Атаульф
Атаульф | |
---|---|
готск. 𐌰𐌸𐌰𐍅𐌿𐌻𐍆𐍃 (Aþawulfs) — «Благородный волк»; лат. Ataulfus, Athiulfus; греч. Ἀτάουλφος, Ἀδαοῦλφος | |
| |
410 — 415 | |
Предшественник | Аларих I |
Преемник | Сигерик |
|
|
Дата смерти | 415 |
Место смерти | Барселона |
Род | Балты |
В браке | Галла Плацидия |
Отношение к религии | христианин арианского толка |
Атаульф — король вестготов, правил в 410 — 415 годах; из династии Балтов.
Атаульф стал вестготским королём после смерти Алариха в Калабрии на самом юге Италии. Новый король направил своих людей на север Италии и, перейдя Альпы (412 год), вступил в Прованс и Аквитанию, где захватил города Нарбон, Тулузу и Бордо (413 год). В 414 году поселился в Нарбоне, где женился на Галле Плацидии, дочери императора Феодосия Великого и сестры Гонория (тогдашнего римского императора Запада), которую вестготы взяли в плен ещё при Аларихе, во время захвата Рима в 410 году, и которая была вынуждена следовать за вестготским войском во время всех упомянутых экспедиций. С этого момента Атаульф пытался заручиться дружбой римлян, но ответом стало блокирование портов Нарбонской Галлии, предпринятое из Арля полководцем Констанцием, что вызвало голод среди готов. Загнанный в угол, Атаульф миновал Пиренеи, в 415 году занял Барселону в Испании в качестве нового места жительства, предпочтя её старой римской столице Таррагоне. В этом городе умер младенец, сын Атаульфа и Галлы Плацидии, названный Феодосием в память о своём деде Феодосии Великом. В августе 415 года Атаульф был убит своими людьми из антиримской партии, вероятно, из-за его политики сближения с римлянами, которая практиковалась последние несколько лет.
Правление
Атаульф в Италии
Первое упоминание Атаульфа и провозглашение его королём
Атаульф был братом жены Алариха I. На основании того, что Иордан называет его «кровным родичем Алариха», можно сделать вывод, что он также принадлежал к роду Балтов[1]. Осенью 408 года Аларих выразил желание, чтобы Атаульф, находившийся в Верхней Паннонии, присоединился к вторжению в Италию[2]. В связи с этим в источниках впервые появляется имя Атаульфа. Во главе значительной части воинских сил, состоящей из гуннов и готов, Атаульф перешёл Альпы и продвинулся от Паннонии до Венеции. Когда император Гонорий узнал, что в его распоряжении нет больших сил, он отправил против Атаульфа всю армию, кавалерию и пехоту из различных городов вместе с их командирами. Магистру оффиций Олимпию он дал гуннов из Равенны в количестве 300 человек. Когда этот отряд нашёл готов Атаульфа, он стал лагерем близ города Пиза, а затем атаковал врага. Было истреблено одиннадцать сотен варваров, а гунны потеряли только семнадцать человек, но когда они увидели количество всех вражеских сил, то, испугавшись, что они могут быть окружены превосходящим врагом, благополучно возвратились в Равенну[3]. После чего Атаульф продолжил поход и благополучно соединился с Аларихом.
В итальянской экспедиции Атаульф помогал и всячески поддерживал Алариха. В конце 410 года, после смерти Алариха, Атаульф был избран королём вестготов. Ему предстояло вывести своих людей из тупика, в который их завёл Аларих. О его делах в Италии в течении тринадцати или четырнадцати месяцев, прошедших между смертью Алариха и входом Атаульфа в Галлию, почти ничего не известно. Представляется маловероятным, что он навестил Рим и снова его разграбил, как об этом упоминает Иордан. Но Этрурия была Атаульфом опустошена, однако подробности этого неизвестны[4][5][6].
