Арасбар

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Арасбар (азерб. Arazbar) — историческая область на территории современного Азербайджана. Расположена в бассейне реки Аракс.

Происхождение названия

Первая часть в его имени — Аракс (по-персидски Арас); «бар» переводится с персидского как «стан». Поэтому Арасбар переводится как «Стан Араса». Позднее область Арасбар-Араксена уже охватывала не всю Араксскую равнину, а только часть её: уже в V в. Нахичевань и Гохтнь источниками выделяются в отдельные административно-территориальные единицы Армении[1].

Следовательно, Арасбар нужно локализовать к востоку от Худаферина, по всей вероятности, по обоим берегам Аракса вплоть до слияния рек Аракс и Кура.

История

В списке эмиров 1628 года у Искендера Мунши упомянут Мурадхан-султан из мелкого кызылбашского племени байбурдлу как хаким Арасбара. Около 1725 года Арасбар составлял улька племени байязидлу[2]. Следует отметить, что данная в «Тазкират ал-мулюк» картина территориального деления и, следовательно, административного управления Азербайджана не отличается ясностью и точностью.

Согласно Шараф-хану Бидлиси, выступившая из Эрзрума 100-тысячная османская армия во главе с Фархад-пашой 2 августа 1588 г. подошла к Куре и расположилась в окрестностях крепости Акчекале. 22 августа 1588 года османская армия вместе с подоспевшими из Гори войсками подошла к окрестностям Гянджи.

Аббас-Кули-ага Бакиханов описывает:

Баязид-султан, правитель Мугана и Арасбара, получил приказание отправиться в Дербенд, схватить эмира Дубаджа и доставить его в Тавриз. Он исправно выполнял поручение и представил шаху преступника, на которого тотчас же надели одежду, начиненную порохом (на голову надели колпак), и, подняв на минарет в железной клетке, расстреляли[3].

Племя «Отуз ики» (азерб. «тридцать два») проживало в Арасбаре, Караагаче, Барде, Шутуре Гянджинского вилайета. Наследственным главой всех этих племен считался глава одного из них — племени Джаваншир.

Мирза Адигезаль-бек даёт следующее объяснение:

Сарыджа-Али обладал огромным богатством и влиянием. Путники, проходившие мимо: пастухи, батраки, слуги, овцеводы, табунщики, собрались вокруг него. Их число все время увеличивалось и, наконец, все они составили целое оба. Оба это получило наименование Сарыджаллу. Несметное богатство — этот божий дар — увеличилось еще больше, когда все это состояние перешло в руки Ибрагим-Халил-аги. Слава об этом богатом доме разнеслась по всему свету. Ибрагим-Халил-ага располагал имением и садом в Агдаме. В Арасбаре и на берегу (Аракса) он имел мюльк, пастбища и загоны. На яйлаге он имел дворец под названием Ибрагим-Халил-каласы. Все это было красноречивым доказательством величия и славы Ибрагим-Халил-аги[4].

1747 году на территории Арасбара[5] был создан Джеваншир-Дизакский магал.

Примечания

  1. Армянская география VII века по Р. Х. (приписывавшаяся Моисею Хоренскому) / Пер. с др.-арм. и коммент. К. П. Патканова. — СПб., 1877. Архивная копия от 8 июля 2017 на Wayback Machine
  2. Тазкират-ал-мулюк, цит. изд., перс, текст л. 1126, англ. перев. стр. 102.
  3. Аббас-Кули́-ага́ Бакиха́нов. «Гюлиста́н-и Ирам» / Академия Наук Азербайджанской ССР, Институт истории. — Баку: Элм, 1991. — С. 50.
  4. Мирза Адигезал-бек. Карабах-наме. — Баку, 1950. — С. 57.
  5. Чингизоглы А. Джеваншир-Дизакский магал. — Баку: Мутарджим, 2012. — 216 с.

Документы

См. также