А судьи кто?

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

«А судьи кто?»крылатая фраза, восходящая к произведению «Горе от ума» русского драматурга Александра Грибоедова, в котором принадлежит главному герою Александру Андреевичу Чацкому.

В современном фразеологическом понимании обозначает презрение к мнению выступающих судьями авторитетов, которые ничем не лучше, чем те, кого они пытаются порицать или критиковать.

История

Кандидат филологических наук В. Ю. Кравцова пишет, что источником оборота «А судьи кто?» «о людях, проявляющих некомпетентность и необъективность при высказывании каких-либо мнений, а также об осуждающих других за то, в чем сами, возможно, повинны», служит Новый Завет, где в Послании Иакова говорится: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?». При этом Кравцова отмечает, что в русский язык данный оборот вошел благодаря использованию в комедии «Горе от ума» в монологе Чацкого (действие 2, явление 5)[1]:

А судьи кто? — за древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима.
Сужденья черпают из забытых газет
Времен очаковских и покоренья Крыма

Произнося данные слова, главный герой произведения Чацкий выражает своё нежелание, чтобы о его поступках судили люди, которых Чацкий не уважает, хотя эти люди могут являться уважаемыми представителями знатных семей и иметь влияние в обществе[2].

Лингвистический анализ

Фраза «А судьи кто?» выступает одним из центральных вопросов комедии в стихах «Горе от ума», содержанием которой является суд одних героев над другими, представленный как откровенно и принципиально нелицеприятный[3]. Если произведение классицистического стиля представляет «правильную» картину противостояния добра и зла, в которой четко выражено деление на правых и виноватых, на судящих и судимых, то в комедии Грибоедова ум, который понимается в христианской традиции как способность отличить добро от зла, применяется «судьями» для разоблачения друг друга, неприятия чужих идей и ценностей[3].

Крылатое выражение «А судьи кто?» применяется в значении «презрение к мнению авторитетов»[4].

Оценки

Действительный член Российской академии образования, профессор, доктор педагогических наук Марк Поташник, называя фразу хрестоматийной, считает, что грибоедовский вопрос: «А судьи кто?» является очень актуальным для многих школьных педагогов, и считает, что это не следует забывать руководителям школ, когда им заявляют о необучаемости того или иного ребёнка[5]. Поташник считает, что учитель, который сам не является «безупречно грамотным, хорошо образованным, широко эрудированным во всём, что касается ребёнка» — не может осуждать ребёнка, выносить решения и давать ему оценки[5].

Интерпретации

В локальной интерпретации медийного контекста Нижегородской области в середине 2010-х годов эта фраза стала употребляться в отношении к администрации Нижнего Новгорода, выдавшей контракт на создание центра управления дорожным движением ПАО «Ростелеком». Аббревиатура разрабатываемого проекта автоматизированной системы управления дорожным движением — АСУДД начала коррелировать в интерпретации с фразой «А судьи кто?»[4].

А. Г. Цейтлин — советский исследователь наследия Ленина — отметил частое использование последним фразы «а судьи кто?», в которую он, по словам Цейтлина, вкладывал «уничтожающую силу презрения к многочисленным противникам большевизма»[6].

Примечания

  1. Кравцова В. Ю. Философия религии в зеркале библейской фразеологии русского языка: универсально-типологическое и национально-культурное // Философия права. — 2014. — № 2 (63). — С. 54-58.
  2. Шаклеин В. М., Нгуен Лан Фыонг. Информативный компонент крылатых выражений комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» с позиции вьетнамской языковой традиции // Вопросы теории и практики журналистики. — 2017. — Т. 6, № 3. — С. 388–405. — ISSN 2308-6203.
  3. 3,0 3,1 Хомякова О. Р. А судьи кто? (мотивировка конфликта в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»). — В: Язык и межкультурные коммуникации»: Материалы III научнной конференции, (Минск-Вильнюс, 17-20 мая 2011г.) / Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка; редкол.: В. Д. Стариченок и др. // БГПУ. — 2011.
  4. 4,0 4,1 Замальдинов В. Е. Прецедентные феномены как лингвокультурные явления в языке современных СМИ // Ползуновский альманах. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 71-73. — ISSN 2079-1097.
  5. 5,0 5,1 Поташник М. М. Ложь во спасение — «за» и «против» // Народное образование. — Т. 2018, № 5. — С. 44-53. — ISSN 0130-6928.
  6. Цейтлин А. Ленин и «Горе от ума» // Литературное наследство. — 1946. — Т. 47. — С. 266-277. — ISSN 2079-1097.

Литература