Атаульф — романизированый варвар
Атаульф отличался от Алариха и по характеру, и по идеям. Во-первых, у него было меньше почтения к римской цивилизации, чем у прежнего короля, во-вторых, он был сильнее предан обычаям и традициям своего народа. Но он изменился. Мы располагаем великолепным свидетельством его идей и деяний. Их донёс до нас Орозий, римский историк, испанец, живший в то же самое время и примерно в 418 году завершивший свой труд «Историю против язычников». Орозий получал сведения от жителя Нарбо Мартиуса (совр. Нарбон), бывшего в дружеских отношениях с готским королём. Этот человек слышал, как Атаульф говорил, что одно время он желал вообще уничтожить само имя римское, «превратить Романию в Готию» и стать готским императором. Но опыт показал ему, что готы сами по себе слишком необузданны и плохо обучаемы, чтобы стать приемниками римлян, поэтому он передумал. У него появилась идея использовать энергию готов, чтобы возродить величие Рима и остаться для потомков инициатором восстановления Римского государства. Таким образом, Атаульф имел антиримский настрой и первоначально вынашивал планы, о которых не мечтал даже Аларих, но позже стал сторонником Рима[7][8].
Примечательно сообщение готского историка Иордана о намерениях прежнего короля вестготов Алариха I. Как сообщает Иордан, Аларих просил императора Гонория поселить вестготское племя в Италии, чтобы оно жило рядом с римлянами и оба народа стали как бы единым целым. Следовательно, уже Аларих стремился к сближению римлян и вестготов, которое должно было в итоге привести к слиянию. Проготская политика римского полководца Стилихона указывает на то, что он надеялся найти понимание среди готов. Таким образом, концепция Атаульфа возникла не на пустом месте, скорее, она представляется естественным продолжением прежних тенденций. Причины этого были как материального, так и идейного порядка. Вестготы убедились, что все победы над Римом не имеют никакой цены, если не удаётся добыть продовольствие. Кроме того, вожди вестготов довольно рано оценили значение государственной организации. В словах Атаульфа звучит уважение к римскому строю и порядку. Он понял, что варварам нельзя прочно обосноваться на римской земле, не приняв законов и учреждений римской цивилизации.
Переход в Галлию
Атаульф отказался от планов Алариха по переселению готов в Африку и по совету смещённого императора Аттала, находящегося в готском лагере, решил покинуть разорённую Италию и вести свой народ в Галлию. Готы очистили среднюю и южную Италию и отправились через Альпы на запад. Неизвестно, как реагировали Гонорий и Констанций на это движение Атаульфа. Возможно, они рассчитывали использовать вестготов в борьбе против своих врагов в Галлии. Атаульф перешёл Альпы в начале 412 года, возможно через перевал Монженевр (1854 м), чтобы сыграть ведущую роль в беспокойной политике Галлии. В этом походе его сопровождали Аттал и Галла Плацидия, прекрасная сестра императора Гонория, которая была взята в плен ещё Аларихом I во время осады Рима в 409—410 годах и отдана Атаульфу[9][10][11][12][13].
Атаульф в Галлии

Обстановка в Галлии
Политическое положение в Галлии было чрезвычайно запутано. Узурпатор Константин III осенью 411 года покорился Гонорию, но вместо него о своих притязаниях на императорский трон, при поддержке двух варварских вождей (аланского — Гоара и бургундского — Гундахара) объявил новый претендент — представитель высшей галло-римской знати Иовин[14]. Власть Иовина распространилась на Бретань и на Южную Галлию, но узурпатор стремился в Италию. У Иовина был расчёт на содействие Атаульфа в борьбе против Гонория, но попытки Иовина договориться с Атаульфом закончились провалом. Бургунды и аланы не хотели делить с готами влияние на «своего» императора.
