Байсеитова, Куляш Жасымовна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Куляш Байсеитова
Основная информация
Профессии камерная певица, оперная певица, актриса
Певческий голос лирико-колоратурное сопрано
Инструменты фортепиано
Коллективы Государственный академический театр оперы и балета имени Абая
Награды

Куляш Жасыновна Байсеи́това (имя при рождении — Гульбахрам; каз. Күләш Жасынқызы Байсейітова; 19121957) — советская, казахская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), драматическая актриса. Лауреат двух Сталинских премий II степени (1948, 1949)[1]. Кавалер ордена Ленина (1945). Одна из первых обладательниц звания «Народный артист СССР» (1936) и одна из самых молодых (после Халимы Насыровой) за все годы его присвоения.

Биография

Куляш Байсеитова (девичья фамилия Беисова) родилась 19 апреля (2 мая1912 года (по другим источникам — 12 января[2]) в степях Сары-Арки, в ауле Жанаорталык Каркаралинского уезда Семипалатинской области (ныне — в Актогайском районе Карагандинской области Казахстана). В Алматы её привезли в возрасте двенадцати лет и какое-то время она жила в интернате[3]. Происходит из подрода дадан рода тобыкты племени аргын[4][5].

Её природный музыкальный талант проявился рано. Она заучивала и исполняла песни, жыры и кысса, услышанные от отца Жасына.

В 19251928 годах училась в Алматинском педагогическом техникуме Института просвещения, участвовала в музыкальной самодеятельности.

В 1930 году поступила в студию созданного в 1926 году в Кызыл-Орде и в 1929 году переведённого в Алматы Казахского театра драмы (ныне Казахский государственный академический театр драмы имени М. О. Ауэзова). Обучаясь актёрскому мастерству и музыкальной грамоте, играла в театре небольшие эпизодические роли, а вскоре и главные.

В 1933 году вошла в состав труппы Музыкального театра (ныне Казахский театр оперы и балета имени Абая), где выступала до конца жизни. Занималась пением в учебной студии театра у К. А. Дианти и В. А. Смысловской.

Музыкальный и сценический талант певицы ярко проявился в создании образа Айман в музыкальной комедии «Айман — Шолпан» на либретто М. О. Ауэзова, музыка И. В. Коцика. Образ Шуги (музыкальная драма «Шуга» Б. Майлина и И. Коцика) свидетельствовал о возросшем мастерстве певицы, партия Жибек («Кыз-Жибек» Е. Г. Брусиловского) позволила певице подняться к высотам классического оперного искусства.

Другая знаменитая оперная певица В. В. Барсова так отзывалась о Куляш Байсеитовой:

…изумительный облик этой певицы произвёл на меня потрясающее впечатление… Я не могла бы назвать певицу, с которой можно было бы её сравнить, — до такой степени индивидуален и своеобразен высокий, лёгкий и прозрачный голос казахской певицы… Куляш Байсеитова — подлинная гордость не только казахского, но и всего нашего советского искусства[6].

«…Когда мы слушали партию Чио-Чио-сан в исполнении Куляш, нам нисколько не мешало незнание казахского языка. Казалось, что мы понимаем не только общую, выраженную артисткой мысль, но и каждое произнесенное ею слово. Настолько ярко было выражено состояние Чио-Чио-сан в мимике и интонациях артистки…» Из рукописи режиссёра А. Троицкого «Наследие Куляш Байсеитовой».

Выступала и как концертная певица. Исполняла народные песни на многих языках (казахские «Елигай», «Шили озен», русская «Колокольчик», польская «Шла девица», чешская «Пастушок», армянская «Ласточка» и др.), произведения русских, советских и западно-европейских композиторов.

В годы войны выезжала на фронт в составе концертной бригады.

В 1944 году снялась в музыкальном фильме «Концерт пяти республик».

С 1949 года — член Советского комитета защиты мира. Была организатором и бессменным руководителем Казахского театрального общества. Участвовала в работе II Всемирного Конгресса сторонников мира.

Член ВКП(б) с 1943 года. Депутат Верховного Совета Казахской ССР 1—3-го созывов.

В июне 1957 года отправилась на концерт в Москву. После концерта, жалуясь на боли в голове, певица вернулась в гостиницу. Утром 6 июня горничная нашла её бездыханное тело в ванной. Врачи позже констатировали кровоизлияние в мозг.

Похоронена в Алматы на Центральном кладбище[7].

Семья

Звания и награды

Творчество

Роли в театре

Памятник Куляш Байсеитовой в Алма-Ате в сквере у музыкальной школы её имени, 2011

Казахский театр драмы (1930—1933)

Государственный академический театр оперы и балета им. Абая (1933—1957)

Память

Почтовая марка Казахстана, посвящённая Куляш Байсеитовой. 2012 г.

Литература

  • Список 38 статей о творчестве певицы (1936—1982) — Байсеитова Куляш Жасымовна // Вокально-энциклопедический словарь: Биобиблиография : в 5 т. / М. С. Агин. — М., 1991—1994..

Комментарии

Примечания

  1. Музыкальная энциклопедия. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Том 1. А — Гонг. 1072 стб. с илл. — М.: Советская энциклопедия, 1973.
  2. Любовь и смерть Куляш Байсеитовой (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 августа 2010. Архивировано 2 июня 2016 года.
  3. http://www.np.kz/old/2007/09/rludi1.html Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine Соловей
  4. Ғасыр Бұлбұлы – Күләш. Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 23 марта 2020 года.
  5. Күләш – «Чудо». Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 23 марта 2020 года.
  6. Барсова В. Куляш Байсеитова. — «Сов. искусство», 11 сентября 1936.
  7. Как умирала Куляш Байсеитова (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 декабря 2012. Архивировано 10 декабря 2011 года.
  8. Любовь и смерть Куляш Байсеитовой | Номад | 28.03.2003 (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 августа 2010. Архивировано 2 июня 2016 года.
  9. Зал Славы Казахстана (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 августа 2010. Архивировано 23 сентября 2017 года.
  10. Логотип YouTube В Алматы открыли памятник Куляш Байсеитовой

Ссылки