Аталарих
Амаласунта | |
---|---|
готск. 𐌰𐌸𐌰𐌻𐌰𐍂𐌴𐌹𐌺𐍃 (Aþalareiks); лат. Athalaricus; греч. Ἀταλάριχος | |
![]() | |
526 — 534 | |
Предшественник | Теодорих Великий |
Преемник | Амаласунта |
|
|
Дата рождения | 516/517 |
Дата смерти | 2 октября 534 |
Род | Амалы |
Отец | Эвтарих |
Мать | Амаласунта |
Супруг | Эвтарих |
Отношение к религии | арианство |
Аталарих — король остготов, правил в 526 — 534 годах. Представитель династии Амалов.
После смерти деда Теодориха Великого в 526 году, десятилетним мальчиком, он стал царём остготов. От имени Аталариха регентская власть принадлежала его матери Амаласунте. Она была сторонницей сотрудничества с Византией и воспитывала сына в римской традиции. Против этого протестовала готская знать, которые в 532—534 годах получили большее влияние на Аталариха. Аталарик умер естественной смертью 2 октября 534 года. Преемником Аталарика стал Теодахад, племянник Теодориха Великого, женившийся на Амаласунте.
Правление
Вступленье на престол
Аталарих, был внуком Теодориха Великого сыном его дочери Амаласунты и Эвтариха, остгота, вероятно, Амала, но с самого рождения жившего среди вестготов. Свадьба Амаласунты и Эвтариха, видимо, произошла в 515 году, соответственно Аталарих должен был родиться в 516 году или несколько позднее. Прокопий Кесарийский в своём труде «Война с готами» рассказывает, что на момент смерти Теодориха Великого 30 августа 526 года Аталариху было 8 лет[1], хотя Иордан в своей работе «О происхождении и деяниях гетов» говорит, что Аталарих сел на престол едва достигши десяти лет[2]. Отец Аталариха Эвтарих уже давно к этому времени умер.
В 526 году находившийся при смерти Теодорих назвал своим преемником Аталариха[3]. Выбор в пользу Аталариха был сделан в присутствии знатных римлян и готов, что расценивается исследователями как компромисс между германской традицией избрания нового правителя и римской традицией назначения преемника. Аталарих вступил на престол в малолетнем возрасте и надзор над его правлением согласно завещанию Теодориха должна была осуществлять его мать, что ставило под сомнение легитимность его пребывания у власти. Соглашение Теодориха с Зеноном, и признание его Анастасием рассматривалось в Константинополе как связанные только с личностью самого Теодориха, и, следовательно, всё это утрачивало силу после смерти короля. Остготские правители явно считали иначе. От имени Аталариха в имперскую столицу направлялись послания, в которых настаивалось, что договоры распространяются и на потомков Теодориха, что поскольку Теодорих был усыновлён Зеноном, то и Аталарих является «внуком» императора. На Юстиниана эти доводы не производили никакого впечатления. Стремление обеспечить признание Аталариха нашло выражение в ряде посланий византийскому императору Юстиниану I, Сенату, проживавшим в королевстве римлянам и готам, которые дошли до нас в «Вариях» Кассиодора. В этих посланиях Аталарих делал акцент на своём прямом родстве с Теодорихом, а также требовал от жителей провинций принести ему клятву верности.

В короткое правление Аталариха восстановленная Теодорихом преторианская префектура Галлии под управлением патриция Либерия была поделена между остготами и вестготами. Обретший в 526 году самостоятельность король вестготов Амаларих, которому Аталарих приходился двоюродным братом, по договору получил земли к западу от Роны и королевскую сокровищницу, находившуюся в Равенне; за остготами осталась территория от Арля до Альп (в 536 году весь Прованс отошёл франкам). Аталарих продолжил начинания Теодориха в отношениях с церковью: он поддержал назначение папы Феликса IV (III), избранного, по-видимому, против воли Сената, а также постановил, что члены клира должны быть подсудны лишь церковному суду, и, только в случае отказа разбирать соответствующее дело, они могли обращаться в светский суд.
Разлад с матерью
Регентство при несовершеннолетнем ребёнке должна была осуществлять Амаласунта. Хотя все правительственные постановления были изданы от имени Аталариха, и имя Амаласунты даже не фигурирует ни в законах, ни на монетах, именно она определяла основные направления политики на следующие несколько лет. Но готская знать неохотно сносила власть женщины, и это неудовольствие усилилось ещё больше, когда Амаласунта вступила в сношения с императором Юстинианом I. Готы настояли на том, чтобы Аталарих, которому Амаласунта хотела дать классическое воспитание, был окружен молодыми готами. Прокопий Кесарийский передаёт это так:



