Арутюньян, Рафаэль Суренович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рафаэль Арутюньян
эст. Rafael Arutjunjan
Рафаэль Арутюньян 12 августа 2010 годаРафаэль Арутюньян 12 августа 2010 года
Дата рождения 24 июля 1937(1937-07-24)
Место рождения Баку, Азербайджанская ССР
Дата смерти 25 октября 2021(2021-10-25) (84 года)
Место смерти Таллин, Эстония
Гражданство  СССР Эстония
Жанр скульптура, графика, живопись
Сайт Персональный сайт

Рафаэль Арутюньян (24 июля 1937, Баку — 25 октября 2021, Таллин) — советский и эстонский скульптор армянского происхождения. Занимался также живописью и рисунком. Член Союза художников ЭССР, член Союза художников Эстонии.

Биография

Родословная, детство

Рафаэль Арутюньян родился 24 июля 1937 года в Баку в семье Сурена и Гохар Арутюновых (в те годы армянские фамилии нередко переиначивались на русский лад).

Прадед Рафаэля по материнской линии Григор Мелик-Шахназарян так много сделал для своей страны, что был возведен в ранг дворянина и получил от царя титул князя и приставку к фамилии «Мелик». Он жил в Нагорном Карабахе. Его любили и уважали за то, что он нажил своё состояние честным путем, а также за радушие, гостеприимство и помощь бедным. У Григора было прекрасное поместье — дом с пятнадцатью комнатами, большой подвал с карасами многолетних вин, фруктовый сад, в котором, согласно семейным преданиям, росла тысяча деревьев.

Прадед Рафаэля по отцовской линии Галуст Арутюнянц был полной противоположностью Григора. Он родился и вырос в Армении, в области Зангезур в простой крестьянской семье, и получил престижную по тем временам профессию холодного (то есть работающего на улице упрощённым способом) сапожника. Но Галуст не был создан для размеренной и однообразной жизни. Душа бунтаря и жажда приключений привели его в Баку. Но и здесь он не преуспел, так как был ленив и любил поспать, однако прославился своей смелостью и бесстрашием.

Дед по отцовской линии Кристофор Арутюнов был богатым купцом и держал магазин, торговавший женским бельём иностранного пошива. Дедушку по материнской линии Овагима Рафаэль никогда не видел. В тот год, когда он родился, шестидесятилетнего старика с ярлыком «враг народа» выслали в Сибирь и заставили работать на лесоповале, где он вскоре и умер. Овагим никакого уважения к коммунистам и Сталину не испытывал и был несдержан на язык. «Врагом народа» он стал из-за того, что однажды, сидя на веранде с приятелями, заявил, что при Царь|царе масло было дешевле. Один из приятелей донёс, а другой на допросе подтвердил. И для сурового приговора этого было достаточно.

Отец Рафаэля был военным, служил в Средней Азии, побывал в плену у басмачей и заглянул в глаза смерти.

До 1958 года Рафаэль Арутюньян проживал в Баку.

Юный Рафаэль рос забиякой и задирой, целыми днями игравшим на улице и в окрестных дворах, иногда — с малолетними преступниками, иногда — с прилежными еврейскими мальчиками. У мальчишки, обладавшего отличным музыкальным слухом, были планы стать настройщиком музыкальных инструментов.

Учёба

Свои первые уроки творчества пятнадцатилетний Рафаэль получил в бакинском Центральном дворце пионеров, в скульптурном кружке Анны Ивановны Казарцевой. Из её же рук получили путёвку в жизнь многие начинающие дарования, например, известный российский скульптор, доктор искусствоведения, член Президиума Российской академии художеств Александр Бурганов.

К окончанию школы Рафаэль утвердился в мысли, что будет скульптором. Однако поступить в высшее художественное учебное заведение оказалось непросто. Рафаэль трижды подавал заявление в московские и ленинградские вузы и трижды не проходил по конкурсу. В 1958 году Рафаэль поступил на факультет скульптуры Государственного художественного института Эстонской ССР в Таллине (ныне — Эстонская академия художеств).

