Антропология искусства

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Маска юпикских народов. XIX век. Музей на набережной Бранли.

Антропология искусства (англ. anthropology of art) — раздел культурной антропологии, который исследует искусство в контекстах различных культур. Антропология искусства ориентирована на изучение неевропейских форм искусства (в особенности, искусства коренных народов), рассматривает их с эстетической, социальной, экономической, религиозной и исторической точек зрения. В широком смысле под антропологией искусства понимают исследование всего спектра проблем в рамках темы «человек и искусство».

Развитие антропологии искусства

Традиционная антропология искусства, возникнув в контексте западной парадигмы, стремилась к определению форм искусства для всего мира, подвергая сомнению западноцентричные категории искусства[1]. Основа для развития этой области была создана благодаря одному из основателей современной антропологии Францу Боасу. Его книга «Примитивное искусство» (1927 г.) посвящена подробному изучению искусства северо-западного побережья Тихого океана и выявлению форм примитивного искусства[2]. В своих работах Франц Боас пишет о детерминированности эволюции искусства социально-культурными и психофизиологическими факторами[3]. Последователем Франца Боаса являлся Клод Леви-Стросс, который исследовал маски коренных народов северо-западного побережья Тихого океана и связанные с ними особенности культурного взаимодействия[4].

Изучение биологических изменений в проявлении творческих способностей получило развитие благодаря М. Н. Хейдел. Она отмечала улучшение коммуникативных навыков, эстетического восприятия, качества обработки информации у людей, занимающихся творчеством[5]. Исследованием паттернов и орнаментов занималась Дж. Моррис-Кей, которая трактовала их использование как качественно новый шаг в расширении творческих способностей[6].

Социальный контекст в антропологии искусства

Антропология искусства опирается на изучение социального контекста различных культур. Возникновение и бытование предметов искусства воспринимается как обусловленное социальными процессами, которые, в свою очередь, связаны с другими социальными процессами (религия, политика, обмен, родство и др.). Антропология искусства понимается как способ видения культурной системы со всеми её социальными связями[7].

Понимание антропологии искусства в российской науке

В российской науке философская антропология понимается как широкое направление междисциплинарных исследований, лежащих между философской антропологией и искусствознанием. Используется «антропный принцип» в искусстве как «представление о мере человеческого как критерии оценки художественно-выразительных форм»[8].

Примечания

  1. Пересечения современного искусства, антропологии и истории искусств.pdf. vk.com. Дата обращения: 29 апреля 2022. Архивировано 29 апреля 2022 года.
  2. Boas, Franz. Primitive Art. — 1927.
  3. Новик Юлия Олеговна. От В. Вундта к Ф. Боасу: проблемы «доисторического» искусства в психологическом ключе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2006. — Т. 7, вып. 21—1. — ISSN 1992-6464. Архивировано 29 апреля 2022 года.
  4. Леви-Стросс, Клод. Путь масок. — 1982.
  5. Miriam Noël Haidle. Examining the evolution of artistic capacities: searching for mushrooms? // Art as behaviour. An ethological approach to visual and verbal art, music and architecture. — 2014. Архивировано 29 апреля 2022 года.
  6. Morriss-Kay, Gillian. The evolution of human artistic creativity // Journal of Anatomy 216(2). — 2010.
  7. Gell, Alfred. Art and Agency. — 1998.
  8. Кривцун О.а. Антропология искусства // Вестник культурологии. — 2018. — Вып. 1 (84). — С. 230–241. — ISSN 2658-3291. Архивировано 29 апреля 2022 года.