Бабар (персонаж)
Бабар | |
---|---|
фр. Babar | |
Создатель | Жан де Брюнофф, Лоран де Брюнофф |
Произведения | - |
Род занятий | - |
Баба́р (фр. Babar) — вымышленный слон, персонаж серии иллюстрированных книг для детей. Впервые появился в устной истории, рассказанной в 1930 году Сесиль де Брюнофф её сыновьям. На её основе муж Сесиль Жан де Брюнофф создал книгу «История Бабара» (1931), за которой последовали ещё несколько. После смерти Жана серию о Бабаре продолжил его сын Лоран. Персонаж получил мировую известность; книги о нём переведены на множество языков; по их мотивам сняты многочисленные мультфильмы и мультсериалы. В 2011 году французский министр культуры Фредерик Миттеран назвал Бабара самым известным в мире персонажем французской литературы.
История создания
В 1930 году Сесиль де Брюнофф, пианистка и преподаватель фортепиано в Нормальной школе музыки, рассказала своим сыновьям Лорану и Матьё историю о слонёнке, чью мать убили злые охотники. Оставшись сиротой, слонёнок переселился в город, где пережил множество приключений, после чего вновь вернулся в джунгли[1][2]. История так понравилась детям, что их отец, художник Жан де Брюнофф, решил её записать и проиллюстрировать. Он существенно развил и дополнил первоначальный сюжет, а также дал слонёнку имя Бабар[3][4]. Так возникла первая книга о Бабаре, опубликованная в 1931 году под названием «История Бабара» (L’Histoire de Babar). В ней, как и в первоначальном рассказе Сесиль, мать слонёнка убивает охотник; после этого он убегает из леса в город, поселяется у пожилой дамы и учится жить как люди. Впоследствии Бабар возвращается в лес, женится на своей кузине Селестине и становится королём слонов[5][6].
В 1937 году Жан де Брюнофф умер, опубликовав к тому времени пять книжек о Бабаре, имевших большой успех, в том числе благодаря крупному формату и ярким, красочным иллюстрациям. Ещё две книги были изданы посмертно; участие в их оформлении принял Лоран де Брюнофф, которому на тот момент было тринадцать лет[3][7]. Впоследствии Лоран, также ставший художником, продолжил дело своего отца и в 1946 году создал первую из собственных книжек о Бабаре, «Babar et ce coquin d’Arthur»[3]. В последующие годы Лоран де Брюнофф опубликовал множество новых книжек, а после того как он переехал в США и женился на писательнице Филлис Роуз (Phyllis Rose), последняя также стала полноценным соавтором книг о Бабаре[3][4].
С 2001 года права на франшизу принадлежат канадской медиакомпании Nelvana[8]. По состоянию на 2011 год издательством Hachette Jeunesse было выпущено 75 альбомов, переведённых на 27 языков, число продаж которых по всему миру составило 13 миллионов экземпляров[9]. По мотивам историй о Бабаре сняты многочисленные мультфильмы и мультсериалы; широкое распространение получила сувенирная и прочая продукция с его образом; пользуются популярностью изображающие Бабара игрушки[3][10][11].
Образ персонажа
Художественный стиль Жана де Брюноффа, позднее воспринятый Лораном де Брюноффом, характеризуется сочетанием внешней наивности и простоты с точностью и продуманностью композиции, рисунка и цветовых решений[3][7][12]. Созданный ими персонаж отличается элегантностью и пристрастием к хорошей одежде; он почти всегда одет в зелёный костюм определённого оттенка (в современной Франции называемого «цветом Бабара») с белой рубашкой и красным галстуком-бабочкой[12][13]. Образ Бабара подчёркнуто антропоморфен, однако ему присущи многие из традиционно «слоновьих» черт: сила, мудрость, прекрасная память[14]. Кроме того, он сдержан, честен, добр и терпим к другим; главные его ценности — ум, знание, храбрость и труд[12][11]. Даже обзаведясь собственной семьёй и формально принадлежа к миру взрослых, Бабар продолжает сохранять многие детские черты. Высказывались предположения, что само его имя представляет собой контаминацию французских слов papa (папа) и bébé (малыш)[14][15].
Сильвен Тессон писал о феномене Бабара: «Отец и сын Брюнофф гениальны тем, что из самого громоздкого среди земных млекопитающих создали воплощение деликатности»[16]. Для Мишеля Пастуро важно то, что Бабар «…нисколько не напоминает персонажей из фильмов Уолта Диснея, суетливых, а порой и вульгарных. Он совсем другой — толстый, серый, добродушный, честный, малоразговорчивый»[13]. Шарль де Голль говорил, что ему нравятся книги о Бабаре, поскольку они создают «определённый образ Франции»[4][17].
Сам Лоран де Брюнофф характеризует слона следующим образом: «дружелюбный, преданный семье, любящий приключения, бесстрашный, а главное, великодушный. Бабар — сильная личность, что позволило ему стать королём, однако в этом качестве он ведёт себя не как абсолютный монарх, а, прежде всего, как муж, отец и друг»[9].
