Бану Хиляль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Карта расселения племён в Аравии, 600 год нашей эры.

Бану Хиляль (араб. بنو هلال‎ или الهلاليين) — конфедерация арабских племён из областей Хиджаз и Неджд на Аравийском полуострове, которые эмигрировали в Северную Африку в XI веке. Хозяева обширных плато Неджда, они пользовались печальной репутацией, возможно, из-за их относительно позднего (для арабских племён) обращения в ислам и рассказов об их военных кампаниях на приграничных территориях между Ираком и Сирией. Они участвовали в разграблении Мекки в 930 году. Когда Фатимидский халифат завоевал Египет и основал Каир в 969 году, они поспешили ограничить непослушных бедуинов на юге, прежде чем отправить их в Северную Африку (Ливию, Тунис и Алжир).

Происхождение племени

Таблица патрилинейной генеалогии.

Согласно арабским специалистам по генеалогии, Бану Хиляль отделились от конфедерации племён Мудар, в частности эмира ибн Са-саа[1]. Ибн Хальдун описал их генеалогию, которая состояла из двух материнских племён: самих себя и Бану Сулейм. В Аравии они жили на Газване недалеко от Таифа, в то время как Бану Сулайм посещали соседнюю Медину, имея общего предка из ветви курайшитов Аль-Яс. Бану Хиляль были очень многочисленными, фактически это был народ, разделенный на свои собственные подплемена, наиболее известными из которых были Атбадж, Рия, Джушам, Зугба, Ади, Курра и Макиил[2].

История

Эмиграция племён Бану Хиляль и Бану Сулейм в Х-м веке.

Их первоначальным местом кочевья, как и местом проживания родственных с ними племён, был Неджд и Хиджаз, и их история в доисламские времена связана с историей племён из, которых они произошли[1]. Бану Хиляль не принимали ислама до битвы при Хунайне в 630 году, несмотря на это они не участвовали в войнах с вероотступниками, последовавших за смертью Мухаммеда в 632 году[1]. Иногда перемещаясь в Месопотамию в поисках пастбищ и водоёмов, они становились политическими союзниками карматов, шиитских сектантов, опустошавших Аравию более века. В 970-х годах племена Бану Хиляль и племена Бану Сулейм последовали за ними в Сирию и вместе с ними сражались с Фатимидским халифатом, который только что завоевал Египет и продвигался в Сирию[3].

Миграция в Египет

Племена, не играли какой-либо роли во время мусульманских завоеваний и по большей части оставались в Неджде[1]. Только в начале VIII-го века часть племён Бану Хиляль (и Бану Сулейм) эмигрировали в Египет. Многие последовали за ними, так что эти две группы стали многочисленными в Египте[1]. Во времена Аббасидского халифата Бану Хиляль были известны своей непокорностью и воинственностью[1].

В результате войны между карматами и Фатимидами, Фатимиды одержали убедительную победу над карматами в 978 году после чего халиф Фатимидов Аль-Азиз Биллах (975–996 годы) насильственно переселил племена Бану Хиляль и племена Бану Сулейм в Верхний Египет[1][3]. Поскольку они продолжали воевать между собой и разорять окружающую территорию, им было запрещено покидать пустыни правого берега реки Нил как и вообще территорию Верхнего Египта[1].

Миграция в Магриб

В 1052 году племена получили от Фатимидов приказ вторгнуться в Ифрикию, Бану Хиляль сначала мигрировали в Нижний Египет, а затем начали двигаться на Магриб уничтожая всё на своём пути. Фатимиды, которым стало особенно трудно контролировать свою территорию после завоевания Египта и основания Каира, использовали их в качестве своих союзников и вассалов, чтобы наказать Зиридов. Количество воинов Бану Хиляль и Бану Сулайм оценивалось в 50 000, которые отправились на Ифрикию в 1051–1052 годы, не считая женщин и детей. Всего же, по некоторым оценкам, Абу Зайд аль-Хиляли привёл от 150 000 до 300 000 арабов в Магриб, которые ассимилировали часть местного населения, а также активно вступали в браки с местными[4].

