Перейти к содержанию

Африканская королева

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Африканская королева
The African Queen
Постер фильма
Жанр военная мелодрама
Режиссёр Джон Хьюстон
Продюсер Сэм Шпигель
Автор
сценария
Джеймс Эйджи
Джон Хьюстон
Сесил Скотт Форестер (роман)
В главных
ролях
Хамфри Богарт
Кэтрин Хепбёрн
Оператор Джек Кардифф
Композитор Аллан Грэй
Художник-постановщик Уилфред Шинглтон
Кинокомпания Romulus Films, Horizon Pictures
Прокат United Artists
Бюджет $1 000 000
Год 1951
Ссылки
Сайт

«Африканская королева» (англ. «The African Queen») — классическая военная мелодрама, снятая в  1951 году режиссёром Джоном Хьюстоном по одноимённому роману Сесила Скотта Форестера (1935). Лауреат премии «Оскар» за лучшую мужскую роль (Хамфри Богарт), единственный «Оскар» актёра. В 1994 году фильм включён в Национальный реестр фильмов.

Сюжет

Сэмюэль Сейер и его сестра Роуз — британские христианские миссионеры, живущие в Германской Восточной Африке в августе 1914 года. Почту и продовольствие им по реке доставляет небольшой паровой катер «Африканская королева» под командованием грубого и неотёсанного канадского механика Чарли Оллната.

Когда Чарли предупреждает Сейеров, что между Германией и Британией началась война, миссионеры решают остаться в Кунгду, но становятся свидетелями того, как немецкие колониальные войска сжигают деревню и угоняют её жителей в армию. Когда Сэмюэль пытается протестовать, его ударяет офицер, и вскоре священник умирает от лихорадки. Чарли помогает Роуз похоронить брата, и они спасаются бегством на «Африканской королеве».

Чарли рассказывает Роуз, что британцы не могут атаковать немцев с воды из-за большой канонерской лодки «Кенигин Луиза», патрулирующей большое озеро рядом с устьем реки. Роуз придумывает план превращения «Африканской королевы» в торпедный катер и потопления «Луизы». После долгих уговоров Чарли соглашается на этот план.

Чарли позволяет Роуз управлять катером с помощью руля, пока сам он занят обслуживанием старого парового котла, работающего на дровах. После успешного преодоления первого порога с минимальным затоплением лодки Роуз начинает чувствовать себя уверенно. Когда они проходят мимо немецкой крепости, солдаты начинают стрелять по ним и повреждают паровой котёл. Чарли удается присоединить напорный рукав как раз в тот момент, когда они собираются пройти во второй порог. Лодка кренится, преодолевая камни, что приводит к её частичному затоплению. Празднуя свой успех, Чарли и Роуз обнимаются и целуются. На третьем пороге у лодке ломается гребной винт. Организовав на берегу примитивную кузницу, Чарли выпрямляет винт и сваривает лопасть, что позволяет им снова отправиться в путь.

Ситуация кажется безнадёжной, когда лодка застревает в грязи и густых камышах недалеко от устья реки. Без припасов и питьевой воды Роуз и Чарли понимают, что скоро умрут. Роуз произносит молитву. Пока они спят, проливные дожди поднимают уровень воды в реке, и «Африканская королева» выплывает в озеро.

В течение следующих двух дней Чарли и Роуз готовятся к нападению. Чарли с Роуз в темноте отправляют «Африканскую королеву» по озеру, намереваясь вывести её на траекторию столкновения с «Луизой». Налетает сильный шторм, в результате чего вода заливает «Африканскую королеву» через торпедные отверстия. В конце концов лодка опрокидывается, Чарли и Роуз падают в воду. Во время шторма Чарли теряет Роуз из виду.

Чарли схвачен и доставлен на борт «Луизы», где его допрашивают немецкие офицеры. Полагая, что Роза утонула, он не предпринимает никаких попыток защититься от обвинений в шпионаже, и немецкий капитан приговаривает его к смерти через повешение. Розу поднимают на борт корабля сразу после оглашения приговора Чарли. Капитан задает ей вопросы, и Роза с гордостью признается в заговоре с целью потопить «Луизу», решив, что ей нечего терять. Капитан приговаривает её к казни вместе с Чарли как британских шпионов. Чарли просит немецкого капитана поженить их перед казнью. Капитан соглашается и, проведя краткую церемонию бракосочетания, собирается совершить казнь, но «Луизу» сотрясает серия взрывов, и она опрокидывается. Оказывается, немецкий пароход столкнулся с корпусом «Африканской королевы», и торпеды сдетонировали. Новоиспеченной супружеской паре удается спастись с тонущего корабля и вместе доплыть до безопасного места.

В ролях

Награды и номинации

Признание

По версии Американского института кино, картина занимает ряд мест:

История создания

С самого начала Джон Хьюстон настаивал на натурных съёмках. В поисках реки похожей на ту, что была описана в романе Форестера, он налетал тысячи километров, на самолёте пересекая Африку из конца в конец, пока он не остановился на Руки в Бельгийском Конго. В ту эпоху, когда натурные съёмки не были распространены, это было своего рода подвигом, учитывая ещё и то, что по сути большая часть фильма состоит из диалогов. По мнению Хьюстона натурные съёмки были единственным способом сделать фильм правдоподобным и аутентичным. Даже когда съёмки происходили в студии Хьюстон стремился к максимальной натуралистичности. В сцене, где Богарт вытягивает «Африканскую королеву» из грязи и его облепляют пиявки, пиявки были самыми настоящими.

Сценарий изначально писался для Чарльза Лоутона и Эльзы Ланчестер, потом был предложен Бетт Дейвис и Дэвиду Найвену, но окончательный выбор остался за Хамфри Богартом и Кэтрин Хепбёрн. Хотя Богарту сначала не понравился его персонаж, а игра Хепбёрн не устраивала Хьюстона, он предложил ей изобразить своего персонажа похожей на Элеонору Рузвельт, и образ заиграл новыми яркими красками.

Существующая концовка фильма появилась не сразу. У сценариста Джеймса Эйджи случился сердечный приступ и он не смог дописать сценарий до конца. Хьюстону пришлось выкручиваться самому. Перед тем как был придуман окончательный вариант рассматривалось ещё три варианта: Роуз и Чарли спасает британский военный корабль; Роуз откладывает свадьбу до первого британского консула; Чарли вспоминает, что оставил жену в Великобритании, которую последний раз видел 20 лет назад. В конце концов Хьюстон придумал четвёртый вариант, со счастливой концовкой, что не совсем типично для Хьюстона, с его мрачными взглядами на жизнь.

Возможно, оптимистичная концовка сыграла свою роль в успехе фильма. Он стал одним из кассовых лидеров 1952 года. Фильм был номинирован на «Оскар» в трёх номинациях и выиграл в одной. Читатели британского журнала Picturegoer выбрали Богарта актёром года.

Примечания

Литература

Catherine Henry. The African Queen // International Dictionary of Films and Filmmakers / под. ред Tom Pendergast, Sara Pendergast. — 4-е. — USA: St. James Press, 2000. — Т. 1. — С. 12—14. — ISBN 1-55862-449-X.

Ссылки