Апачи (фильм)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Апачи
Apachen
Постер фильма
Жанр вестерн
Режиссёр Готфрид Кольдиц
Автор
сценария
Готфрид Кольдиц
Гойко Митич
В главных
ролях
Гойко Митич
Оператор Хельмут Бергман
Композитор Ханс-Дитер Хосалла
Кинокомпания DEFA, Studio Spielfilm, Gruppe Rother Kreis
при участии Киностудии Мосфильм[1] и Buftea-Film (Бухарест)
Длительность 94 мин (полная версия)
87 мин (версия в СССР)[2]
Страна  ГДР
 СССР
Румыния Румыния
Язык немецкий
Год 1974
Ссылки
IMDb ID 0069725

«Апа́чи» (нем. Apachen) — фильм-вестерн студии DEFA (ГДР) 1973 года. В главной роли — Гойко Митич. Первая часть дилогии о мужественном вожде племени апачей Ульцане (в ряде источников имя передаётся как Ульзана).

Сюжет

Северная Мексика, 1846 год. На приграничной территории Нью-Мексико, на землях, которые исторически принадлежали племенам апачей, обнаружены месторождения меди и серебра. Начинается целенаправленное уничтожение коренных жителей. Правительство готово платить за каждый скальп индейца; оно нанимает отряд охотников за скальпами под предводительством авантюриста Джонсона. Коварные бледнолицые обещают за безопасный проход через территорию племён рассчитаться щедрыми запасами еды, но, используя слабость краснокожих воинов к алкоголю, спаивают их и уничтожают десятками. Мужественный вождь Ульцана (Гойко Митич) и мудрый Нана (Колеа Рауту) мстят за смерть соплеменников.

В ролях

Критика

  • Ромил Соболев, обозреватель журнала «Спутник кинозрителя»: «Родившийся в американском кино, вестерн либо рассказывал о приключениях ковбоев, либо показывал борьбу белых переселенцев с индейцами. В последнем случае белые неизменно показывались как рыцари и герои, а индейцы — как вероломные убийцы, беспощадно охотящиеся на белых без разбора возраста и пола. <…> Главную задачу развенчания голливудских мифов не могли не взять на себя историки, социологи и художники Европы. Серия фильмов Кольдица как раз и помогает решению этой задачи — развенчанию голливудской мифологии. А особенность этих фильмов в том, что используют они чисто американскую форму вестерна — фильма острого приключенческого сюжета, напряженного действия, стремительных погонь и боевых схваток, фильма, который категорично делит всех действующих лиц на абсолютно хороших и безоговорочно плохих»[3].
  • Тимоти Янг, обозреватель Мondo Еsoterica : «Режиссёр Готфрид Кольдиц замечательно сработал, создавая профессиональный визуальный ряд фильма, по крайней мере не хуже итальянских вестернов этого же периода и бесконечно лучше, чем более ранние вестерны студии DEFA.

Дополнительные факты

  • В статьях некоторых критиков утверждается, что в фильме содержится неточность — американское правительство за человеческие скальпы денег не платило[3]. Такие сделки совершались в более ранние исторические периоды: английской и французской колонизации Америки . При этом англичане чаще платили за скальпы французов, а французские колониальные власти в Канаде — за аналогичные трофеи с голов ирокезов, союзников Великобритании[4]. Однако ряд других источников придерживается противоположной точки зрения, ссылаясь на опубликованный каталог-ценник правительства Калифорнии от 1889 года[5].
  • Фильм основан на эпизоде мексикано-апачских войн — так называемой резне Джона Джонсона, состоявшейся 23 апреля 1837 года. Отличие сюжета фильма от реальной истории состоит в следующем. Действие в фильме перенесено на 9 лет вперед — в 1846 год. Вырезанные в результате вероломного нападения апачи были отнюдь не мирными людьми: они уже несколько лет совершали нападения на мексиканцев в северной Соноре и Чиуауа. Резня произошла не в самом городе Санта-Рита-дель-Кобре, а в долине Анимас , расположенной в 80 км к юго-западу от города. Для того чтобы застать индейцев врасплох, была организована не раздача муки, а трёхдневная торговая сделка с активным спаиванием апачей.
  • Ранее — в 1972 году — в США был выпущен фильм «Рейд Ульзаны» / Ulzana's Raid, в котором индейский вождь (актер Хоакин Мартинес / Joaquín Martínez) изображался как кровожадный убийца.
  • Фильм снимался неподалеку от Самарканда в современном Узбекистане — на местности, которая выглядит невероятно похожей на Юго-Запад США. Кольдиц подчеркивает это очень широкими панорамами, показывая масштабность пейзажей»[6]. В одном из своих интервью, Гойко Митич вспоминает: "Под Самаркандом была оборудована мексиканская пустыня Чиуауа, а в индейской массовке участвовали местные мужчины из колхоза им. Алишера Навои, которых с большим трудом уговорили раздеться по пояс. Мы потом их еле угомонили: они так хохотали друг над другом![7]».
  • На автографах Митича, до сих пор сохранившихся у самаркандцев, сыгравших индейцев в массовке, написана одна и та же фраза: «Всё хорошо»[7].

См. также

Примечания

  1. Натурные съёмки в Узбекистане.
  2. Фильм в государственном регистре РФ  (недоступная ссылка с 05-09-2013 [3968 дней])
  3. 3,0 3,1 Ромил Соболев. Апачи. «Спутник кинозрителя» (сентябрь 1974). Дата обращения: 6 октября 2011.
  4. Милослав Стингл. Индейцы без томагавков = Indiani bez tomahavku / Перевод с чешского В.А. Каменской, О.М. Малевича Под редакцией Р.В. Кинжалова. — М.: ПРОГРЕСС, 1971. — 20 000 экз.
  5. Акоп Назаретян. Скальп с ушами (недоступная ссылка). Огонёк № 52 (22 декабря 2008). Дата обращения: 2011-109-06. Архивировано 19 апреля 2012 года.
  6. Timothy Young. Apachen (1973) (англ.). mondo-esoterica.net (7 августа 2009). Дата обращения: 6 октября 2011. Архивировано 30 августа 2012 года.
  7. 7,0 7,1 Влад Стасов. Апачи и горы Ургута (рус.) ?. Самаркандский Вестник (19.06.2020).

Литература

  • Шарый Андрей. Знак W. Вождь краснокожих в книгах и на экране. — М.: Новое Литературное Обозрение, 2008. — С. 167—240. — 242 с. — (Кумиры нашего детства). — 1500 экз. — ISBN 978-5-86793-562-7.

Ссылки