Аспелин, Йоганн Рейнгольд

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Йоганн Рейнгольд Аспелин
Johannes Reinhold Aspelin
Научная сфера этнография
Место работы Хельсинкский университет
Альма-матер Хельсинкский университет
Учёная степень доктор наук
Учёное звание профессор
Ученики Аппельгрен-Кивало, Отто Хьялмар

Йоганн Рейнгольд А́спелин или Йоханнес Рейнхольд Аспелин (фин. Johannes Reinhold Aspelin; 1 августа 1842, Мессубю — 29 мая 1915, Гельсингфорс) — первый финский археолог, основатель Национального музея Финляндии и музея Хельсинкского университета, организатор археологических исследований в Финляндии.

Биография

Родился в семье пастора Хенрика Рейнхольда Аспелина, детство и юность провел в Эстерботтене. В 1862 сдав экзамены на аттестат зрелости, Аспелин поступил в университет, где увлекся теориями ранней истории своего народа. После сдачи кандидатского экзамена (1866) получил степень бакалавра искусств, написал труд на финском языке (1869), в котором он представил историю Северной Финляндии средневекового периода и попытался рассмотреть вопрос о населении этой области в доисторические времена. Высказал мнение, что квены являются карелами и были предками северо-восточного аборигенного населения.

Получил степень магистра в 1869 году, лиценциат в 1876 году и докторскую степень в 1877 году. Аспелин также учился в Московском университете и совершил несколько экспедиций в местам обитания финно-угорских народов России. С ознакомительной целью побывал в странах Северной Европы, Германии, Франции, Польши и Балтии.

В своей докторской диссертации «Основы финно-угорской культуры» (1875) Аспелин выводил исторические корни финно-угров из региона Горного Алтая и долины Енисея, откуда в эпоху бронзы они постепенно мигрировали на запад до Урала. На своей прародине они, по Аспелину, использовали бронзовые предметы производства, но перейдя в новые области, такие как Карелия, ввиду нехватки металла, они вновь перешли к производству каменных орудий. Эта теория была опровергнута А. М. Тальгреном уже в начале 1900-х годов.

Аспелин служил хранителем исторического и этнологического музея Хельсинкского университета в 1875—1878, преподавал в Хельсинкском университете в качестве экстраординарного профессора в 1878—1885, работал директором Археологического комитета в 1885—1915. Он был секретарем финской археологической комиссии в 1870—1871 и 1874—1885, а также председателем с 1885 по 1915 год. Аспелин был также председателем финской туристической ассоциации с 1892 по 1907 год.

Выпустил большой археологический атлас с 2200 рисунками древних предметов со всей финно-угорской области, от Северного моря до Средней Волги и от Балтийского моря до Монголии на двух языках в пяти выпусках под названием «Antiquites du Nord Finno-ougrien» («Древности финно-угорского Севера») в период с 1877 по 1884 г.

Экспедиция в долину Енисея

Памятник окуневского искусства, зарисованный экспедицией Аспелина

В первой поездке летом 1887 г, кроме Аспелина, участвовал его ученик — археолог Аппельгрен, который ещё студентом принимал участие в путешествиях 1880 и 1881 гг. по Прибалтике и исполнил большинство рисунков в пятом издании указанного выше атласа. Экспедиция, начавшаяся в июне 1887 г., копировала обнаруженные ранее рунические надписи, а также вела поиск новых, выявляя их связи с захоронениями. Базой для проведения исследований стал богатый археологическими находками Минусинский музей. В поездку 1888 г. Аспелин и студент-художник Вуори дважды пересекали Западный Саян и сплавились на плоту по Енисею, возвращаясь в Минусинск. Изучались древние памятники на Чулышмане, в Урянхайской земли и Минусинском округе. Были открыты и скопированы 32 надписи. Предварительные результаты проделанной работы опубликованы И. Р. Аспелиным совместно с Отто Доннером. Однако материалы Н. М. Ядринцев, полученные во время его экспедиции в Монголию на реку Орхон опровергли излюбленную теорию Аспелина о древнефинском характере письма. В сообщениях, посланных в 1889 г. в Берлин для Антропологического общества, Аспелин предположил, что более молодые енисейские надписи могли быть сделаны «киргизскими хакасами», которые после эпохи бронзы жили на Верхнем Енисее, и о которых знали китайцы. Другое сочинение «Степные могильники в округе Минусинска на Енисее. Исследование камней с надписями» было написано Аспелиным за 3 года до смерти и опубликовано в юбилейном сборнике финно-угорского общества в честь Томсена.

