Перейти к содержанию

Баркова, Александра Леонидовна

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александра Леонидовна Баркова
Дата рождения 13 октября 1970(1970-10-13) (54 года)
Место рождения Москва, СССР
Страна Флаг СССРФлаг России
Научная сфера фольклористика, мифология, буддология
Место работы Институт истории культур «УНИК»
Российская академия живописи, ваяния и зодчества
Международный центр Рерихов
Альма-матер МГУ имени М. В. Ломоносова
Учёная степень кандидат филологических наук
Научный руководитель С. Ю. Неклюдов
Н. И. Толстой
Известна как исследовательница мифологии, фольклорист, буддолог, писательница, переводчица и коллекционер кимоно
Сайт mith.ru

Алекса́ндра Леони́довна Барко́ва (род. 13 октября 1970, Москва, СССР) — российская исследовательница мифологии, фольклорист, буддолог, писательница, переводчица и коллекционер кимоно. Кандидат филологических наук (2003). Одна из авторов «Энциклопедии для детей», «Энциклопедии литературных произведений», «Энциклопедии мировой литературы», «Энциклопедии сакральной географии», «Мифологической энциклопедии» и «Детской энциклопедии».

Представитель субкультуры толкинистов под именем Альвдис Н. Рутиэн[1].

Биография

Родилась 13 октября 1970 года в Москве[1]. Является коренной москвичкой в пятом поколении[1]. Мать — Елена Павловна Баркова, происходит из семьи купцов-староверов, сотрудница в издательстве «Наука»[1]. Отец — Леонид Аронович Яковенко, архитектор, в составе авторского коллектива под руководством академика архитектуры Юрия Павловича Платонова участвовал в проекте Палеонтологического музея имени Ю. А. Орлова, лауреат Государственной премии Российской Федерации за 1993 год[1].

Окончила среднюю школу № 625 и художественную школу № 3 Москвы.

С отличием окончила филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, защитив по кафедре общего и сравнительно-исторического языкознания дипломную работу по теме мифологического клише в русских былинах. Ученица Н. И. Толстого[1]. Принимала участие во многих этнолингвистических и фольклорных экспедициях, а также возглавляла буддологические экспедиции в Бурятию[1].

В 1990—1993 годах преподавала в Школе юного филолога, где читала курс лекций «Николай Рерих. Духовный поиск».

В 1993—2017 годах преподавала мировую мифологию в Институте истории культур «УНИК»[1], где была профессором и заведующей кафедрой культурологии. Основные лекционные курсы посвящены мировой мифологии и универсалиям, славянской мифологии и былинам, буддизму, русской литературе, культуре Японии. Особенностью лекций является яркая экспрессия, активное использование разговорного стиля (так, курс истории русской литературы называется «Русская литература от олдового Нестора до нестарых Олди»).

В 1993—1999 годах — старший преподаватель в Российской академии живописи, ваяния и зодчества[1].

В 1999—2010 годах — старший научный сотрудник Международного центра Рерихов[1].

В 2003 году в Российском государственном гуманитарном университете под научным руководством доктора филологических наук, профессора С. Ю. Неклюдова защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук по теме «Функции „младших героев“ в эпическом сюжете» (специальность 10.01.09 — фольклористика). Официальные оппоненты — доктор филологических наук Т. А. Михайлова и кандидат филологических наук Э. Г. Рахимова. Ведущая организация — Московский педагогический государственный университет[2].

Член редакционного совета научного журнала Caucasus philologia издаваемого Северокавказским научно-исследовательским Центром общего и сравнительного литературоведения при Пятигорском государственном (лингвистическом) университете.

Широкую известность получила благодаря передачам «Русский негероический эпос. Былины»[3] и «Мифы о русской мифологии»[4] в программе «Academia» на телеканале «Культура».

По мнению Барковой («Мировая мифология», 2019[5]), миф строится на восприятии реальности, в свою очередь построенной на эмоциях, и является глубоко субъективным, но одновременно также общественным феноменом[6]. Касаясь мифологии народов мира и трансформации мифов, Баркова писала, что внутренняя структура и наполнение образов сохраняется, но то, что для племен было священным, позднее становится штампом. Основу мифологического восприятия составляет разделение мира на две части, включая окружающее пространство — «мир людей», и некий «иной мир». Часто главным персонажем произведения становится принадлежащий к иному миру или примкнувший к нему[7].

