Перейти к содержанию

Аргириадис, Павлос

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Павлос Аргириадис
греч. Παύλος Αργυριάδης
Имя при рождении Панайотис
Место рождения Кастория
Место смерти Париж
Род деятельности юрист
Вероисповедание нет (атеизм)
Партия Parti Socialiste Revolutionnaire», P.S.R
Основные идеи Анархизм, социализм

Павлос Аргириадис (греч. Παύλος Αργυριάδης, фр. Paul Argyriadès); также Пьер (фр. Pierre Argyriades)[1]; урождённый Панайотис Аргириадис (фр. Panagiotis Argyriadès; Кастория, Османская империя; 15 августа 1849[2] — Париж 19 ноября 1901[3]) — видный французский и греческий анархист, революционер, юрист и издатель, из греческих македонян[4].

Биография

Павлос (Панайотис) Аргириадис родился в 1849 году в зажиточной семье в западномакедонском, городе Кастория, бывшем тогда в составе Османской империи. Учился в Константинополе. Покинув страну ещё юношей, скитался по Европе и долго проживал в Румынии. В 1872 году обосновался в Париже, где изучал юриспруденцию на факультете права. В 1873 году был делегирован Грецией на международный Конгресс ориенталистов, первая сессия которого проходила в том году в Париже, а вторая — в сентябре следующего года (1874) в Лондоне. В 1875 году опубликовал брошюру «Смертная казнь» (фр. La Peine de mort), которую цитировал с сенатской трибуны несменяемый сенатор, противник смертной казни Виктор Шельшер (21 июня 1876). Аргириадис посвятил себя изучению социалистического движения.[5]

В 1880 году он получил французское гражданство и смог вступить в Парижскую коллегию адвокатов (фр. Barreau de Paris). В роли адвоката неоднократно защищал периодические издания социалистов, в том числе реймсский «Défence des Travailleurs». В 1883 году возложил венок на могилу убитого в 1871 году генерала-бланкиста Гюстава Флуранса и организовал общественную манифестацию. Позже он возбудил протесты парижан против визита Альфонсо XII, назначенного в сентябре 1883 полковником прусских уланов. На муниципальных выборах 1884 года в Париже представлял революционеров-социалистов, но не был избран. Основал альманах социалистов «La Question Sociale» и был его директором с января по декабрь 1885 года.[5]

В 1885 году женился на Луизе Наполье (Louise Napolier), которая стала его соратницей в социалистическом движении и издательской деятельности. Семья обосновалась в Марселе[5]. Их дети: Николя, более известный как Платон (фр. Nicolas Platon-Argyriades; 1888—1968) и Марианна (в замужестве Аржи-Руссо).

Вклад в социалистическое движение Греции и Балкан

Теоретические тексты Аргириадиса публиковались в анархической газете греческого города Пиргос «Новый Свет» («Νέον Φως»1899) и в афинской газете «Социалист» («Σοσιαλιστής» 1893—1899) Ставроса Каллергиса. Этим не ограничивается его вклад в организацию социалистического движения в Греции. Аригириадис оказал содействие первым греческим социалистам деньгами и в налаживании необходимых международных контактов. Аргириадис оказал всевозможную помощь Каллергису, когда последний прибыл в Париж без средств к существованию и наладил его контакты с анархистскими и социалистическими кругами. Другой его инициативой, связанной с Грецией и Балканами, стал «Международный Союз Балканской Федерации», который с 1884 года был представлен в Греции «Греческим Обществом Балканской Федерации» и одноимённым печатным органом. «Международный Союз Балканской Федерации» находился под непосредственным влиянием Аргириадиса. На съезде «Союза» в 1894 году он был председателем и основным докладчиком[6][7].

Позиция в Македонском вопросе

Аргириадис считал падение «режима турок», которых он считал единственными ответственными за столкновениями между балканскими народами, вопросом времени. Эти народы должны были выйти из под контроля Великих держав и освободиться от османского ига. Конечной целью ему виделось создание 10 «отдельных — федеральных государств», которые бы создали Балканскую Федерацию: Греция с Критом, Болгария, Румыния, Сербия, Черногория, Босния-Герцеговина, Македония с Албанией, Фракия, Армения, Побережье Малой Азии.

О Македонии Аригириадис давал такое объяснение своим предложениям: "Македония, которая как вы знаете населяется населениями различного происхождения смешанными между собой «…создаст вместе с Албанией федеративное государство, положив конец противоборству стран, которые её окружают и имеют претензии на неё»[8].

В своей попытке создания будущей Балканской Федерации, социалист Аригириадис искал решение в назревающем Македонском вопросе, который мог стать яблоком раздора между балканскими государствами. Его видение и предложение не имеют никакого отношения к идеологеме македонизма, возникшей на территории Югославии в 40-х годах XX века.

