой крупной хореографической работой балетмейстера Александра Лемберга. Третий и самый крупный балет Барскова, «Золото инков» (1967), считался в советском музыковедении значительным событием:

В этой партитуре проявилось яркое, образное мышление О. Барскова, его уверенное владение средствами симфонической драматургии. Героический эпизод из истории освободительной борьбы народов Америки против испанских колонизаторов в XVI веке обусловил гуманистический пафос произведения, а оригинальность музыкально-выразительных средств определила его современное звучание[4].

Постановку балета осуществили в 1969 году Лемберг и Тамара Витынь, дирижировал премьерой Арвидс Звагулис, главные партии танцевали Марта Билалова и Артур Экис[5]. Эта постановка, «масштабная, эмоциональная, пластически выразительная», пользовалась большой популярностью[6]. Позднее Барсков планировал сюиту из своей музыки к балету, но так и не завершил эту работу; клавирную версию сюиты исполнил впервые Вентис Зилбертс[7].

Продолжая работать в области балета, Барсков написал также одноактный «Монолог леди Макбет» (1970, поставлен Лембергом в 1983 году)[8] и «Ночной полёт» (1979, по одноимённой книге Антуана де Сент-Экзюпери).

Среди других произведений Барскова — концерт для гобоя с оркестром (1963, вторая редакция 1970), Concerto grosso (1962, вторая редакция 1967), два струнных квартета, цикл «Бахиана» из двух сонат для флейты и виолончели (первую из них автор записал в 1969 году вместе с флейтистом Альбертом Рацбаумом), хоровой цикл на стихи Сергея Есенина «Времена года», фортепианные пьесы, песни, театральная музыка. В основном композицией Барсков занимался в 1960-е гг. Его музыка, особенно ранняя, тяготела к неоклассицизму, развивая музыкальные идеи Сергея Прокофьева[9].

Олег Барсков скончался 14 мая 2002 года и погребён на рижском кладбище «Улброка»[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Марина Михайлец. Олег Барсков. www.russkije.lv. Русские Латвии. Дата обращения: 27 мая 2021. Архивировано 22 сентября 2020 года.
  2. Андрей Шаврей. Раймонд Паулс: Я до конца буду рижанином. www.postkomsg.com (13 апреля 2014). Дата обращения: 27 мая 2021. Архивировано 10 марта 2022 года.
  3. Курышева Т. А. Латышский советский балет // Музыкальная культура Латвийской ССР. — М.: Музыка, 1976. — С. 169.
  4. История музыки народов СССР / Отв. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Советский композитор, 1974. — Т. 5: 1956—1967. — С. 6.
  5. Ежегодник Большой Советской Энциклопедии. 1970. — М.: Советская энциклопедия, 1970. — С. 139.
  6. 100 символов культуры: Александр Лембергс и латвийский балет Архивная копия от 26 мая 2021 на Wayback Machine // «Латвийские общественные СМИ», 28.02.2018.
  7. Ventis Zilberts spēlē latviešu mūziku, kas vēl nekad nav skanējusi Latvijas Radio Архивная копия от 27 мая 2021 на Wayback Machine // Latvijas Radio, 8.06.2020.
  8. Курпнек Г. Рига. Мозаика в ритмах времён. — Р.: Авотс, 1986. — С. 284.
  9. Карклинь Л. Композиторы и музыковеды Советской Латвии. — Р.: Лиесма, 1974. — С. 36.

Ссылки