Апшеронская каменная колея

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Каменная колея (мальтийский аналог)

Апшеро́нская ка́менная колея́ — протяжённые углубления в камне, похожие на параллельные следы колёс, на Апшеронском полуострове в Азербайджане.

Общие сведения

Апшеронская каменная колея представляет собой древние мегалитические образования. Они предположительно возникли в 5000—4000 годах до н. э. На Апшеронском полуострове встречаются достаточно часто, фактически пересекая его с севера на юг, причём как по суше, так иногда по берегам и уходя под воду.

По своему виду это множественные протяжённые углубления на скальной поверхности, похожие на параллельные следы колёс. Каждая такая каменная дорога состоит из 2—3, а в некоторых случаях до пяти и более следов, глубиной от 5 до 50 см. Многие из них в настоящее время разрушены, но имеются отдельные сохранившиеся участки длиной до нескольких сот метров. В частности, например, в пригородах Баку, между посёлками Говсан и Тюркан, а также у посёлков Дюбенди, Гала, Сураханы и на острове Бёюк-Зиря[1][2].

В XIX веке азербайджанский историк Аббас Кули-ага Бакиханов отмечал, что «…в Бакинском уезде в деревнях Бильгях, Зиря, Биби-Эйбат и других, также и на некоторых островах видны на скалах остатки следов колёс, идущих далеко в море». Подобные упоминания о следах колеи двухколесной арбы близ посёлков Бильгях и Нардаран имеется и у известной исследовательницы Сары Ашурбейли[3].

Аналогичные колеи существуют в бассейне Средиземного моря[4]. Это Франция, Испания, Греция, Турция, Хорватия, Италия[5]. Широко распространены на двух из трёх островов мальтийского архипелага: это Мальта и Гозо, где они стали туристической достопримечательностью, как, например, Мисрах Гар Ил-Кбир[6]. Есть они и на других средиземноморских островах: Сицилия, Сардиния, Менорка из Балеарских островов, Крит, Кипр, Андрос из Эгейских островов. Колеи имеются также в Крыму, Болгарии, Венгрии, Австрии, Швейцарии, Германии, Португалии, а также почти на всех островах Азорского архипелага, в Мексике и Бразилии.

Гипотезы происхождения

Единая принятая научным сообществом точка зрения на происхождение подобных следов отсутствует. Версий достаточно много. Например, что колеи использовались в мелиоративных целях — для сбора дождевой воды. Достоверно в настоящее время можно лишь очертить круг установленных фактов. Это[3]:

  • Следы в скалах не могли быть сделаны колёсами известных ныне повозок, так как их число часто нечётно, а расстояние между ними на различных участках может меняться. Кроме того, края следов вертикальны, а колёса после ряда проездов придали бы им форму трапеции.
  • Колеи были созданы искусственно, так как они имеют следы обработки на своих вертикальных стенках и практически параллельны.

См. также

Примечания

  1. Alex Whitaker Cart-ruts // Website Ancient-wisdom.com. Дата обращения: 16 июня 2017. Архивировано 28 июня 2017 года.
  2. Abbas Islamov and Ronnie Gallagher Cart Ruts and Stone Circles, Azerbaijan International // World’s Largest Web Site about Azerbaijan, 2002. Дата обращения: 11 мая 2008. Архивировано 13 мая 2008 года.
  3. 3,0 3,1 Аббас Исламов, Фаик Насибов Загадки каменных дорог // Сайт Window2baku.com. Дата обращения: 11 мая 2008. Архивировано 17 мая 2008 года.
  4. Uwe Topper Das Erbe der Giganten // Olten, Schweiz 1977. Kap. 11
  5. Guy Schneider Investigating Historical Traffic Routes and Cart-ruts in Switzerland, France and Italy // Website Ancient-wisdom.com. Дата обращения: 16 июня 2017. Архивировано 8 сентября 2017 года.
  6. Paul C. Saliba Malta cart ruts Архивная копия от 16 мая 2008 на Wayback Machine // Website Angelfire.com, 1998

Ссылки