Рецепция и критика
Созданный членами семьи де Брюнофф персонаж обрёл мировую популярность; его называли «самым известным в мире слоном»[14], «одним из любимейших персонажей детских книг всех времён»[18], «самым детским персонажем на свете»[19], «универсальным символом детства»[20]. Вместе с тем критиками отмечалось, что оригинальный образ со временем подвергся влиянию коммерциализации: многочисленные производные произведения, в которых он фигурирует, сохраняют основные черты персонажа, но не отражают стиль и дух первых альбомов Жана де Брюноффа[10].
Цикл историй о Бабаре становился предметом разнообразных интерпретаций; в нём видели аллегорию, сатиру, утопию[12]. Неоднозначным было и восприятие самого персонажа: с одной стороны, его превозносили как просвещённого монарха, идеального родителя, образец верности, справедливости и хороших манер; с другой — осуждали как пропагандирующий сексизм, элитаризм, колониализм и расизм[14]. Последние идеи получили наиболее яркое выражение в книге Герберта Коля[англ.] «Должны ли мы сжечь Бабара?» («Should We Burn Babar?», 1995)[12][21]. Возражая ему, писатель и критик Адам Гопник замечал, что сага о Бабаре — «не спонтанное, бессознательное выражение французского колониального воображения, а осознанная комедия на тему французского колониального воображения»[17].
С момента создания и вплоть до настоящего времени Бабар сохраняет неизменную популярность; его называют «бессмертным», «вневременным»; многие фразы из книг о нём стали во Франции крылатыми[22][23][24][10]. В 2011 году, награждая Лорана де Брюноффа Орденом Искусств и литературы, министр культуры Фредерик Миттеран отметил в своей поздравительной речи, что, хотя вкусы и предпочтения детей с годами меняются, любовь к Бабару передаётся из поколения в поколение; подчеркнув широкую популярность слона «от Японии до Испании и США», он назвал его «самым известным в мире персонажем французской литературы»[15]. В России Бабар известен мало; книги о нём почти не переводились на русский язык (первое русскоязычное издание вышло лишь в 1993 году)[25][6].
В культуре
По мотивам историй о Бабаре сняты многочисленные мультфильмы и мультсериалы, в том числе франко-канадский сериал «Бабар» (1989). В 2010 году вышел анимационный телесериал «Бабар и приключения слонёнка Баду» («Babar, les aventures de Badou»), в котором появляется новый персонаж — внук Бабара[26]. С 1941 по 1944 год на Би-би-си выходил цикл посвящённых Бабару радиопередач[27].
В 1940 году Франсис Пуленк создал по мотивам «Истории Бабара» одноимённую музыкальную сказку (Histoire de Babar le petit éléphant) для рассказчика и фортепиано, впоследствии переложенную для оркестра[28][29]. Американский композитор Николай Березовский написал в 1952 году одноактную детскую оперу «Слон Бабар»[25][30]. По мотивам книг о Бабаре созданы также «цифровая видеоопера» «Путешествия Бабара» (The Travels of Babar, 1994) Рафаэла Мостела и «Путешествие Бабара» (Voyage de Babar, 2013) Франсуа Нарбони[фр.] для фортепиано и чтеца, представляющее собой своего рода продолжение «Истории Бабара» Пуленка[31][32].
С 1998 по 2008 год в Стэнфордской лаборатории SLAC в Калифорнии проводился эксперимент BaBar, получивший название от обозначений B-мезона (B) и его античастицы (B, произносится B bar). Поскольку оно совпадает с именем широко известного слона Бабара, за разрешением использовать название BaBar инициаторы эксперимента обратились к автору, а сам слон стал талисманом эксперимента[33][34][35][36].
В 2006 году Почта Франции выпустила посвящённую Бабару марку тиражом 17 миллионов экземпляров[37]. В 2011 году, в честь восьмидесятилетнего юбилея Бабара, в Национальной библиотеке Франции и в Музее декоративного искусства прошли посвящённые ему выставки[16][24].
Примечания
- ↑ Cécile de Brunhoff, 99, Creator of Babar (англ.). The New York Times (2003). Дата обращения: 24 октября 2022. Архивировано 24 октября 2022 года.
- ↑ Cécile de Brunhoff est morte (фр.). L'Obs (2003). Дата обращения: 24 октября 2022. Архивировано 22 октября 2022 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Artist Biographies. Jean and Laurent de Brunhoff (фр.). The Morgan Library & Museum. Дата обращения: 22 октября 2022. Архивировано 22 октября 2022 года.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Simon Worrall. Laurent de Brunhoff Reveals Shocking Beginning of Beloved Babar Series (англ.). National Geographic (2014).
- ↑ Babar (англ.). Britannica. Дата обращения: 22 октября 2022. Архивировано 22 октября 2022 года.
- ↑ 6,0 6,1 Екатерина Ескина. Жан и Лоран де Брюнофф . Центр детской книги и детских программ (2014). Дата обращения: 22 октября 2022. Архивировано 14 августа 2022 года.
- ↑ 7,0 7,1 Kjell Knudde. Jean De Brunhoff (фр.). Comiclopedia. Lambiek. Дата обращения: 22 октября 2022. Архивировано 22 октября 2022 года.