Этим воспользовался префект претория Дардан, высшее должностное лицо в Галлии, и побудил Атаульфа вступить в переговоры с Гонорием. На сей раз обе стороны были готовы к компромиссу. Вестготы удовольствовались передачей им для поселения провинции Аквитания и сопредельных земель в Новемпопулании и Первой Нарбоннской провинции. Сверх того, они получили согласие на поставки столь необходимого им зерна. Со своей стороны, вестготы обязались сражаться за Римскую империю в качестве федератов. Уже в 413 году готы воспринимались как аквитанские федераты. Город Бордо открыл ворота и дружественно принял готов. Переданные вестготам территории охватывали значительную часть западной и юго-западной Франции с городами Бордо, Тулузой и Пуатье. С другой стороны, вестготы не получили выхода к Средиземному морю, сохранение власти над которым оставалось первоочередной задачей императора[15].
Атаульф борется с узурпаторами
После этого Атаульф стал резко враждебен к Иовину и открыто принял сторону императора. Недовольство Иовина возросло ещё больше, когда Атаульф выступил против своего давнего врага гота Сара, желающего явиться к Иовину. Cap покинул Гонория потому, что император оставил убийство его доместика Беллерида без внимания и не повелел произвести расследования. Атаульф, узнав об этом, собрал десять тысяч воинов и пошёл навстречу Сару, с которым было только восемнадцать или двадцать человек. В завязавшейся драке Сар совершил героические подвиги, достойные удивления, и его с трудом захватили в плен, зажав между щитами, но потом убили[14]. Иовин, вопреки желанию Атаульфа, объявил своим соправителем своего брата Себастиана, но Атаульф захватил последнего и обезглавил, а его голову отправил императору. Затем он осадил Валанс, куда бежал сам Иовин.
Иовин сдался ему и был отправлен к императору. Эпарх Дардан собственноручно убил его. Вместе с ним были казнены и его приближенные — префект Децимий Рустик, примицерий нотариев Агроэций и другие. Головы обоих узурпаторов — Себастиана и Иовина — были выставлены насаженными на копья для всеобщего обозрения за стенами города Равенны[16][17].
Готы опустошают Галлию
Военные действия против римлян вскоре возобновились вследствие недоразумений. Вестготы, придя в новую страну и нарушив труд земледельческого населения, оказались перед угрозой не только недостатка в хлебе, но настоящего голода. Так как правитель Африки Гераклиан провозгласил себя императором, законная власть оказалась не в состоянии обеспечить обещанные поставки хлеба. Вестготы сочли это нарушением договора, Атаульф ответил отказом на требование освободить Галлу Плацидию и начал опустошать Южную Галлию. Нарбон[18] и Тулуза пали, и готы попытались захватить важный порт Массалию (ныне Марсель), чтобы установить прямые связи с Африкой (413 год). Тут они потерпели поражение от римского полководца Бонифация, причём Атаульф был ранен лично Бонифацием и, едва избегнув смерти, отступил[19]. С начала 414 года обе стороны пошли на уступки, не спрашивая на этот раз императора[20][21].
Брак Атаульфа и Галлы Плацидии
Вестготы превращались в постоянный фактор, действующий в Галлии. До сих пор они жили в основном грабежами, но это только разоряло страну, не давая варварам никаких долговременных перспектив. Необходимо было каким-то образом урегулировать отношения с римским населением и получить легитимное право остаться в этой стране. Сначала Атаульф пошёл по пути Алариха. Он снова объявил находившегося в вестготском лагере Аттала императором[22] (от имени Аттала даже стали выпускаться монеты), а тот «назначил» его командующим армией. Как и ранее Алариху в Иллирике, так теперь Атаульфу в Галлии этот пост давал возможность практически самовластно распоряжаться захваченными вестготами землями. Однако расчеты Атаульфа не оправдались. Аттала воспринимали лишь как марионетку варваров, а его провозглашение императором было воспринято в Равенне как открытый мятеж. Это никак не приближало Атаульфа к желанной цели. И он решил изменить тактику. Аттал был снова лишен пурпура, хотя остался среди вестготов.
