Бабий кут
Ба́бий кут (бабий у́гол, печно́й угол, куть, середа, теплюшка, чулан, солныш, шолнуша, шомыша, кухня)[1] — пространство избы (хаты) между устьем русской печи и противоположной стеной, где шли женские работы.
В бабьем углу находились ручные жернова, судная лавка с посудой, надблюдники. Отделялся от остального пространства избы грядкой, под которой подвешивалась кутная занавеска, а часто и дощатой перегородкой. Мужчины даже своей семьи старались не заходить в печной угол, а появление здесь постороннего мужчины было недопустимым и расценивалось как оскорбление[2].
Во время сватовства невеста находилась за кутной занавеской, отсюда выходила нарядно одетая во время смотрин, здесь же она ожидала жениха, чтобы ехать в церковь; выход невесты из печного кута в красный угол рассматривался как прощание с отчим домом[3].
При родах женщину иногда помещали в бабий угол возле печи. Мать с ребенком закрывалась от посторонних глаз занавеской в печном углу («Поближе к печной саже, чтобы порчи не было»), после чего обычно первый раз кормила[4].
См. также
Примечания
- ↑ Азбуковникъ / Бабий кут Архивная копия от 27 мая 2016 на Wayback Machine
- ↑ Платонов, 2007, с. 570.
- ↑ Бердяев, 2005, с. 96.
- ↑ Топорков, 2009, с. 42.
Литература
- Баранов Д.А., Баранова О.Г. и др. Печной угол // Русская изба : Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: Искусство-СПБ, 2004. — С. 45—48. — 376 с.
- Печной угол // Русский образ жизни / Ред. О. А. Платонов. — М.: Ин-т рус. цивилизации, 2007. — С. 869. — 1136 с. — (Святая Русь. Бол. энциклопедия рус. народа). — ISBN 978-5-902725-05-3.
- Печь / Топорков А. Л. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 39–44. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
- Фольклор Новгородской области: история и современность / Ред. О. С. Бердяев. — М.: Стратегия, 2005. — 352 с. — ISBN 5-9234-0055-3.