Бакье, Габриэль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Габриэль Бакье
Gabriel Bacquier
Основная информация
Профессии оперный певец
Жанры опера
Награды

Габриэ́ль Бакье́ (полное имя Габриэль-Августин-Раймон-Теодор-Луи Бакье, фр. Gabriel Bacquier; 17 мая 1924, Безье — 13 мая 2020) — французский оперный певец (баритон).

Биография

Габриэль Бакье родился в Безье во Франции и в детстве был очарован всем, что связано с пением, — записями, трансляциями и фотографиями певцов. Начал учиться в Монпелье в качестве коммерческого художника, в то же время проходил службу на железных дорогах во время оккупации. Там он нашёл учителя пения, стал брать уроки в музыкальной школе и в 1945 году поступил в Парижскую консерваторию, которую окончил в 1950 году. В том же году поступил в оперную труппу Жозе Бекмана и дебютировал в Ницце в первой редакции оперы Марселя Ландовски «Безумец».

В 1953—1956 гг. — солист брюссельского театра Ла Монне, где в его репертуаре ключевые партии в опере (особенно французской) соседствовали с ролями в оперетте. С 1956 г. в парижской Опера-комик. С 1960 г. — солист Парижской оперы, в 1962 г. дебютировал на Глайндборнском фестивале в партии Графа Альмавивы («Свадьба Фигаро»), в последующие два года выступил впервые на многих важнейших оперных сценах мира и наконец в 1964 г. в первый раз спел в Метрополитен Опера (Первосвященник, «Самсон и Далила» Сен-Санса), после чего выходил на эту сцену в различных партиях на протяжении 18 сезонов. Он также часто пел в Филадельфийской лирической оперной труппе в период с 1963 по 1968. В этой труппе он дебютировал 22 февраля 1963 года в партии Зурги в опере Бизе с Ферруччо Тальявини и Адрианой Малипонте. Впоследствии выступал в этой оперной труппе в таких постановках, как «Кармен», «Отелло» и др. В опере в Сан-Франциско он дебютировал в 1971 году с партией Мишеля в «Плаще».

Несмотря на французское происхождение, Бакье не признавал в себе типаж французского баритона. Большинство ролей в его репертуаре — из итальянских опер. Его можно было услышать в роли Ренато в опере «Бал-маскарад», Мелитоне в «Силе судьбы», в «Дон Карлосе», Скарпиа в «Тоске». Часто Габриэль играл и комедийные роли, такие, как Бартоло в опере «Севильский цирюльник», «Дон Паскуале», «Фальстаф», Лепорелло в «Дон Жуане», Альфонсо в «Так поступают все женщины» и т. д. В 1975 году о его роли доктора Дулькамара писали, что «широкий юмор чужд природе Бакье, и его персонаж вовсе не карикатура, которой он должен быть, а настоящий человек, отягощённый собственным шарлатанством и человеческой наивностью»[1]. В мае 1980 года он спел партию на премьере оперы «Сирано де Бержерак» Поля Данблона в рамках празднования 150-летия основания государства Бельгии. Это произошло в Льеже на сцене Королевской оперы Валлонии. В 1994 г. оставил оперную сцену, однако изредка продолжал выступать и записываться с камерными произведениями. Его финальным выступлением было исполнение роли Дона Паскуале в опере-комедии.

Записал партии «четырёх демонов» в опере «Сказки Гофмана» Оффенбаха (дир. Бонинг, Decca), заглавную партию в «Вильгельме Телле» (франц. версия, дир. Гарделли, EMI), партию Короля треф в опере «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева (дир. Нагано, Virgin Classics)[2].

Увлёкся песенным жанром и в этом направлении записал несколько песен Равеля, Деода де Северака, Пуленка и других. Два успешных концерта 1961 и 1972 годов были впоследствии выпущены в качестве альбома в 1987 году на лейбле Vogue. В альбоме 1964 года Жака Феврие он исполнил шесть песен. Бакье появился в 1976 году в фильме La Grande récré (Caruso), а также в эпизодической певческой роли в свадебной сцене фильма 1986 года Манон с источника. Он также снялся в 1979 году в фильме «Фальстаф» режиссёра Гетца Фридриха. Запись сделали в Вене в 1978, а сам фильм был снят в Берлине в 1979. Также снимался в студийном фильме Любовь к трём апельсинам в 1989 году. Бакье был преподавателем сначала в вокальной школе Парижской оперы, а затем в Парижской консерватории и с 2001 года в Академии музыки Монако, где руководил студенческими постановками. В 2007 году Габриэль Бакье записал для альбома тринадцать песен актёра и композитора Пьера Луки, режиссёра Жака Болоньези. Он фигурирует в качестве одного из интервьюеров в книге Сильви Мило Doucement les Basses ossia Dîner avec Gabriel Bacquier, José van Dam et Claudio Desderi.

Был одним из ведущих подписантов петиции в 2008 году Appel à la Refondation des Troupes de Théâtre Lyrique в защиту французского искусства пения[3].

Репертуар

В начале творческого пути Бакье исполнял партии разных амплуа: Дон Жуан, Фальстаф, Онегин, Скарпиа, Риголетто. Впоследствии специализировался на партиях комиков и злодеев: Лепорелло, Дон Бартоло, Дулькамара, Яго, Санчо Панса.

Габриэль Бакье прославился прежде всего исполнением французского оперного репертуара: «Манон» и «Таис» Жюля Массне, «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе, «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси, «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха, а также оперы композиторов-современников. В камерном репертуаре Бакье выступал с песнями Мориса Равеля и Франсиса Пуленка.

Награды и премии

Примечания

  1. Pitt, Charles. Report from Aix-les-Bains. Opera 1975 выпуск 26, с.74.
  2. Габриэль Бакье (Gabriel Bacquier) | Belcanto.ru. www.belcanto.ru. Дата обращения: 22 октября 2019. Архивировано 23 сентября 2019 года.
  3. Oussenko, S. Gabriel Bacquier, le genie de l’interpretation. MJW Fédition, Paris, 2011. (Section Distinctions et récompenses, p116).
  4. Grove, 2008.
  5. 5,0 5,1 Gabriel Bacquier, l'ambassadeur du beau chant français (фр.) (недоступная ссылка). Cie Cala. Compagnie CALA. — Биография на сайте Théâtre Musical de Lyon. Дата обращения: 26 декабря 2015. Архивировано 20 ноября 2007 года.

Литература

  • The Grove Book of Opera Singers / Laura Macy. — NY: Oxford University Press, 2008. — P. 22. — 626 p. — ISBN 978-0-19-533765-5.
  • Акопян Л. О. Музыка XX века: энциклопедический словарь / Научный редактор Двоскина Е. М.. — М.: «Практика», 2010. — С. 52. — 855 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-89816-092-0.