Одновременно с военными операциями, несомненно, велись переговоры с Равенной (резиденцией императора), но теперь Атаульф сумел убедить Плацидию против воли брата отдать ему свою руку. 1 января 414 года состоялось бракосочетание Атаульфа и Галлы Плацидии в Нарбоне. Свадьба была организована по римским обычаям и состоялась в доме богатого горожанина Нарбоны. До нас дошло описание этого мероприятия:
«Стараниями Атаульфа и по совету Кандидиана брак Плацидии был совершён в месяце январе, в городе Нарбоне, в доме некоего Ингения, первого человека в городе. Плацидия сидела в украшенном по-римски атрии, в царском уборе; рядом с ней сидел Атаульф, облаченный в хланиду и другие римские одеяния. Среди прочих свадебных даров Атаульф подарил пятьдесят красивых юношей, одетых в шелковые одежды; каждый из них держал на руках по два больших блюда, полных одно золотом, а другое ценными, вернее бесценными камнями, которые были похищены в Риме после взятия города готами. Затем сказаны были эпиталамии, сначала Атталом, а затем Рустикием и Фивадием. Брак был совершён при общем веселье и радости и варваров, и находившихся среди них римлян»[23].
Брак гота с римлянкой был из ряда вон выходящим событием. Его отметили в своих сочинениях многие близкие ему по времени писатели: Идаций, Орозий[24], Филосторгий, Проспер[25], Марцеллин Комит[26], а также более поздние авторы, как, например, Исидор Севильский[27]. Готы законодательно запрещали смешанные браки вплоть до VI века. Ребёнка от этого брака назвали Феодосием в честь деда, императора Феодосия I Великого. В этом Атаульф отступил от обычая давать германские имена вестготским королевичам, неукоснительно соблюдавшегося ещё в течение двух столетий. Имя Феодосий говорит, что этот ребёнок мог бы претендовать на императорский трон. Ввиду бездетности Гонория подобные надежды вовсе не были беспочвенны. И действительно, позднее в Западной Римской империи 30 лет царствовал сын Галлы Плацидии от второго брака Валентиниан III. Имя Феодосия содержит также демонстративный намёк на проготскую политику Феодосия I Великого, которого историк Иордан назвал «другом мира и готов». Надежды, которые тогда питал Атаульф, можно обобщить в словах «мир путём как можно более тесного римско-готского союза». Сын Атаульфа Феодосий в перспективе мог быть провозглашён королём вестготов, и встать одновременно во главе Римской империи и готского племени. Однако ребёнок умер спустя несколько месяцев после рождения, и этим планам не суждено было осуществиться[28][29].
Атаульф в Испании

Несмотря на шаги Атаульфа, существенно укрепившие проримские тенденции в вестготской политике, мир удалось заключить далеко не сразу, так как на Галле Плацидии хотел жениться и Констанций, влиятельнейший человек при равеннском дворе. Дружеские заигрывания с Гонорием варвара, навязавшегося ему в зятья, были отвергнуты. Сама Плацидия, как кажется, Гонорию была неинтересна, но оставлять свою сводную сестру в руках варвара было позорно и политически опасно. Констанций же, который сам имел виды на Галлу Плацидию, воспринял этот брак как личное оскорбление, а вестготского короля как нежеланного соперника. Западному правительству к этому времени удалось справиться со многими трудностями, и Констанций сосредоточил свои усилия на борьбе с вестготами. Однако соотношение сил было таково, что добиться достижения всех целей было римлянам достаточно трудно. Поэтому программой-минимум для Констанция стало вытеснение вестготов из Галлии. Он фактически организовал блокаду вестготов и с моря, и с суши. Он остановил все корабли, не позволяя им подойти к побережью Септимании, как теперь называли территорию Нарбонской Галлии. Готы оказались лишенными продовольствия, которое поступало в Нарбон морем, и их положение сильно осложнилось. Атаульфу пришлось пойти на переговоры с Констанцием. Констанций потребовал от него покинуть Галлию. Единственным путём, каким вестготы могли оставить эту страну, был переход через Пиренеи в Испанию. Констанций явно рассчитывал не только на очищение Галлии от вестготов, но и на их столкновение с варварами, уже хозяйничавшими на Пиренейском полуострове. Атаульф хорошо понимал это, но выхода у него не было. Атаульф решил повести готов на юг к Барцинону (Барселоне), вероятно рассчитывая утвердиться в Тарраконской Испании, единственной провинции Пиренейского полуострова, ещё не занятой другими варварами. Но, прежде чем покинуть Галлию, готы разорили Южную Аквитанию. Даже дружественный готам Бордо был предан огню[30][31].
