Аполлос (апостол от 70)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Аполлос Александрийский»)
Аполлос Александрийский
Ἀπολλῶς
Епафродит, Сосфен, Аполлос, Кифа и КесарьЕпафродит, Сосфен, Аполлос, Кифа и Кесарь
Рождение Александрия
Почитается православной церковью, католической
День памяти В Православии — 4 (17) января (Собор апостолов от 70-ти) и 31 октября (13 ноября)
В Лютеранстве (ЛЦМС) - 13 февраля
Подвижничество проповедовал Евангелие в Ахаии и Коринфе

Аполло́с (др.-греч. Ἀπολλῶς; лат. Apollos) — александрийский христианин I века, многократно упомянутый в Новом Завете. Современник апостола Павла, который пользовался большим авторитетом в христианских общинах Коринфа и Эфеса.

Лука свидетельствует о хорошем образовании Аполлоса, который первоначально состоял в общине Иоанна Крестителя (Деян. 18:25). В Эфесе он познакомился с христианами Акилой и Прискиллой, которые «точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. 18:26). Когда апостол Павел прибыл в Эфес, уже после отбытия Аполлоса в Ахаию, то он обнаружил, что местные христиане практически ничего не знали о Святом Духе (Деян. 19:2), что косвенно свидетельствует о взглядах самого Аполлоса. Эрнст Ренан предполагает, что эллинизированный Аполлос был знаком с учением Филона Александрийского и ввел в христианство учение о Логосе[1].

Апостол Павел сообщает, что авторитет Аполлоса в Коринфе был сравним с авторитетом апостолов Петра и Павла и ему приходилось прилагать особые усилия, чтобы преодолеть намечающийся раскол в Церкви.

Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов", "я Аполлосов", "я Кифин" (1Кор. 1:12)

Между тем, прямого конфликта между ними не было. Павел часто свидетельствовал своё хорошее отношение к Аполлосу:

Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог (1Кор. 3:6)

Также тепло он отзывается о нём в другом послании (Тит. 3:13).

Церковное предание называет его епископом целого ряда городов (Кесария Палестинская[2] или Смирна[3]).

Память в Православной церкви 4 (17) января (Собор апостолов от 70-ти) и 31 октября (13 ноября).

Мартин Лютер и многие новейшие исследователи предполагали в нём автора Послания к Евреям[4].

Примечания

Литература