Будучи греком македонянином, в 1896 году, за год до начала греко-турецкой войны, когда в Греции царила атмосфера иррендентизма, где первыми целями были освобождение Крита и Македонии, социалист Аргириадис шёл против течения и писал в журнале Almanach de la Question sociale et de la libre pensée[9][10]:

Македония имеет около двух миллионов пятисот тысяч жителей, говорящих на греческом, болгарском, сербском, албанском, румынском и т. д. языках. Она составлена из различных национальностей. Не знаю точно доминирует ли греческий или болгарский элемент численно — в то время как сербы и румыны уступают. Во всяком случае, никто не превышает общее число трёх других. Полуостров Халкидики, часть Фессалии, как и всё средиземноморское побережье населяется греками. Сегодняшние Салоники — греческий город, как и большое число городов страны. Таковыми (греческими) являются Эласон, Козани, Сьятиста, Верия, Кесария, Кастория, Кайляри, Науса, Сере, Мелник и т. д. На севере преобладает болгарский и сербский элементы. Румынские сёла разбросаны по высокогорьям и контролируют горные проходы и перевалы. Но румынский элемент малочислен. С точки зрения решения Македонского вопроса — все эти различные элементы смешаны по всей стране и нельзя заявить, что какая либо провинция населена только одним из них. Национальности перемешаны одна с другой во всех провинциях, следовательно невозможно разделить македонские провинции и роковым образом подавить остальные элементы, если одно из малых государств, претендующих на неё (Македонию), Греция, Болгария или Сербия, получат всю страну, исключая остальных. Следует рассмотреть в этом вопросе, решение удовлетворяющее македонскому населению любой национальности. Решение не в разделе Македонии, не в присоединении к одному государству, что было бы несправедливым, а в её полной независимости и абсолютной автономии, с единым федеральным правлением её провинций и абсолютной децентрализацией и автономией общин, так чтобы муниципалитеты действовали по своему усмотрению в вопросах образования и языка.

Писательская и издательская деятельность

С 1886 года и до самой своей смерти в 1901 году, Аргириадис издавал в Париже популярное обозрение «Общественный вопрос» («Question Sociale»), которое стало «делом его жизни». Сам он описывал это издание как «Обозрение идей коллективизма, коммунистических и анархических, а также происходящих из революционных движений двух веков». Впоследствии он переименовал его в «Almanach de La Question Sociale et de la Libre pensee»[11][12].

С 1897 по 1899 год он писал в «социалистическом органе» «La Bataille» (1895—1902). Он сохранял связи с патриотически настроенными анархистами, как например с итальянцем А. Чиприани. и бланкистами, так и с русскими «народниками» и «нигилистами». В 1898 году он стал членом Центрального комитета бланкистской «Социалистической Революционной Партии» Франции («Parti Socialiste Revolutionnaire», P.S.R., 1898—1901), которая была продолжением Центрального Революционного комитета «Comite Revolutionnaire Central», C.R.C., созданного в 1881 году, сразу после смерти Бланки. Аргириадис умер 19 ноября 1901 года в Париже и был похоронен с соблюдением гражданского ритуала[13][14].

Примечания

  1. «Argyriades Pierre (Grèce, 1849—1901) : Avocat publiciste et militant socialiste.» / [[Мишель, Луиза]]l, «Histoire de ma vie: seconde et troisième parties : Londres 1904»; с. 167. Дата обращения: 6 декабря 2015. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  2. Almanach de la question sociale pour 1894; с. 200 (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 декабря 2015. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  3. Aπό μέρα σε μέρα | ΡΙΖΟΣΠΑΣΤΗΣ
  4. http://istorikakastorias.blogspot.com/2014_01_01_archive.html Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine Λόγιοι και επιστήμονες της Τουρκοκρατίας (μέρος 2ο)
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 Almanach de la question sociale 1894; с. 200—201 (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 декабря 2015. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  6. Ριζοσπαστησ
  7. Ρ. Argyriades, Discours a la Grande Orient de France, περ. Revue Sosialiste 26, 1895, σελ. 202—213.
  8. Ο Παύλος Αργυριάδης και το Ανατολικό Ζήτημα. Дата обращения: 26 ноября 2015. Архивировано 6 января 2016 года.
  9. Argyriadès, P. Le Macédoine (фр.) // Almanach de la Question sociale et de la libre pensée. — 1896. — P. 243—244.
  10. 110 χρόνια από το θάνατο του μεγαλύτερου έλληνα αναρχικού, του καστοριανού Παύλου Αργυριάδη (15/8/1849 — 19/11/1901)‏ (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 ноября 2015. Архивировано 27 ноября 2015 года.
  11. Maitron.org, site d’histoire sociale — Almanach de la question sociale. Дата обращения: 26 ноября 2015. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  12. Catalogue en ligne de la bibliothèque du CEDIAS-Musée social (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 ноября 2015. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  13. http://rassias.wordpress.com/article/παύλος-αργυριάδης-gnmodo87aoe9-78/ Архивная копия от 8 декабря 2015 на Wayback Machine Παύλος Αργυριάδης (Paul Argyriades, Καστοριά, 1849 — Παρίσι, 1901)
  14. Δημητρίου Μιχάλης, «Το Ελληνικό Σοσιαλιστικό Κίνημα», εκδόσεις «Πλέθρον», Αθήνα, 1985, https://rassias.wordpress.com/article/παύλος-αργυριάδης-gnmodo87aoe9-78/ Архивная копия от 8 декабря 2015 на Wayback Machine