БС-136 «Оренбург»
БС-136 «Оренбург» | |
---|---|
К-129 | |
История корабля | |
Государство флага | Россия |
Порт приписки | Оленья Губа |
Спуск на воду | 15 апреля 1981 |
Современный статус | в составе СФ, в ремонте |
Основные характеристики | |
Тип корабля | специального назначения |
Обозначение проекта | 667БДР «Кальмар», модернизация 09786 |
Разработчик проекта | ЦКБМТ «Рубин» |
Кодификация НАТО | «Delta-III» |
Размеры | |
Водоизмещение подводное | 15 000 т |
Длина наибольшая (по КВЛ) |
162,5 м |
Ширина корпуса наиб. | 12 м |
Силовая установка | |
Паротурбинная АЭУ |
|
Вооружение | |
ПВО | 2 комплекта «Стрела-2М». |
БС-136 «Оренбург» — атомная подводная лодка специального назначения проекта 09786 (667БДР «Кальмар»), входящая в состав Северного флота России. Название «Оренбург» унаследовано от БС-411[1].
История корабля
6 мая 1978 года зачислен в списки кораблей ВМФ как К-129. Заложен на стапелях МП «Севмаш» в Северодвинске 9 апреля 1979 года, заводской номер 398. Входил в состав 339-й БрСРПЛ Северного флота ВМФ СССР.
Спуск на воду состоялся 15 апреля 1981 года, 5 ноября того же года вошёл в строй, поднят Военно-морской флаг, а 30 ноября включён в состав 13-й дивизии ПЛ 3-й Флотилии ПЛ Северного флота с базированием в бухте Оленья Губа.
22 марта 1996 года отнесён к подклассу АПЛ специального назначения, получил номер КС-129[1].
В 2002 году завершена модернизация по проекту 09786[1]. Во время реконструкции были вырезаны отсеки ракетного и торпедного вооружений. За счёт вставки в середине корпуса длина ПЛ была увеличена со 155 до 162,5 м.
В 2006 году корабль вошёл в состав ВМФ России как АПЛ специального назначения[1], входит в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота.
По состоянию на 2011 год проходил ремонт на СРЗ «Звёздочка»[2].
27 сентября 2012 года в ходе экспедиции «Севморгео» БС-136 «Оренбург», выполняя роль носителя глубоководной атомной научной станции — подводной лодки АС-12 проекта 10831, известной как «Лошарик», достигли Северного полюса. Экспедиция «Севморгео» проводилась с целью уточнения высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике. Были взяты три пробы скальной породы на глубине 2-2,5 км для сбора доказательств о принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева к российскому континентальному шельфу. Результаты планируется предоставить в Комиссию ООН по морскому праву в 2014 году[3].
По состоянию на 2022 год находится в ремонте на СРЗ «Звёздочка».
Войсковые части
- 22857
- 04544
Командиры корабля
- капитан 1 ранга Башлык Виктор Ильич (1978—1984)
- Секирин А. С. (1984)
- капитан 1 ранга Кончин В. М. (1984—1990)
- капитан 1 ранга Конеев А. Н. (1990—1992)
- Герасимов А. О. (1993—1994)
- Юдин А. Б. (1994—2000)
- капитан 1 ранга Ермаков Олег Николаевич (2000—2008)
- Соколов А. Б. (2007—2010)
- капитан 1 ранга Чериков Андрей Петрович[4] — командир второго экипажа в 2010 году
- Слепченко Э. (2010—2016)
- Жуков Дмитрий Анатольевич (2016—2018)
- капитан 1 ранга Едовин Д. Н. (2018)
См. также
- КС-411 «Оренбург» — АПЛ специального назначения
- БС-64 «Подмосковье» — АПЛ специального назначения
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Проект 09786 . deepstorm.ru. Дата обращения: 20 февраля 2010. Архивировано 22 февраля 2012 года.
- ↑ Любая задача по плечу 2. Трудовая вахта (№3 (9673) 17 февраля 2011). Дата обращения: 18 декабря 2011. Архивировано 18 апреля 2012 года.
- ↑ Ледовый поход Лошарика Архивная копия от 13 ноября 2015 на Wayback Machine.
- ↑ Командир атомной субмарины встретился с руководством донской АЭС . Дата обращения: 23 апреля 2010. Архивировано 7 января 2014 года.