Перейти к содержанию

Архитектура Тюмени

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Архитектура Тюмени вобрала в себя красочную четырёхвековую историю города, который развивался как торгово-ремесленный, а затем промышленный центр.

Основание крепости

Строительство русского Тюменского острога было начато 29 июля (8 августа1586 года недалеко от Чинги-Туры, по указу царя Фёдора Ивановича. Это событие зафиксировал письменный голова Данила Чулков[1], а в краткой сибирской летописи об этом сказано:

Лета 7093 посланы воеводы с Москвы Василие Борисов Сукин, да Иван Мясной, да письменный голова Данило Чулков с тремя сты человек, поставиша град Тюмень июля в 29 день, еже Чимги слых…

За один сезон силами отряда был выкопан ров с южной стороны, возведен земляной вал, а на мысу, ограниченном с запада оврагами и речкой Тюменкой, с востока — Турой, были построены съезжая изба, воеводский двор, жилые дома и церковь, первая в Сибири[1].

К 1595 году, когда основатель города Данила Чулков ушёл к Искеру и уступил своё место воеводе Ю.Булгакову, городовое и башенное строение было полностью обновлено: стены города состояли из 160 городней и 8 башен (проездными были Спасская и Егорьевская), их периметр составлял 550 метров[2]. К югу от крепости жили служилые люди и 26 пашенных крестьян, выращивавших продукцию для себя и также для гарнизона, для чего было специально отведено 4 десятины земли. Острожная стена посада тянулась вдоль берега Тюменки и перегораживала мыс, имея в высоту 3.2 метра. Высокий берег Туры был оставлен открытым[1].

К 1596 году церковь имела два придела, а в 1600 году был построен тёплый храм Николая Чудотворца[1].

Город в XVII веке

В XVII веке Тобольск стал административным центром края, а Тюмень — торгово-ремесленным городом. Одновременно они становились очагами культуры Сибири.

В 1640—1642 годах, при воеводе Григории Барятинском, центральная часть города была укреплена, образовавшиеся к этому времени слободы (Ямская, Татарско-Бухарская, Кожевенная) обнесены стенами[3]:8. Постепенно, с исчезновением военной угрозы, первоочередным занятием горожан стали ремёсла. Широкого развития достигло кузнечное, колокольное, мыловаренное, кожевенное производство. При этом все жители держали скот — коров, лошадей, овец[4]. Сибирские посады пополнялись не только за счет выделения ремесленников и торговцев из местных крестьян, но и за счет переселенцев[5].

В 1606 (8) году возле Ямской слободы на Затюменском мысу казанским монахом Нифонтом по указу царя Михаила Фёдоровича был заложен мужской Преображенский монастырь, построенный Корнелием Хоревым с монахами. В 1620-е годы при Ильинской церкви в восточном углу посада священник Никон основал женский монастырь[5].

В 1624 году была построена и освящена Спасо-Преображенская церковь[5]. К 1630-м годам при воеводе П.Измайлове обветшавшие стены крепости были обновлены и была построена дополнительная стена вдоль берега Туры, благодаря чему город получил замкнутую линию обороны. К тому времени в нем уже имелось 6 церквей[5].

Таким образом сформировалась структура города с ядром (крепостью), посадом и монастырями, сохранявшаяся до конца XIX века. Культовое строительство первоначально преобладало над гражданским[5].

Территория посада стала тесной после прибытия из Холмогор 500 стрельцов в 1635 году. В 1640-42 годах при воеводе Г.Барятинском были укреплены городские стены, а также обнесены стенами Ямская, Бухарская и Кожевенная слободы[5].

В 1661 году стрелецкий голова Самуил Блудов и подъячий Алексей Столбов составили проект перестройки острога. Были начаты работы, однако в 1667 (68?) году острог сильно пострадал от пожара, и после этого стены было решено строить уже на новом месте. С нынешней улицы Семакова они переместились до улицы Челюскинцев, в территорию города вошел женский монастырь. В новую стену встроили перенесенную из кремля Спасскую башню[5].