Исследовательская деятельность

На презентации книг «Сотворение мира. Богиня-Мать. Бог Земли. Бессмертная Возлюбленная: Четыре лекции о мифологических универсалиях» и « Подросток. Исполин. Регресс: Три лекции о мифологических универсалиях» в Московском доме книги на Новом Арбате (21 мая 2019)

С опорой на проведённое в 2002 году исследование, Баркова (в статье 2003 года[8]) писала, что архаизированность мировосприятия толкиенистов значительно выше, чем у любых других представителей современного общества. По мнению Барковой, творчество Толкиена актуализировало архаическое мышление также в осмыслении событий «реальной» жизни. Баркова делает отсылку к теории «сопричастия» Люсьена Леви-Брюля. Знаком вступления в любое ритуализированное сообщество выступает принятие нового имени; в рамках мифологически мыслящей культуры одной из основных форм сопричастия является сопричастие живого человека его давно умершему предку; то же происходит в толкиенистской среде, что является отправной точкой для большинства молодых людей, которые приходят в данную субкультуру с именем конкретного персонажа Толкиена. Баркова писала о присущей данной субкультуре оппозиции символизация — десимволизация, которая упрощенно представляется как эльфы — люди[9].

Научные труды

Книги и брошюры

  • Баркова А. Л. Мифология. Авторская программа. М.: УНИК, 1998.
  • Альвдис Н. Рутиэн (Баркова А. Л.). Все тайны мира Толкина. Симфония Илуватара. — М.: Алгоритм, 2014. — 223 с. — (Анатомия мифа). — ISBN 978-5-4438-0950-2.
  • Баркова А. Л. Введение в мифологию. — М.: Рипол Классик, 2018. — 527 с. — (Лекции PRO. Мировая мифология). — ISBN 978-5-386-10524-2.
  • Баркова А. Л. Сотворение мира. Богиня-Мать. Бог Земли. Бессмертная Возлюбленная: Четыре лекции о мифологических универсалиях. — М.: Рипол Классик, 2018. — 195 с. — (Лекции PRO-mini). — ISBN 978-5-386-13322-1.
  • Баркова А. Л. Подросток. Исполин. Регресс: Три лекции о мифологических универсалиях. — М.: Рипол Классик, 2019. — (Лекции PRO-mini).

Энциклопедии

Энциклопедия для детей
Энциклопедия литературных произведений
Энциклопедия мировой литературы
  • Баркова А. Л. Энциклопедия мировой литературы. СПб., 2000.
Детская энциклопедия
Энциклопедия сакральной географии
Мифологическая энциклопедия
  • Баркова А. Л. Друиды // Мифологическая энциклопедия. М., 2008.

Статьи

Переводы

Публицистика

Художественное творчество

Художественные произведения, независимо от их тематики, подписывает как «Альвдис Н. Рутиэн»: Большинство написаны по мотивам мира Дж. Р. Р. Толкина, цикл «Холодные камни Арнора» рассматривается критикой как преломление гоголевской традиции.

  • После пламени: Сборник. — М.: АСТ; СПб.: Северо-Запад Пресс, 2004. — 439 с. (Толкин и его миры) ISBN 5-17-022080-4 (в соавт. с Тэссой Найри)
  • «Между»
    • Альвдис Н. Рутиэн Чаша любви. Битвы и измены. М.: Вече, 2014. — 479 с. (Любовное фэнтези) ISBN 978-5-4444-2115-4
    • Альвдис Н. Рутиэн Чары. — М.: Вече, 2014. — 287 с. (Чаша любви) (Любовное фэнтези) ISBN 978-5-4444-2116-1
    • Альвдис Н. Рутиэн Возвращения. — М.: Вече, 2014. — 318 с. (Чаша любви) (Любовное фэнтези).; ISBN 978-5-4444-2117-8
  • «Некоронованный». М.: Алькор Паблишерс, 2017 (Из цикла «Холодные камни Арнора»)
  • «Гондору не нужен Король». М.: Алькор Паблишерс, 2018 (Из цикла «Холодные камни Арнора»)

Коллекция «Тысяча и одно кимоно»

Коллекция насчитывает несколько сотен предметов декоративно-прикладного искусства Японии XVIII—XXI веков, также живописные свитки (эмакимоно и какэмоно), в том числе представителей школы Кано.

С 2008 года выставки коллекции прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, Оренбурге, Белгороде, Кирове, Вологде, Ижевске, Рязани и ряде других городов России.

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 Александра Баркова Архивная копия от 12 марта 2019 на Wayback Machine // ВИП-досье
  2. * Баркова, Александра Леонидовна. Функции "младших героев" в эпическом сюжете Архивная копия от 24 марта 2019 на Wayback Machine : дисс.... канд. филол. наук : 10.01.09. — Москва, 2003. — 131 с.
  3. Academia. Александра Баркова. "Русский негероический эпос. Былины" Архивная копия от 20 марта 2019 на Wayback Machine // телеканал «Культура»
  4. Academia. Александра Баркова. "Мифы о русской мифологии" Архивная копия от 21 марта 2019 на Wayback Machine // телеканал «Культура»
  5. Баркова, 2019.
  6. Борунов, Шерчалова, 2021, с. 11.
  7. Борунов, Шерчалова, 2021, с. 14.
  8. Баркова, 2003.
  9. Ольховикова, 2012, с. 31.

Литература

Ссылки