«Годы учебы в Художественном институте были очень плодотворными, — вспоминал Арутюньян. — Времени зря мы не теряли. Работали в мастерских допоздна. Среди студентов в группе я особо не выделялся, может, только по части композиции. Атмосфера была тёплой, дружеской, хотя дух соревнования, безусловно, присутствовал, да его и не могло не быть».

Преподавательский состав института в то время был очень сильным, там работали такие известные деятели эстонской культуры, как Яан Варес, Олав Мянни, Мартин Сакс, Энн Роос, Борис Бернштейн. Через пять лет ученичества студенты подошли к тому рубежу, когда нужно было продемонстрировать полученные знания и умения — к созданию дипломной работы.

Поскольку в истории Художественного института Арутюньян был первым армянским студентом, как-то ожидалось и подразумевалось, что для дипломной работы он выберет близкую ему по национальности тему, например, трагедию армянского народа в период турецкого геноцида. Но он сделал по-своему. Его четырёхфигурная композиция высотой два метра двадцать сантиметров на тему «Евреи Одесского гетто» называлась «Обречённые» и вызвала в экзаменационной комиссии настоящий переполох, поскольку в те времена было небезопасно произносить даже само слово «еврей», и — тем более — «еврейское гетто». Сам Арутюньян объяснил выбор темы так: «Холокост был и по сей день остается незатянувшейся раной, когда расстрелами и газовыми камерами фашисты уничтожили более шести миллионов человек. Это до сих пор не укладывается в моей голове. Плюс ко всему, сама тема была не затасканной — мало кто из художников, во всяком случае, у нас в стране, отваживался взяться за неё. А это — немаловажный фактор для творческого вдохновения».

Борис Моисеевич Бернштейн, с которым Рафаэль Арутюньян советовался, когда идея только начала получать осязаемую форму, во вступительном слове к изданию «Рафаэль Арутюньян» так оценил значение дипломной работы для всего творчества художника[1]:

«В этом раннем выборе мне видятся такие черты характера, которые определили в дальнейшем многое в Вашем жизненном и творческом поведении. Надо ли напоминать, что дело идёт о временах, когда упоминания о систематическом истреблении евреев вызывали партийно-правительственное раздражение. Был ли Ваш проект актом бунта, который позднее получил название диссидентства? Не знаю. Думаю, что это было нечто иное и, может быть, большее: манифестация внутренней свободы».

Неизвестно, чем закончилось бы заседание экзаменационной комиссии, учись Арутюньян в Ленинграде или Москве. Но Эстония в те времена была, пожалуй, самой либеральной и свободомыслящей союзной республикой, где сильнее других ощущалось влияние западного искусства, и диплом Арутюньяна получил самую высокую оценку.

По правилам гарантированного в то время трудоустройства, каждый окончивший художественный вуз после защиты диплома должен был отработать один год в каком-нибудь учреждении культурного профиля, а затем в назначенный день явиться в институт и в торжественной обстановке получить свидетельство об окончании вуза. Свой год Рафаэль Арутюньян отрабатывал в Баку руководителем скульптурного кружка того самого Центрального дворца пионеров, а в свободное время два раза в неделю преподавал в одной из школ рисование. Про этот год он позже сказал: «Я оставил доброжелательную по отношению ко мне цивилизованную среду и вернулся в сложную атмосферу, где кипели творческие и нетворческие распри, доходившие порой чуть ли не до гангстерских разборок с применением холодного и огнестрельного оружия, где каждый третий скульптор имел госзаказ на монумент Ленину, чаще всего с протянутой вперёд рукой, где заказные скульптуры и „творческие“ мало чем отличались друг от друга».

В 1964 году Рафаэль Арутюньян получил диплом профессионального скульптора[2].

Творчество

В 1966 году Рафаэль Арутюньян с женой Ириной переехал в Таллин. В 1964—1990 годах работал на разных таллинских предприятиях и параллельно занимался индивидуальной творческой деятельностью.

