Перейти к содержанию

Асхаб аль-Кахф

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Асхаб аль-Кахф
араб. أصحاب الكهف
Каллиграфическая надпись с именами отроковКаллиграфическая надпись с именами отроков
Личная информация
Имя при рождении
  • Максалина (مكثملينا)
  • Ямлиха (يمليخا)
  • Маслина (مثلينا)
  • Марнуш (مرنوش)
  • Сазануш (ساذنوش)
  • Дабарнуш (دبرنوش)
  • Кафататайюш (كفشططيوش)
Прозвище Асхаб аль-Кахф
Течение, школа единобожие
Коранический персонаж
Категория праведники
Упоминания в Коране аль-Кахф 18:9—25
Чудеса и знамения сон в течение 309 лет

Асха́б аль-Кахф (араб. أصحاب الكهف‎ — обитатели пещеры‎) — коранические персонажи, молодые люди, которые спрятались в пещере, чтобы уберечь свою веру, и проспали там 309 лет. Отождествляются с персонажами христианского сказания о «семи спящих отроках эфесских». Эпизоды, посвящённые им, изложены в Коране, в 18-й суре «Пещера».

История

Согласно Корану, молодые люди «отвергли порочные верования своего народа и уверовали в Аллаха, стали исполнять его повеления и воздерживаться от дурных поступков». За это соплеменники подвергли их преследованиям. Спасаясь «они бежали из своего города и укрылись в пещере»[1]. Согласно Корану, они обратились к Аллаху с просьбой смилостивиться над ними и направить на верный путь. Аллах услышал их просьбу и «закрыл им уши в пещере на многие годы». Вместе с ними уснула и собака, растянувшаяся у входа[2].

Затем Аллах воскресил юношей в назидание людям. Очнувшись, молодые люди подумали, что прошел день или часть дня, и послали одного из них купить пропитание. «В некоторых преданиях говорится, что его звали Ямлиха»[1]. Таким образом они дали себя обнаружить, а затем уснули вечным сном. Над их пещерой (в урочище ар-Раким), обращённой входом к северу, люди устроили потом молитвенное сооружение (масджид)[3]. В Коране не называется точное число этих молодых людей и констатируется, что это число, так же как и продолжительность их сна, один «Аллах знает лучше»[2].

Согласно преданиям, молодые люди жили в одном из городов Малой Азии или Сирии и приняли христианство во времена царя Дакьянуса. «Они подверглись гонениям и спрятались в пещере, в которую преследователи не смогли проникнуть. Решив удалиться от людей, они замуровали вход в пещеру». По воле Аллаха они надолго уснули. «Через много лет пещеру вскрыл пастух и сделал там загон для скота, не заметив спящих». Примерно через 300 лет молодые люди проснулись и «послали одного из них купить хлеба». Когда юноша дал булочнику монету, тот не признал её и доставил молодого человека «к царю, который узнал монету и так выяснилось, что они проспали около 300 лет». К тому временем христиане уже не подвергались гонениям, а история юношей получила широкую известность. Юноши уснули вечным сном, а над их пещерой была сооружена мечеть (сура 18 «Пещера», аят 21) Таким образом Мы дали знать о них людям для того, чтобы они узнали, что обещание Аллаха есть истина и что в Часе невозможно усомниться. Но вот они стали спорить о них и сказали: «Воздвигните над ними строение. Их Господу лучше знать о них». А те, которые отстояли свое мнение, сказали: «Мы непременно воздвигнем над ними мечеть»..

Согласно некоторым преданиям, имена этих молодых людей были: Ямлиха, Максалина, Маслина, Марнуш, Дабарнуш, Сазануш и Кафшататаййуш, а имя их собаки — Китмир. В некоторых мусульманских странах имя Китмир надписывали на посланиях, чтобы уберечь последние от пропажи. Некоторые комментаторы утверждали, что события, произошедшие с «людьми пещеры» произошли во второй половине III века после пророчества Исы (Иисуса). Рассказ об асхаб аль-кахф является напоминанием о том, что раз умерев, в Судный день (киямат) люди снова восстанут и предстанут перед Аллахом[1], а также о том, что Аллах творит чудеса, чтобы защитить истинных верующих[2].

Исследователь Джорджтаунского университета Джордж Арчер отмечает параллель, которую проводят многие источники между отроками, спящими в пещере, и мертвецами, ожидающими воскрешения, а в самой истории в Коране находит предостережение о недопустимости культа почитания усопших, не проводящего должного разграничения между знаками, данными Всевышним, и самой Божественной реальностью, эти знаки посылающей. В фигуре же пса, охраняющего вход пещеры, исследователь находит не просто случайное упоминание домашнего животного, а аллюзию к фигуре подобной Церберу или Анубису, охраняющей вход в царство усопших и грозно предостерегающей мусульман от почитания мёртвых людей[4].

Расположение пещеры

Коранический рассказ об Асхаб аль-кахф является вариантом христианского сказания о «семи спящих отроках эфесских», распространённого на Ближнем Востоке до утверждения ислама. Отдельные подробности коранического повествования (название места, направление входа в пещеру, строительство над ней храма, наличие в прямой речи сиро-палестинских диалектизмов) дают основание предположить, что Коран имеет в виду не эфесскую пещеру, традиционно считавшуюся местом действия христианского сказания, а погребение на территории римского некрополя в окрестностях современного Аммана, с которым в Сирии и Палестине ещё в доисламский период связывали действие этого сказания[2].

Сказание об Асхаб Ал-Кахф получило широкое распространение в мусульманском мире. В различных версиях этой истории средневековые авторы помещали могилу «людей пещеры» помимо Эфеса и Аммана в Йемен, Магриб, Испанию, Тарс, Мараш, и даже в Урумчи (Восточный Туркестан)[1]. В этих местах до сих пор показывают пещеры, бывшие якобы местом сна коранических «обитателей пещеры»[2].

На территории Нахичеванской Автономной Республики в Азербайджане имеется пещера Асхаб-Уль-Кахф — место, почитаемое мусульманами[5].

В массовой культуре

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 Али-заде, 2007.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Пиотровский, 1991.
  3. аль-Кахф 18:9—25
  4. Archer, George (October 2016). «The Hellhound of the Qur'an: A Dog at the Gate of the Underworld». Journal of Qur'anic Studies (Edinburgh University Press on behalf of the Centre for Islamic Studies at the School of Oriental and African Studies) 18 (3): 1–33. doi:10.3366/jqs.2016.0248. ISSN 1465-3591.
  5. Нахичеванская Республика / Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова. — Словарь современных географических названий. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

Литература