- ↑ Geraldine Fabrikant. After 70 Years, A Family Sells Its Stake in a Dapper Elephant (англ.). The New York Times (2001).
- ↑ 9,0 9,1 François Bostnavaron. Babar, 80 ans et toujours vert (фр.). Le Monde (2011). Дата обращения: 22 октября 2022. Архивировано 22 октября 2022 года.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Michel Abescat. Babar, un éléphant au classicisme trompeur (фр.). Télérama (2017).
- ↑ 11,0 11,1 Elisa Morère. Babar, une marque qui a de la défense (фр.). Les Echos (2006).
- ↑ 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 Edward Rothstein. All About Mr. Elephant, in His Becoming Green Suit (англ.). The New York Times (2008).
- ↑ 13,0 13,1 Пастуро, 2018.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 14,3 Alison Lurie. The Royal Family (англ.). The New York Review (2004).
- ↑ 15,0 15,1 Discours de Frédéric Mitterrand, ministre de la Culture et de la Communication, prononcé à l'occasion de la remise des insignes de Commandeur de l'ordre des Arts et des Lettres à Laurent de BRUNHOFF (фр.). Ministère de la Culture.
- ↑ 16,0 16,1 Françoise Dargent. Laurent de Brunhoff, une vie avec Babar (фр.). Le Figaro (2011). Дата обращения: 22 октября 2022. Архивировано 22 октября 2022 года.
- ↑ 17,0 17,1 Adam Gopnik. Freeing the Elephants. What Babar brought (англ.). The New Yorker (2008).
- ↑ Cécile de Brunhoff (англ.). Independent (2003). Дата обращения: 24 октября 2022. Архивировано 24 октября 2022 года.
- ↑ Будур, 2005, с. 65.
- ↑ The Essential Guide, 2002, p. 119.
- ↑ Henry Mayer. Turning Fact Into Fable (англ.). The New York Times (1995).
- ↑ Babar est-il immortel ? (фр.). France Culture (2019).
- ↑ Babar, toujours (en) vert (фр.). Le Temps (2012).
- ↑ 24,0 24,1 Алексей Тарханов. Французский народный слон . Коммерсантъ Weekend (2012).
- ↑ 25,0 25,1 Ася Ъ-Лаврецкая. Слон Бабар осиротел . Коммерсант (2003).
- ↑ "Babar" fait son show à Paris pour ses 80 ans (фр.). franceinfo Culture (2016).
- ↑ Simonin, 2011.
- ↑ Histoire de Babar le petit éléphant (фр.). IMSLP. Дата обращения: 5 декабря 2022. Архивировано 22 октября 2022 года.
- ↑ Христина Стрекаловская. История слоненка Бабара . Мариинский театр.
- ↑ Babar the elephant (англ.). LIBRIS.
- ↑ Kyle Gann. MUSIC; Making Bowls Sing And Elephants Talk (англ.). The New York Times (2000).
- ↑ D’un Babar à l’autre pour toute la famille (фр.). L'Est Républicain (2018).
- ↑ A good BaBar gain // CERN Courier. — 1999. — Vol. 39, № 8. — P. 21—23.
- ↑ Mike Green. A successful start to preparations for the BaBar experiment (англ.).
- ↑ Lori Ann White. BaBar still breaking new ground (англ.). Symmetry Magazine (2014).
- ↑ Calla Cofield. BaBar and the very tiny particle (англ.). Symmetry Magazine (2008).
- ↑ L'éléphant Babar a été imaginé par une Nantaise (фр.). Agence Bretagne Presse (2008). Дата обращения: 24 октября 2022. Архивировано 24 октября 2022 года.
Литература
- Будур Н.В. Брюнофф Жан де // Сказочная энциклопедия. — М.: ОЛМА-Пресс, 2005. — С. 65.
- Пастуро М. Зеленый. История цвета. — Новое Литературное Обозрение, 2018. — 244 с.
- A.Q. de Brunhoff, Jean; de Brunhoff, Laurent // The Essential Guide To Children's Books And Their Creators / Ed. Anita Silvey. — Houghton Mifflin Harcourt, 2002. — P. 119—120.
- Daniel Hahn. de Brunhoff, Jean // The Oxford Companion to Children's Literature. — OUP Oxford, 2015.
- Ann Meinzen Hildebrand. Jean and Laurent de Brunhoff: The Legacy of Babar. — Twayne Publishers, 1991. — 175 p.
- Anne Simonin. L'éléphant français libre Babar, Romain Gary et la France libre // Vingtième Siècle. Revue d'histoire. — 2011. — № 4 (112). — P. 70—82.
- Nicholas Fox Weber. The Art of Babar: The Work of Jean and Laurent de Brunhoff. — Abrams, 1989. — 191 p.
Ссылки
- Брюнофф, Жан де. Приключения Бабара. — М. : Эксмо, 2017.
- Jean de Brunhoff. Histoire de Babar le petit éléphant (фр.).
- L’Histoire de Babar, le petit éléphant (фр.). Orchestre National du Capitole de Toulouse.