Апшеронская каменная колея
Апшеро́нская ка́менная колея́ — протяжённые углубления в камне, похожие на параллельные следы колёс, на Апшеронском полуострове в Азербайджане.
Общие сведения
Апшеронская каменная колея представляет собой древние мегалитические образования. Они предположительно возникли в 5000—4000 годах до н. э. На Апшеронском полуострове встречаются достаточно часто, фактически пересекая его с севера на юг, причём как по суше, так иногда по берегам и уходя под воду.
По своему виду это множественные протяжённые углубления на скальной поверхности, похожие на параллельные следы колёс. Каждая такая каменная дорога состоит из 2—3, а в некоторых случаях до пяти и более следов, глубиной от 5 до 50 см. Многие из них в настоящее время разрушены, но имеются отдельные сохранившиеся участки длиной до нескольких сот метров. В частности, например, в пригородах Баку, между посёлками Говсан и Тюркан, а также у посёлков Дюбенди, Гала, Сураханы и на острове Бёюк-Зиря[1][2].
В XIX веке азербайджанский историк Аббас Кули-ага Бакиханов отмечал, что «…в Бакинском уезде в деревнях Бильгях, Зиря, Биби-Эйбат и других, также и на некоторых островах видны на скалах остатки следов колёс, идущих далеко в море». Подобные упоминания о следах колеи двухколесной арбы близ посёлков Бильгях и Нардаран имеется и у известной исследовательницы Сары Ашурбейли[3].
Аналогичные колеи существуют в бассейне Средиземного моря[4]. Это Франция, Испания, Греция, Турция, Хорватия, Италия[5]. Широко распространены на двух из трёх островов мальтийского архипелага: это Мальта и Гозо, где они стали туристической достопримечательностью, как, например, Мисрах Гар Ил-Кбир[6]. Есть они и на других средиземноморских островах: Сицилия, Сардиния, Менорка из Балеарских островов, Крит, Кипр, Андрос из Эгейских островов. Колеи имеются также в Крыму, Болгарии, Венгрии, Австрии, Швейцарии, Германии, Португалии, а также почти на всех островах Азорского архипелага, в Мексике и Бразилии.
Гипотезы происхождения
Единая принятая научным сообществом точка зрения на происхождение подобных следов отсутствует. Версий достаточно много. Например, что колеи использовались в мелиоративных целях — для сбора дождевой воды. Достоверно в настоящее время можно лишь очертить круг установленных фактов. Это[3]:
- Следы в скалах не могли быть сделаны колёсами известных ныне повозок, так как их число часто нечётно, а расстояние между ними на различных участках может меняться. Кроме того, края следов вертикальны, а колёса после ряда проездов придали бы им форму трапеции.
- Колеи были созданы искусственно, так как они имеют следы обработки на своих вертикальных стенках и практически параллельны.
См. также
Примечания
- ↑ Alex Whitaker Cart-ruts // Website Ancient-wisdom.com . Дата обращения: 16 июня 2017. Архивировано 28 июня 2017 года.
- ↑ Abbas Islamov and Ronnie Gallagher Cart Ruts and Stone Circles, Azerbaijan International // World’s Largest Web Site about Azerbaijan, 2002 . Дата обращения: 11 мая 2008. Архивировано 13 мая 2008 года.
- ↑ 3,0 3,1 Аббас Исламов, Фаик Насибов Загадки каменных дорог // Сайт Window2baku.com . Дата обращения: 11 мая 2008. Архивировано 17 мая 2008 года.
- ↑ Uwe Topper Das Erbe der Giganten // Olten, Schweiz 1977. Kap. 11
- ↑ Guy Schneider Investigating Historical Traffic Routes and Cart-ruts in Switzerland, France and Italy // Website Ancient-wisdom.com . Дата обращения: 16 июня 2017. Архивировано 8 сентября 2017 года.
- ↑ Paul C. Saliba Malta cart ruts Архивная копия от 16 мая 2008 на Wayback Machine // Website Angelfire.com, 1998
Ссылки
- Анар Гасимов Каменные колеи на Апшероне — доисторические «транспортные системы» // Информационный портал Azerros, 24 мар 2015
- Апшеронская каменная колея // Dostoyanieplaneti.ru, Декабрь 4, 2013
- The origing of carts // Website Tecnoloxia.com