К этому же времени относится событие известное лишь из автобиографической поэмы Павлина Пеллейского «Евхаристик» («Благодарение»). Готы и аланы, которых Атаульф набрал из последних сторонников Иовина, а также соседние союзы багаудов осадили Вазат (современный Базас). Но укрывшемуся в городе Павлину, который знал лично аланского короля, удалось разжечь противоречия между аланами и готами. Он поссорил осаждавших и ввёл в город аланов для защиты от других варваров, после чего готы отступили[32].
В конце концов готы, которых Констанций блокировал на суше и на море, очистили морское побережье Галлии, но в начале 415 года они ещё были в Нарбоне. Зимой того же года Атаульф перешёл Пиренеи и, покорил северо-восточную Испанию, утвердившись в Барселоне[33]. Этот город был уже значительным экономическим центром, но в то же время не являлся провинциальной столицей. Поэтому там не было римской провинциальной администрации, и Атаульф мог чувствовать себя более свободно. Именно в этом городе умер младенец Феодосий и был там похоронен в серебряном гробу[34]. Это был тяжелый удар не только по отцовским чувствам Атаульфа, но и по его политическим планам. Теперь выдвигать фигуру внука Феодосия было уже невозможно[35].
Дважды провозглашаемого готами императором Аттала бросили на произвол судьбы — он больше не был нужен готам. Его возвышение было ошибкой. Он не имел в Галлии ни сторонников, ни денег, ни армии, короче говоря, его никто не поддерживал, кроме самих варваров. Он бежал из Галлии на корабле, но был схвачен и доставлен к Констанцию, а затем предъявлен императору Гонорию; ему была сохранена жизнь, лишь отрубили руку[36][37][38][39].
Убийство Атаульфа
Атаульф правил 5 лет и был убит в конце августа — начале сентября 415 года в Барселоне. Олимпиодор сообщал, что Атаульф был убит в собственной конюшне. Убийца — дружинник из его личной охраны некий Дувий — якобы отомстил таким образом королю за смерть своего прежнего господина, вождя из национальной готской партии, сторонника самостоятельности и прямой вражды в отношении империи, убитого по приказу Атаульфа «задолго до этого»[40]. Возможно этим неназванным вождём был Сар. В пользу этой версии говорит и тот факт, что после убийства Атаульфа к власти пришёл брат Сара Сигерик. Иордан же писал, что Атаульф пал, пронзенный в живот мечом Эвервульфа, над ростом которого он имел обыкновение насмехаться[41].
Идаций, Проспер Аквитанский и Исидор Севильский также писали, что Атаульф был убит готом из своего окружения[42][43][44]. Как бы там ни было, очевидно, что Атаульф пал жертвой своей политики, за свои симпатии к Римской империи и мирные отношения с императором Гонорием. По свидетельству Павла Орозия, Атаульф был убит за то, что усерднейшим образом следовал просьбам и предложениям о мире своей жены Галлы Плацидии[7]. Олимпиодор повествовал, что, умирая, Атаульф приказал своему брату (имя его неизвестно) отдать Галлу Плацидию императору и, если они смогут, сохранить дружбу с римлянами. Когда, согласно Пасхальной хронике, 24 сентября 415 года весть о смерти Атаульфа дошла до Константинополя, это событие отпраздновали играми и иллюминацией[45][46].