Согласно Ибн Хальдуну, Бану Хиляль сопровождали их семьи, когда они прибыли в Магриб, сметая всё на своём пути. Аль-Муизз ибн Бадис попытался остановить вторжение арабских бедуинов с помощью своей армии, но был разбит в сражении недалеко от Габеса. Его столица Кайруан была хорошо укреплена и сопротивлялась пять лет, но в итоге всё равно оказалась захваченной и разграбленной. Эти бедуины продолжали распространяться по всей Ифрикии, где и поселились после побед над местными берберскими племенами, которых в конечном итоге покорили, а часть местного населения перебили.

Ифрикия был предана анархии и Хаммадиды, которые некоторое время пытались заключить c ними союз, сами были вынуждены защищаться от них. В результате опустошительных набегов, Бану Хиляль отняли у султана аль-Мансура бен ан-Насира (1089–1105 годы) половину урожая, что вынудило его перенести свою столицу из города Калаа в город Беджая в 1104 году находящийся в горной местности труднодоступной для кочевников.

По мере того, как племена становились всё более независимыми и отказывались от шиитской версии ислама, они быстро победили Зиридов и сильно ослабили соседнии династии Хаммадидов и Зената. Их приток был основным фактором лингвистической и культурной арабизации Магриба и распространения кочевничества в районах, где ранее доминировало сельское хозяйство[5]. Ибн Хальдун отметил, что некогда богатые земли были разорены захватчиками Бану Хиляль и превратились в совершенно засушливую пустыню, он писал о них: «из-за своей дикой природы эти арабы есть мародёры и разрушители», утверждая, что дикость это их характер и их природа[6].

Позже Бану Хиляль попали под власть различных последующих берберских династий, включая халифат Альмохадов, династию Хафсидов, династию Зайянидов и династию Маринидов. Считая их продолжающееся присутствие невыносимым, халифат Альмохадов победил Бану Хиляль в битве при Сетифе и вынудил многих из них покинуть Ифрикию и поселиться в Марокко. Когда территорию присоединили турки османы, Бану Хиляль восстали против Османской империи в горах Орес и на юге Алжира.

Социальная организация

Первоначально Бану Хиляль придерживались кочевого образа жизни, выращивая крупный рогатый скот и овец. Несмотря на то, что несколько племён жили в засушливых и пустынных районах, они стали экспертами в области сельского хозяйства. Первоначально шииты, после их завоевания суннитского Магриба, большинство Бану Хиляль перешли в школу Маликитского вахабизма суннитского ислама и они были весьма консервативны. Другие племена в значительной степени арабизировали берберов в Алжире, где часто происходили смешанные браки.

Тагрибат Бану Хиляль

Рассказы и записи, которые народный поэт Абдул Рахман аль-Абнуди собрал у бардов Верхнего Египта, завершились в труде Тагрибат Бану Хиляль, арабском эпосе, описывающем путешествие племён из Аравии в Магриб. Сказание разделено на три основных цикла. Первые два объединяют разворачивающиеся события в Аравии и других странах востока, а третье, называемое Тагриба (марш на запад), рассказывает о миграции Бану Хиляль в Северную Африку[7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Idris, 1971, p. 385.
  2. Baadj, 2015, pp. 24–25.
  3. 3,0 3,1 Baadj, 2015, p. 24.
  4. Idris El Hareir, Ravane Mbaye. The Spread of Islam Throughout the World. — UNESCO. — P. 409.
  5. The Great Mosque of Tlemcen Архивная копия от 22 февраля 2014 на Wayback Machine, MuslimHeritage.com
  6. Populations Crises and Population Cycles Архивировано 27 мая 2013 года., Claire Russell and W. M. S. Russell
  7. Musique et spectacle: Le théâtre lyrique arabe - Esquisse d'un itinéraire... Par Mohamed Garfi, P..

Литература