Апейрофобия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Апейрофóбия — это боязнь вечной жизни[1][2] и/или бесконечности[3][4], а апейрофóбом называют страдающего ею.

Апейрофоб также может бояться бесконечных пространств, огромных расстояний и чёрных дыр[1][5].

Симптомы

К возможным симптомам относят[6]:

  • тревога при взгляде на что-то бесконечное;
  • тревога при взгляде на чёрную дыру или мысли о ней[5];
  • тревога при мысли о бесконечности Вселенной[1][5];
  • беспокойство при мысли о концепции вечности[1][7];
  • не состояние справиться с очень сильными эмоциями;
  • мышечное напряжение, дрожь и потливость;
  • могут возникать панические атаки;
  • бессонница и/или депрессия[5].

Возможные причины

Некоторые апейрофобы боятся, что на протяжении всей вечности рано или поздно наступит момент, когда они уже всё узнают и испытают; особенно, что это никогда не закончится, и они застрянут, «скучая в существовании»[1][5].

Лобная доля

Мартин Винер (англ. Martin Wiener) из Университета Джорджа Мейсона сказал The Atlantic, что лобная доля, предположительно отвечающая за долгосрочное планирование, развивается у человека одной из последних по мере взросления, и добавляет, что в подростковом возрасте у людей наступает момент осознания того, что когда-нибудь они станут взрослыми, и они начинают планировать свою жизнь наперёд[1][7]. Но в случае веры в жизнь после смерти (и что она вечная) человек может прийти к осознанию того, что нельзя спланировать её навсегда[1][7]. А это, предположительно, и вызывает апейрофобию[1][7].

Согласно этому предположению, апейрофобия в основном возникает у подростков[1].

Теория управления страхом смерти

Есть люди, у которых апейрофобия возникла в доподростковом возрасте[1][7]. В связи с этим Мартин Винер предположил, что причина возникновения апейрофобии также может быть связана с Теорией управления страхом смерти[1]. По его словам, апейрофобия — тот же самый страх смерти, но проявляющийся по-другому[1].

Лечение

Из возможных способов[6]:

В некоторых источниках также предлагается нейролингвистическое программирование[8], считающееся лженаучным подходом.

Упоминания

В XVII веке Блез Паскаль писал в «Мыслях»[1][9]:

Рассматривая малую продолжительность своей жизни, поглощаемую предшествующей и последующею вечностью, незначительность занимаемого мною пространства, незаметно исчезающего в глазах моих среди необъятных пространств, невидимых ни мне, ни другим — я прихожу в ужас и изумление, почему мне нужно быть здесь, а не там, почему теперь, а не тогда! Кто поставил меня здесь? По чьему повелению и назначению определено мне это место и это время?

См. также

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 Bobby Azarian. Apeirophobia: The Fear of Eternity. Which is scarier, death or everlasting life? (англ.). The Atlantic (1 сентября 2016). Дата обращения: 11 декабря 2022.
  2. Caitlin Cadieux, Daniel Lombroso. The Crippling Fear of Everlasting Life (англ.). The Atlantic (8 февраля 2017). Дата обращения: 11 декабря 2022.
  3. Справочник психопата. Коммерсантъ. Коммерсантъ (3 июля 2001). Дата обращения: 11 декабря 2022.
  4. The Phobia List (англ.). The Phobia List. Дата обращения: 11 декабря 2022.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Spooky. Apeirophobia – The Fear of Eternal Life and Infinity (англ.) (недоступная ссылка). Oddity Central (16 марта 2017). Дата обращения: 11 декабря 2022. Архивировано 27 ноября 2022 года.
  6. 6,0 6,1 Apeirophobia (Fear of Infinity) (англ.). Psych Times. Дата обращения: 11 декабря 2022.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Robby Berman. Apeirophobia is Apparently the Fear of Living Forever. Some people are just as afraid of eternal life as non-existence. (англ.). en:Big Think (16 февраля 2017). Дата обращения: 11 декабря 2022.
  8. What is Apeirophobia (A Summary) (англ.). OptimistMinds. — Пример такого источника. Дата обращения: 11 декабря 2022.
  9. Блез Паскаль. Блез Паскаль - "Мысли". vzms. — «Рассматривая малую продолжительность своей жизни, поглощаемую предшествующей и последующею вечностью, memoria hospitis unius dici proetereuntis («Проходит как память об однодневном госте» (Прем. 5:14)), незначительность занимаемого мною пространства, незаметно исчезающего в глазах моих среди необъятных пространств, невидимых ни мне, ни другим — я прихожу в ужас и изумление, почему мне нужно быть здесь, а не там, почему теперь, а не тогда! Кто поставил меня здесь? По чьему повелению и назначению определено мне это место и это время?». Дата обращения: 11 декабря 2022.