Семья
- От своей первой жены Атаульф имел шестерых детей, которых убил воцарившийся после убийства Атаульфа Сигерик, брат казнённого Атаульфом Сара. Олимпиодор рассказывающий об этом факте не называет количество детей — «он истребил детей Атаульфа от первой жены, вырвав их силой из объятий епископа Сигесара»[47]. Только в надписи на могиле Атаульфа, которую сохранил испанский богослов Педро Антонио Бевтер (около 1490—1555 годы), говорится, что король убит и захоронен вместе с шестью детьми. Иоганн Вазей, цитирующий текст эпитафии, добавляет от себя, что Атаульф «убит в Барселоне с шестью детьми, рождёнными от супруги, бывшей у него до Плацидии». Эпитафия, возможно, и вымышлена, но информация, пожалуй, достоверна. Любая подделка должна маскироваться под оригинал. Атаульф действительно был убит в Барселоне, у него действительно была жена до Плацидии и от неё дети: для фальсификации числа детей нет никаких видимых причин, поэтому цифру «шесть (детей)» принимают и те учёные, которые сомневались в аутентичности самой эпитафии.
Хервиг Вольфрам упомянул, что «на основании частичного сохранившегося предания возникла история, что первая жена Атаульфа была сарматского происхождения». Источник версии — «Церковная история» Филосторгия, дошедшая до нас в эпитоме патриарха Фотия. К сожалению, как раз в месте, где описываются обстоятельства женитьбы Атаульфа на Плацидии, наличествует довольно большая лакуна (около 150 букв). Сохранившуюся часть фразы можно перевести так: «…их (или её) считают савроматского происхождения; тогда-то сочетался с глиняной породой тот, чей род из железа». Предполагается, что «сарматское происхождение» характеризует первую жену Атаульфа, а в стёртом тексте речь шла о разводе Атаульфа с первой женой. - Галла Плацидия — дочь римского императора Феодосия Великого. Атаульф и Галла Плацидия принадлежали к разным народам, различным культурам, разным мирам. По закону Валентиниана I и Валента от 365 года браки между римскими гражданами и иностранцами-варварами запрещались под страхом смертной казни, и если на практике этот запрет нарушался, то это были исключения, которые себе иногда позволяли делать высшие классы. Схожие запреты были и у готов.
- Феодосий (414—415). Умер младенцем.
Династия Балтов | ||
![]() Предшественник: Аларих I |
король вестготов 410 — 415 (правил 5 лет) |
![]() Преемник: Сигерик |
Примечания
- ↑ Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica, 158.
- ↑ Зосим. Книга V, глава 37, § 1
- ↑ Зосим. Книга V, глава 45, § 5—6
- ↑ Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica, 159.
- ↑ Джон Багнелл Бьюри. «Варвары и Рим. Крушение империи». — С. 77—78
- ↑ Вольфрам, Хервиг. Готы. От истоков до середины VI века. — С. 235—236.
- ↑ Перейти обратно: 7,0 7,1 Павел Орозий. История против язычников. Книга VII, 43 . Дата обращения: 3 сентября 2013. Архивировано 27 сентября 2013 года.
- ↑ Джон Багнелл Бьюри. «Варвары и Рим. Крушение империи». — С. 77—78
- ↑ Олимпиодор. История. § 17
- ↑ Марцеллин Комит. Хроника. 410
- ↑ Исидор Севильский. История готов, гл. 18.
- ↑ Джон Багнелл Бьюри. «Варвары и Рим. Крушение империи». — С. 78
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 128—129.
- ↑ Перейти обратно: 14,0 14,1 Олимпиодор. История. § 17 . Дата обращения: 25 сентября 2013. Архивировано 25 марта 2012 года.
- ↑ Клауде Дитрих. История вестготов. — С. 15—16.
- ↑ Олимпиодор. История. § 19 . Дата обращения: 25 сентября 2013. Архивировано 25 марта 2012 года.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 129.
- ↑ Идаций. Хроника, 51 . Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 25 апреля 2013 года.
- ↑ Олимпиодор. История. § 20—21 . Дата обращения: 25 сентября 2013. Архивировано 25 марта 2012 года.