«Амаласунта хотела, чтобы её сын по своему образу жизни был совершенно похож на первых лиц у римлян и уже тогда заставляла его посещать школу учителя. Выбрав из числа готских старейшин трёх, которых она знала как наиболее умных и достойных, она велела им всё время быть при Аталарихе. Всё это не нравилось готам, так как, желая иметь право действовать несправедливо по отношению к подданным, они хотели, чтобы Аталарих правил ими более согласно с варварскими обычаями. Как-то мать, взяв его к себе в спальню, за какой-то проступок наказала розгами; он весь в слезах пошёл оттуда в обеденную залу мужей. Готы, встретив его в таком виде, пришли в сильный гнев и, браня Амаласунту, утверждали, что она хочет возможно скорее лишить жизни своего сына, чтобы самой, выйдя замуж за другого, вместе с ним властвовать над готами и италийцами. И вот собрались те, которые у готов считались наиболее высокопоставленными, и, придя к Амаласунте, обвиняли её, что сын её воспитывается у них неправильно и не так, как следует для их вождя; что науки очень далеки от мужества, а наставления старых людей по большей части обычно приводят к трусости и нерешительности. Поэтому необходимо, чтобы тот, кто в будущем хочет быть смелым в любом деле и стать великим, был избавлен от страха перед учителями и занимался военными упражнениями. Они говорили, что и Теодорих не позволял никому из сыновей готов посещать школы учителей; что он всегда говорил, что если у них явится страх перед плеткой, то они никогда не будут способны без страха смотреть на меч или копьё. Они предлагали ей подумать, что вот её отец Теодорих умер, оказавшись владыкой столь великой страны и захватив ни с какой стороны не принадлежавшую ему императорскую власть, хотя о всяких науках он не слышал даже краем уха. „Так вот, государыня, — сказали они, — всем этим педагогам отныне вели убираться по добру по здорову, а Аталариху дай товарищами кого-нибудь из сверстников, которые, проводя с ним свои цветущие годы, будут побуждать его к доблести согласно нашему варварскому обычаю“»[4].

Услыхав это, Амаласунта хотя и не одобрила их слов, но, боясь какого-либо заговора со стороны этих лиц, сделала вид, что ей по душе их речи, согласилась со всем, чего требовали от неё готы. Удалив от Аталариха старейшин, она допустила к нему как сотоварищей его жизни ещё не взрослых, но таких, которые немного были старше его. По мере того как он становился взрослым, последние стали побуждать его к пьянству, к общению с женщинами, окончательно испортили его характер и, пользуясь его неразумием, внушали ему непослушание матери, так что он вообще не считал нужным считаться с ней[5].
В конце-концов Аталарих, предавшись безграничному пьянству, впал в болезнь и в полный маразм, от чего и умер 2 октября 534 года. Правил он 8 лет[6][7].
Именно в правление Аталариха, видимо, под влиянием его матери Амаласунты, Кассиодор написал свою «Историю готов». В одном из писем собрания «Variae» король Аталарих объявляет сенату: Кассиодор «…направил свои усилия на [разыскания] о древнем нашем роде, изведав путём чтения всё то, что едва ещё удержалось в седых записях предков. Он вывел из долгого забвения готских королей, скрытых в убежище старины. Он восстановил Амалов со всём блеском их рода, с очевидностью показав, что мы имеем королевские корни в семнадцатом поколении. Он сделал римским происхождение истории готов»[8]. Хотя труд Кассиодора не сохранился, но на его основе историк Иордан создал своё сочинение «О происхождении и деяниях гетов», правда, в несколько укороченном и переложенном виде.
Династия Амалов | ||
![]() Предшественник: Теодорих Великий |
король остготов 526 — 534 (правил 8 лет) |
![]() Преемник: Амаласунта |
Примечания
- ↑ Прокопий Кесарийский. Война с готами, кн. I, гл. 2 (1).
- ↑ Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica, 304.
- ↑ Марий Аваншский. Хроника, 526 год
- ↑ Прокопий Кесарийский. Война с готами, кн. I, гл. 2 (6—17).
- ↑ Прокопий Кесарийский. Война с готами, кн. I, гл. 2 (18—20).
- ↑ Прокопий Кесарийский. Война с готами, кн. I, гл. 4 (1).
- ↑ Вольфрам, Хервиг. Готы. От истоков до середины VI века. — С. 479—483.
- ↑ Кассиодор. Письма (Variae), IX, 25
Литература
Первичные источники
- Иордан. О происхождении и деяниях гетов / Вступ. статья, пер., коммент. Е. Ч. Скржинской. — СПб.: Алетейя, 2013. — 512 с. — (Византийская библиотека. Источники). — ISBN 978-5-91419-854-8.
- Прокопий Кесарийский. Война с готами // Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках / Пер. С. П. Кондратьев. Вступит. статья З. В. Удальцова. — М.: Арктос, 1996. — 167 с. — ISBN 5-85551-143-X.
Исследования
- Вольфрам, Хервиг. Готы. От истоков до середины VI века / Перевод с немецкого Б. Миловидов, М. Щукин. — СПб.: Ювента, 2003. — 654 с. — (Историческая библиотека). — 2000 экз. — ISBN 5-87399-142-1.
- Циркин Ю. Б. История варварских государств. — СПб.: Академия исследования культуры, 2023. — 452 с. — (Studia Graeco-Romana). — ISBN 978-5-9500-3457-2.
- Западная Европа. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 2.
Ссылки
- Аталарих / Ковалёв А.С. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2022.
- Foundation for Medieval Genealogy: Italy, Emperors & Kings (англ.)
- Genealogie Mittelalter: Athalarich (нем.)