Африканская философия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Африканская философия — национальная философская мысль в странах Чёрной Африки. Оформилась в процессе деколонизации во второй половине XX века. В 1973 году был создан Межафриканский Совет по философии, имеющий свой печатный орган.

История развития

Ещё в XIX веке Гегель полагал, что философия в Африке невозможна[источник не указан 4257 дней], однако с обретением независимости и формированием высшего образования в африканских странах стали появляться философские факультеты, философская публицистика и философские течения.

Вместе с тем африканские народы имеют философские традиции, сложившиеся намного ранее: помимо Северной Африки, где взаимопроникали древневосточная (в частности, древнеегипетская), эллинистическая, раннехристианская и мусульманская философия, это касается Эфиопии, где существовала философская школа Зера Якоба[англ.] (1599—1692), которого сравнивают с Декартом. Также следует упомянуть уроженца современной Ганы, философа Антона Вильгельма Амо[англ.], жившего в эпоху Просвещения и получившего философское образование в Германии, а затем работавшего в университетах Галле, Виттенберга и Йены. Значительные интеллектуальные достижения Антона Амо сыграли важную роль в полемике XVIII—XIX веков о «способностях негра».

Родоначальником африканской этнофилософии считается бельгийский миссионер Пласидо Темпельс[англ.], опубликовавший в 1946 году книгу «Философия банту» (фр. La Philosophie bantoue). По Темпельсу, онтология банту — это, прежде всего, теория сил. Анализируя мировоззренческие идеи бантуязычных народов, воплощенные в их религии и языке, он вычленил основополагающее понятие «жизненная сила», которым обозначил формы эманации божественной сущности, присутствующей в мире. Первым современным африканским философом стал руандийский аббат Алексис Кагаме, издавший в 1956 году книгу «Банту-руандийская философия бытия». Как и Темпельс, он исходил из существования коллективной и неизменной философии банту, однако выводил её в основном из данных анализа языка киньяруанда.

Новый этап в развитии африканской философии представляет собой концепция негритюда, основанная на ценностях эмоций, ритма и интуиции. Основоположниками негритюда считаются мартиникский франкофонный поэт Эме Сезер и сенегальский президент Леопольд Сенгор, но философскую формулировку, основанную на экзистенциализме и марксизме, ему дал Жан-Поль Сартр в эссе «Чёрный Орфей» (1949). В политической философии Африки существенную роль сыграли идеи темнокожих левых мыслителей — Уильяма Дюбуа (панафриканизм), Джулиуса Ньерере (социализм уджамаа), Кваме Нкрумы (коншиенсизм), Стива Бико (чёрное самосознание), Франца Фанона и других. Гуманистическое направление представляет собой философия убунту.

Представители

Литература

Ссылки