- ↑ Вольфрам, Хервиг. Готы. От истоков до середины VI века. — С. 232.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 129.
- ↑ Проспер Аквитанский. Хроника, 1254
- ↑ Олимпиодор. История. § 24 . Дата обращения: 25 сентября 2013. Архивировано 25 марта 2012 года.
- ↑ Павел Орозий. История против язычников. Книга VII, 40 (2)
- ↑ Проспер Аквитанский. Хроника, 1259
- ↑ Марцеллин Комит. Хроника, 410
- ↑ Исидор Севильский. История готов, гл. 19.
- ↑ Вольфрам, Хервиг. Готы. От истоков до середины VI века. — С. 232—233.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 129—130.
- ↑ Джон Багнелл Бьюри. «Варвары и Рим. Крушение империи». — С. 79
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 131.
- ↑ Перевалов С. М. Вазат, 414 г.: разрыв алано-готского союза // Вестник древней истории. — М.: Наука, 2000. — № 3. — С. 16—27.
- ↑ Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica, 163, 166.
- ↑ Олимпиодор. История. § 26
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 131—132.
- ↑ Павел Орозий. История против язычников. Книга VII, 42 (9)
- ↑ Марцеллин Комит. Хроника, 412
- ↑ Джон Багнелл Бьюри. «Варвары и Рим. Крушение империи». — С. 79
- ↑ Вольфрам, Хервиг. Готы. От истоков до середины VI века. — С. 234—235.
- ↑ Олимпиодор. История. § 26
- ↑ Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica, 163.
- ↑ Идаций. Хроника, 60 . Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 25 апреля 2013 года.
- ↑ Проспер Аквитанский. Хроника, 1257
- ↑ Исидор Севильский. История готов, гл. 19.
- ↑ Вольфрам, Хервиг. Готы. От истоков до середины VI века. — С. 235—237.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 132.
- ↑ Олимпиодор. История. § 26
Литература
Первичные источники
- Хроника вестготских королей // Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы / Сост. М. Тимофеев, В. Дряхлов, Олег Кудрявцев, И. Дворецкая, С. Крыкин. — М.: Юристъ, 1996. — 576 с. — 5000 экз. — ISBN 5-7357-0043-X.
- Иордан. О происхождении и деяниях гетов / Вступ. статья, пер., коммент. Е. Ч. Скржинской. — СПб.: Алетейя, 2013. — 512 с. — (Византийская библиотека. Источники). — ISBN 978-5-91419-854-8.
Исследования
- Вольфрам, Хервиг. Готы. От истоков до середины VI века / Перевод с немецкого Б. Миловидов, М. Щукин. — СПб.: Ювента, 2003. — 654 с. — (Историческая библиотека). — 2000 экз. — ISBN 5-87399-142-1.
- Клауде Дитрих. История вестготов / Пер. с нем. С. В. Иванова. — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2002. — 285 с. — 2000 экз. — ISBN 5-8071-0115-4.
- Томпсон Э. А. Римляне и варвары. Падение Западной империи / Пер. с англ. Т. О. Пономаревой; под ред. М. Е. Килуновской. — СПб.: Издательский дом «Ювента», 2003. — 288 с. — ISBN 5-8739-9140-5.
- Циркин Ю. Б. Античные и раннесредневековые источники по истории Испании. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. — 360 с. — 1000 экз. — ISBN 5-8465-0516-3, ISBN 5-288-04094-X.
- Циркин Ю. Б. Испания от античности к средневековью. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2010. — 456 с. — 700 экз. — ISBN 978-5-98187-528-1.
- Циркин Ю. Б. История варварских государств. — СПб.: Академия исследования культуры, 2023. — 452 с. — (Studia Graeco-Romana). — ISBN 978-5-9500-3457-2.
Ссылки
- Атаульф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890. — Т. I. — С. 170.
- Foundation for Medieval Genealogy. Атаульф
- Genealogie Mittelalter. Атаульф
Эта статья входит в число серебряных статей пантеона энциклопедии Руниверсалис. |