Член Союза художников Эстонской ССР с 1977 года. Член Союза художников Эстонии с 1991 года (Объединение скульпторов). Участник тридцати таллинских, республиканских и всесоюзных выставок, а также автор двенадцати персональных выставок в Эстонии и за рубежом.

Как скульптор, работал с разными материалами: бронза, гипс, гранит, дерево, мрамор, пластик.

Как живописец, рисовал маслом, выполнял графические работы, работал в технике коллажа.

Рафаэль Арутюньян был сторонником искусства не для заработка, а для души и сердца и, несмотря на признание специалистов и публики, почти ничего из своих работ не продавал[3]. Сын художника планирует открыть постоянную экспозицию, где рядом с работами Арутюньяна будет представлено и творчество других мастеров искусства Эстонии[4].

«Что делает художника-армянина эстонским художником? — размышляла в своей статье «Помпезное замешательство» эстонская переводчица и литературный редактор Трийн Партс. — Окончание эстонской художественной школы? общественное сознание? иной склад ума? — этого не знает никто, однако в отношении художника это, очевидно, и не является самым существенным. Важнее то, чтобы сам художник знал, кому и чему он принадлежит, и, похоже, Арутюньян это знает, говоря: „В мастерской я, как дома, а дома я, как в гостях“».[5]

В августе 2002 года в Театральном доме Студии Старого города проходила посвящённая 65-летию Рафаэля Арутюньяна выставка его работ, созданных в 1997—2002 годах. Было представлено 230 произведений. Об этой выставке говорили: «Она — как космос, так много всего».[6]

Критики и коллеги ценили Рафаэля Арутюньяна как скульптора за его способность использовать в своих произведениях как природные, так и искусственные материалы и умение создавать на их основе достойные восхищения работы[7].

Умер 25 октября 2021 года[8]. Похоронен на кладбище Лийва.

Известные работы

«Монах» (фото с выставки 2010 года)
«Автопортрет в фиолетовом» (фото с выставки 2010 года)

Скульптуры, монументы

  • 1968 — Солнце над гетто (гипс, пластмасса)
  • 1970 — Робкая юность (гранит)
  • 1970 — Душевный настрой (гипс)
  • 1975 — Древо скорби. Памяти В. Хары (пластик)
  • 1975 — Виктор Хара. Предсмертная песнь (пластик)
  • 1975 — Сидящая (гранит)
  • 1975 — Виола (бронза)
  • 1976 — Минас Аветисян (дерево)
  • 1976 — Это повторилось в Чили (гипс)
  • 1980 — Портрет жены (бронза)
  • 1981 — Голова женщины (гипс)
  • 1982 — Монумент, посвящённый дружбе городов Кохтла-Ярве и Оутокумпу[9]
  • 1983 — Данко (бронза)
  • 1985 — Грёзы (дерево)
  • 1987 — Комитас (гипс)
  • 1989 — Безумный, безумный мир. Афганский синдром (дерево)
  • 1990 — Дракон. Порождение системы (дерево)
  • 1990 — Чашка кофе (дерево)
  • 1991 — Реквием. Жертвам землетрясения (дерево, металл)
  • 1992 — Опрокидывание во гроб (дерево)
  • 1992 — Монах (дерево)
  • 1993 — Автопортрет (гипс)
  • 1994 — Портрет невестки (мрамор)
  • 2011 — Фламинго (красное дерево)
  • 2012 — Рука дающего (красное дерево)

Живопись, графика

  • Триптих «На Голгофе: Иисус. Насмехающийся. Кающийся»
  • Портрет жены в шляпке
  • Автопортрет в фиолетовом
  • Татьяна Штейнле
  • Он и она. Студенты
  • Под музыку Бетховена
  • Портрет жены
  • Портрет невестки
  • Внучка Диана
  • Агрессия
  • Старый клоун
  • Девушка и хомяк
  • Юный маг
  • Майя

Высказывания, стихи

  • «Мне тесно в жизни, а не в искусстве».[10]
  • «Если бы Рембрандт думал только о том, как продать свои картины, мы бы сегодня не помнили о Рембрандте».[11]

Я хотел подарить вам радость
Стран далеких да горных лугов,
Для себя же сущую малость
Дуновения южных ветров.