После ряда пожаров строение стен было упрощено, а после катастрофического огненного бедствия 1695 года наконец вышло решение Сибирского приказа о строительстве в Тюмени зданий из огнестойких материалов. В 1697 году воевода Т.В. Раевский получил грамоту, в которой ему предписывалось «исподволь» готовиться к каменному строительству. Преемник воеводы О.Я. Тухачевский разработал проект каменного кремля[5].

На первом известном плане города, опубликованном в «Списке тюменском городовом», он представляет собой прямоугольник, чью главную ось определил Московско-Сибирский тракт, а перпендикулярные ему улицы представляли собой кратчайшие пути между берегами рек Тура и Тюменка. С расширением мыса, на котором расположился острог, расширялись и городские кварталы. К концу века в Тюмени проживало около 3000 человек[5].

Расширялась и главная улица: на острие мыса она имела 7 метров проезжей части, а на периферии — 25 метров. Почти каждая улица города приводила к площади, которые имели нерегулярную форму. В базарные дни улицы оживали: из близлежащих деревень Каменка, Кулаково, Утешево, Ембаевские юрты, Воронино, Бабарынка приезжали крестьяне со своей продукцией[5].

Начало каменного строительства

Петровские реформы ознаменовались появлением ряда регламентов в городском строительстве: «Регламента или устава городского магистрата» (1721), типологического разделения видов архитектурно-строительной деятельности между ведомствами, первого русского теоретического труда по архитектуре «Должность архитектурной экспедиции» (1730-е). Важнейшей особенностью архитектурного дела стало распространение чертежей, что связано с именем тобольского зодчего С. У. Ремезова[5].

Мастеров-каменщиков в Сибири было мало, и Тюмень получила их после неоднократных обращений лишь в 1702 году: из Тобольска под угрозой наказания прибыли Фёдор Меркурьев Чайка и Кирилл Григорьев Шадрин. Последний принимал участие в строительстве тобольского Софийского собора с 1682 года[6].

Согласно планам Сибирского приказа в Тюмени ограничились строительством каменных амбаров для казны с церковью над ними. Они были возведены за один сезон и к концу 1702 года были готовы. Здесь каменному делу учились тюменские казачьи дети. К концу 1703 года были возведены своды церкви, которую в таком незавершенном виде освятил во имя Благовещения 31 октября 1704 года митрополит сибирский Филофей Лещинский[7]. После этого Шадрин и Чайка были отозваны в Тобольск, а завершал церковь ссыльный, каменных дел подмастерье Яков Афанасьев[8].

Благовещенский храм — первая в Сибири постройка «кораблем»: его главный объём выполнен как «восьмерик на четверике», что было характерной чертой русской архитектуры XVII века[5].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 Б.А. Жученко, С.П. Заварихин. Глава I. Основание Тюмени // Тюмень архитектурная / Д. И. Копылов. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1984. — С. 13—16. — 240 с.
  2. Абрамов Н. 23 // Город Тюмень. — Вестник Императорского Русского географического общества. — Санкт-Петербург, 1858. — С. 23.
  3. Долгоруков В. А. Путеводитель по всей Сибири и Средне-Азиатским владениям России. Год третий. — Томск: Паровая типолитография П. И. Маркушина, 1896. — 466 с.
  4. Д. И. Копылов, В. Ф. Ретунский. Введение // 400 лет Тюмени : Сборник документов и материалов. — Тюмень, 1986.
  5. Перейти обратно: 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 Б.А. Жученко, С.П. Заварихин. Глава II. Город-крепость. Тюмень в XVII в. Глава III. Начало "каменного дела". Тюмень в первой половине XVIII в. // Тюмень архитектурная / Д. И. Копылов. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1984. — С. 19—39. — 240 с.
  6. Копылова, Сусанна Васильевна. Каменное строительство в Сибири. Конец XVII—XVIII вв. — Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1979. — 253 с. — с. 40, 238, 183.
  7. Записки Тюменского общества научного изучения местного края. Тюмень, 1924, с. 145, 147.
  8. Кочедамов В. И. Первые русские города Сибири. Москва, 1978. — с.181.