См. также

Публикации Аспелина

Библиография работ составлена Альфредом Хакманом (Alfred Hackman) и опубликована в 1916 г. В ней более 150 различных публикаций, по археологии и этнографии — 46 (на русском языке — 2), по истории и культуре — 19.

  • Kokoilemia muinaistutkinnon alalta. 1, Etelä-Pohjanmaalta (1871)
  • Suomalais-ugrilaisen muinaistutkinnon alkeita (1875)
  • О потребности изучения формы предметов и постепенном развитии этих форм в доисторических временах // Труды IV археологического съезда. I. Казань, 1878;
  • Muinaisjaannoksia Suomen suvun asumus-aloilta (перевод на французский G. Biaudet с надзаголовком «Antiquités du Nord finno-ougrien»). I—V. 1877—1884;
  • De la civilisation prehistorique des peuples permiens et de leur commerce avec l’orient: notice archeologique (1878)
  • Catalogue rai-sonne des antiquites du Nord Finno-ougrien exposees par luniversite d’Helsingfors a 1’exposition universelle de 1878. 1878;
  • La rosomonorum gens et le ruotsi etude d’histoire et d’archeologie: respectueusement dediee au Congres Archeologique d’Odessa le 27(15) aout 1884 (1884)
  • Suomen asukkaat pakanuuden aikana (1885)
  • Inscriptions de 1 lenissei recueillies et publiees par la Societe Finlandaise dArcheologie. 1889;
  • Следы влияния готов в северной полосе России // Труды археологического съезда в Москве III. 1890;
  • Types de peuples de l’ancienne Asie centrale: souventir de l’Ienissei dedie a la societe imperiale d’archeologie de Moscou (1890)
  • Tschudische Inschriften fin oberen Jenisei. Zschr. f. Ethol. XX. 1890;
  • Die Steppengraber im Kreise Minussinsk am Jenissei. Studien im Gebiet der Inschriftsteine. Finnisch- ugrische Foschungen XII. 1912;
  • Opuscula Aspeliniana: kirjoitelmia kulttuurihistoriamme varhaistaipaleelta, 2 band (1942)

Примечания

Литература

  • Lerch P. J.R. Aspelins archaologische Forschungen im sudlichen Oesterbotten und im alten Biarmien // Russische Revue (St. Petersburg) 1 (1872). S. 389—398;
  • Hackman A. Minnesstal over Johannes Reinhold Aspelin. Hfors, 1916. 61 s.;
  • Hackman A. Johannes Reinhold Aspelin // Suomen muinaismuistoyhdistys aikakauskirja. 1920. Vol. 30;
  • Heikel A.O. Johannes Reinhold Aspelin. Muistopuhe. S. Tiedeak. Esit. 1916. S. 71-81;
  • Rinne J. J.R. Aspelinjuhla 14/12 1912. SM 1912. S. 70-83;
  • SchvindtT. J.R. Aspelin ja ylioppilaiden kotiseutututkimukset merkkivuonna 1876. SMYA 26 (1912). S. 191—194;
  • Alt-Altaische Kunstdenkmäler: Briefe und Bildermaterial von J.R Aspelins Reisen in Sibirien und der Mongolei 1887—1889 / herausgegeben von Hrsg. Von Hjalmar Appelgren-Kivalo. Hfors 1931. 47 s. + 76 kuvas.;
  • Cederberg A.R. Muistelmia Johan Reinhold Aspelinista. Karjalan Heimo, 1946. S. 137;
  • Tallgren A.M. Johan Reinhold Aspelin. Valvoja, 1912. S. 653—659;
  • Tallgren A.M. J.R. Aspelin. Hans livsgarning och svenka forbindelser. Fornvannen (Stockholm), 1944. S. 65-81;
  • Tallgren A.M. J.R. Aspelin uran alkutaipaleelta. KV 17 (1937). S. 83-101; HaltsonenS. Kolme J.R. Aspelininkirjetta Lydia Koidulalle. KV 37 (1957). S. 23-34.
  • Тишкин А. А. И. Р. АСПЕЛИН — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ДРЕВНОСТЕЙ СИБИРИ (Краткий биобиблиографический очерк)

Источники

Ссылки