Бабайцев, Иван Фёдорович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иван Фёдорович Бабайцев
Место рождения с. Громушки, Градско-Стрелецкая волость, Козловский уезд, Тамбовская губерния, Российская империя
Род деятельности Начальник Ленинской железной дороги
Награды и премии

Иван Фёдорович Бабайцев (4 сентября 1897, Тамбовская губерния7 марта 1967, Москва) — советский железнодорожник, Герой Труда первой пятилетки, начальник Ленинской железной дороги (1938—1942), генерал-директор тяги III ранга (1943), уполномоченный Государственного Комитета Обороны, Почётный железнодорожник.

Биография[1][2][3]

Родился в семье железнодорожника. В 1908—1911 годах учился в железнодорожной школе, затем начал работать на Юго-Восточной железной дороге ремонтным рабочим, бригадиром пути, слесарем паровозного депо, помощником машиниста станции Козлов и депо Грязи. В 1917—1929 годах — паровозный машинист станции Козлов, (в 1920 году — машинист бронепоезда, сражавшегося против банд Махно). В 1929—1936 годах — паровозный машинист, машинист-инструктор депо Кочетовка Московско-Казанской железной дороги, Мичуринск.

За 19 лет работы машинистом был участником трех Всесоюзных конкурсов на лучшую работу машиниста. По результатам первого конкурса получил звание лучшего машиниста района, во втором и третьем конкурсах стал «лучшим машинистом железных дорог СССР»[4] и удостоен звания «Герой Труда». В 1933 году занял первое место во Всесоюзном соревновании паровозных бригад. Занесен на доску почета СССР им. XVII партсъезда. Получил звание «Ударник Сталинского призыва». В 1935 г. присвоено звание механика первого класса. Постановлением ЦИК СССР от 5 августа 1935 года «За образцовую и успешную работу по подъему железнодорожного транспорта, за активную и энергичную борьбу с крушениями и авариями» был награждён орденом Ленина. Постановлением СНК СССР от 11 января 1936 года за подписью Председателя СНК В. М. Молотова утвержден членом Совета при НКПС.

В 1935 году, в Трансжелдориздате вышла его первая книга (81 стр.) в помощь паровозным бригадам: «Без аварий. Мой опыт работы на паровозе № 703-62». С 1936 года вел лекционную работу в Московском институте инженеров транспорта им. И. В. Сталина в «Стахановской школе», на кафедре « Подвижного состава тяги железных дорог». В последующем, им были подготовлены и изданы еще три книги практической направленности[5].

С 1936 по 1937 год — заместитель начальника паровозного депо, начальник паровозного отделения депо Кочетовка Ленинской железной дороги. В 1938 году был назначен сначала заместителем, а в конце года — начальником Ленинской железной дороги и проработал на этой должности до апреля 1942 года.

В течение предвоенных, 1939—1941 годов на Ленинской железной дороге под его руководством осуществлялись масштабные работы по увеличению пропускной способности дороги, обеспечению безаварийности движения, развитию паровозного и иного дорожного хозяйства[6]. Помимо этого, было завершено строительство и обеспечен ввод в эксплуатацию второй очереди «Малой Ленинской железной дороги Архивная копия от 30 марта 2016 на Wayback Machine»[7]. Впоследствии многие юные железнодорожники заменили своих отцов и братьев, работая на Ленинской железной дороге во время войны.

В ходе Московской битвы, на Ленинскую железную дорогу легла значительная часть нагрузки по обеспечению войск Западного и Юго-западного фронтов и по эвакуации промышленных предприятий Москвы и Московской области вглубь страны.[8] Осенью 1941 года из одиннадцати сходившихся к Москве железных дорог работали только четыре. В 1941 году на Ленинской железной дороге в короткий срок были построены, укомплектованы железнодорожниками и отправлены на фронт три бронепоезда, в том числе и бронепоезд «Железнодорожник».

В 1942—1943 годах — старший ревизор Центрального управления паровозного хозяйства НКПС. Постановлением ГКО от 21.07.1942 года за подписью И. В. Сталина назначен Уполномоченным ГКО «по Донецкому угольному бассейну по отгрузке угля и наливу нефтепродуктов для железных дорог».

В 1943 году ему присвоено звание Генерал-директор тяги III ранга. В 1943—1946 году — первый заместитель начальника Московско-Курской железной дороги. Во время Курской битвы, по поручению члена Политбюро, секретаря ЦК ВКП(б) А. А. Андреева командирован в прифронтовые области (Орловская и Курская) Уполномоченным для организации работ «по продвижению посевного зерна». Приказом от 19.09.1943 года Наркома путей сообщений СССР Кагановича Л. М. утвержден Уполномоченным НКПС «По оборонным перевозкам».

С 1946 по 1951 год — первый заместитель начальника Белостокской железной дороги (Гродно), начальник Ивановского отделения Ярославской железной дороги (Иваново), а в 1951—1957 годах — ревизор Главного управления локомотивного хозяйства МПС СССР.

Член ВКП(б) с 1930 года. Избирался членом узлового комитета РКП (б)депо Кочетовка, членом горкома РКП(б) Мичуринска, Воронежского и Тамбовского обкомов партии, членом железнодорожного райкома партии Москвы. В 1935—1936 годах избирался делегатом VII и чрезвычайного VIII Съезда Советов. На VII съезде был избран членом редакционной коллегии по выработке Конституции СССР. В 1948 году был избран депутатом городского Совета трудящихся города Иваново.

С 1957 года персональный пенсионер союзного значения. Умер 7 марта 1967 года, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Награды

Семья

  • Жена — Бабайцева (Иванова) Ольга Петровна 1896—1989
  • Дети
    • Бабайцев Владимир Иванович 1920—2007, железнодорожник, заместитель начальника депо Москва-Курская руководящий работник МПС СССР
    • Синюкова (Бабайцева) Вера Ивановна 1922—2014, работник железнодорожного транспорта, в 1942—1946 гг. шифровальщик транспортного отдела НКВД Ленинской дороги, Центрального секретно-шифровального отдела НКПС.
    • Собкина (Бабайцева) Антонина Ивановна 1925—2005 переводчик Министерства внешней торговли СССР, учитель московской средней школы

Примечания

  1. Бабайцев И. Ф. Личные дела, послужной список, автобиографии, приказы Российский Государственный Архив Экономики. РГАЭ, Ф1884.ОП.119.Д.23.Л7.
  2. Российский Государственный Архив Социально-Политической Истории. РАГСПИ. Бабайцев И. Ф. Учетно-партийные документы. Ф.17. ОП.107.
  3. Бещев Б.П, Гундобин Н.А, Егоров В.П, Кривонос П.Ф. и др. Памяти И.Ф. Бабайцева (рус.) // Газета «Гудок». — 1967. — 8 март.
  4. Этапы большого пути. Локомотивному депо Кочетовка – 100 лет (19.12.2014).
  5. Бабайцев И.Ф. Книги и брошюры, изданные в 1935-1936 годах. Электронная библиотека. Дата обращения: 18 февраля 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  6. «Совещание производственно-хозяйственного актива НКПС» Известия № 84(7460) от 10 апреля 1941 года.
  7. Малая Ленинская дорога (Московская детская железная дорога). Дата обращения: 18 февраля 2016. Архивировано 9 мая 2016 года.
  8. Конарев Н.С. Железнодорожники в великой отечественной войне 1941-1945. — МПС СССР, 1985.