Не врывайтесь в мои владенья,
Я не князь, я просто пастух.
Нет дворцов у меня и имений,
Есть лишь сердце да горца дух.

  • «Я — стопроцентно эстонский художник, с эстонским менталитетом».[6]

Не стесняйтесь сапог нечищеных,
Не гоните бомжей со двора,
Берегитесь вы слов напыщенных,
Как удара взрывного ядра.

  • «Все богатства переходят из рук в руки…, и только сокровища души могут принадлежать тебе и всем одновременно».[12]

Библиография

  • Рафаэль Арутюньян: скульптура, стихи / вступительная статья А. Ю. Сидорова. Россия, 1996. — 80 с.
  • Рафаэль Арутюньян. Воспоминания одного человека. Таллинн: Ингри, 2003. — 115 с. ISBN 9985945905.
  • Рафаэль Арутюньян = Raphael Arutyunyan [Artistic Production] / Борис Бернштейн, Александр Сидоров, Эмма Дарвис. Tallinn: Contignus, 2005. — 550 c. ISBN 9949-13-199-5.
  • Рафаэль Арутюньян. Сто стихов. Таллинн: Присма Принт. 2007. — 120 с. ISBN 9949103797.
  • Эмма Дарвис. Raphael Arutyunyan. Artistic Production 2005—2007. Tallinn: Contignus, 2007. — 104 с. ISBN 9789949152827.
  • Рафаэль Арутюньян. Видения одинокого художника [проза, поэзия, графика]. Таллинн. 2016. — 328 стр. ISBN 9789949811328.

Семья

Первая жена: Ирина Леоновна Арутюньян (дев. Арзуманова) (1943—2003).

Сын: Арег Арутюньян, род. 1968. Предприниматель, меценат.

Вторая жена: Елена Александровна Королёва (род. 1964).

Ссылки

Примечания

  1. Raphael Arutyunyаn. Artistic Production. — Tallinn: Contignus, 2005.
  2. Skulptuur (ja installatsioon). Eesti Kunstiakadeemia. Дата обращения: 17 июня 2017. Архивировано 22 сентября 2017 года.
  3. Дети разных народов. Россия, Эстония и Рига глазами художников. Наш город. Новости Даугавпилса (15.05.2006). Дата обращения: 17 июня 2017. Архивировано 25 ноября 2020 года.
  4. Лилия Крысина. Вчера, сегодня и завтра скульптора Арутюньяна. Postimees (12.08.2010).
  5. Triin Parts. Pompoosne segadus. Postimees. Kultuur (10.07.1997).
  6. 6,0 6,1 Maria Ulfsak. Rafael – sada protsenti eesti kunstnik. Eesti Päevaleht (13.08.2002). Дата обращения: 17 июня 2017. Архивировано 24 октября 2015 года.
  7. Kaarel Tigas. Kunstnik Rafael Arutjunjan: 70 aastat mässumeele sünnist. Õhtuleht (23.07.2007).
  8. Памяти Рафаэля Арутюньяна. Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.
  9. Конкурсное фото: Дружба крепкая, как камень!. Фотоконкурсы. Дата обращения: 17 июня 2017. Архивировано 26 ноября 2020 года.
  10. Этери Кекелидзе. «Выше жизни только Бог…». Молодёжь Эстонии (11.10.2003). Дата обращения: 17 июня 2017. Архивировано 1 декабря 2020 года.
  11. Борис Тух. Если бы Рембрандт… // Вести Неделя Плюс : Газета. — 1997. — 25 июля.
  12. Пяхкель Э. Сокровища души - тебе и всем одновременно // День за днём : Газета. — 1994.