Антропологическая выставка в Москве (1879)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Антропологическая выставка 1879 года
Расположение
Страна  Российская империя
Площадка Манеж (Москва)
Местонахождение Москва
Деятельность
Вид выставки антропологическая
Время проведения 3 апреля2 сентября 1879
Организатор А. П. Богданов
Отрасль антропология
Посетители около 100000


Антропологическая выставка в Москве проходила в Манеже на Моховой улице 3 апреля 1879 года по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАиЭ) при Московском университете. Организатором выставки был А. П. Богданов.

Подготовка

Летом 1875 года Богданов предложил ОЛЕАиЭ организовать в ближайшие несколько лет антропологическую выставку. Он планировал открыть музей антропологии, и выставка должна была помочь выручить средства на создание музея. Основной проблемой в реализации проекта, на решение которой понадобилось около трёх лет, был значительный дефицит экспонатов для будущей выставки, и их пришлось собирать по всей Российской империи. Был организован ряд экспедиций в 15 губерний северной, средней и южной части России, в Привислянский край, на Урал, Крымский полуостров и Кавказ. Богданов, помимо руководства экспедицией, непосредственно принял личное участие в раскопках древних курганов, посещал авторитетных учёных-антропологов, в том числе и за рубежом[1].

Кроме экспедиционных сборов, многие коллекции (в основном фотографий) были получены в подарок. Среди дарителей были и профессиональные фотографы: К. А. Фишер, Д. И. Ермаков, О. Грейм. Часть фотографий покупалась, на что были потрачены немалые деньги. Например, фотограф Ланин из Николаевска-на-Амуре попросил за свой альбом 280 рублей[2].

Описание

Так как многие жители Москвы с предубеждением относились к раскопкам могильников и извлечению останков древних людей, Богданов организовал проведение молебна в первый день выставки. Его отслужил московский епископ Амвросий, чью проповедь позже напечатали в трудах ОЛЕАиЭ. Он говорил, что антропология подтверждает Святое Писание, поскольку указывает на бренность тела и определённым образом намекает на бессмертие души. После молебна военный оркестр и хор синодальных певчих исполнили народный гимн.

Для проведения выставки в Манеже создали масштабные декорации: холмы, горы, гроты, пещеры, были устроены водопад и бассейн. Газета «Современные известия» писала, что горы получились изящными и прочными, а доски на них не скрипели. На одной из гор играл оркестр военного училища, на другой работал буфет, и можно было курить. На остальной территории выставки курить было запрещено, чем посетители были недовольны.

Выставка состояла из семи разделов: древностей (составитель — Д. Н. Анучин), геолого-палеонтологический (Н. Ю. Зограф, А. А. Тихомиров), краниологический (А. П. Богданов), фотографический (А. И. Кельсиев), бюстов и масок (Д. Н. Анучин), медико-антропологический (Е. А. Покровский), этнографический (Е. В. Барсов)[3]. На выставке были представлены тысячи экспонатов, хотя многие из них не имели никакого отношения к антропологии. Посетителям предлагалось посмотреть на черепа с признаками сифилиса, кости со следами от пуль и ножевых ударов, банку с заспиртованной кожей французского солдата. Были представлены куртка зятя Магомета, снаряды для разрывания рта, три пары туфель виленских святых, искусственные мозги турка и самоубийцы, собрание сочинений членов ОЛЕАиЭ, скелет курицы, портрет царевны Софьи Алексеевны. Был выставлен ряд витрин с пирогами из различных регионов Российской империи. Также был представлен заспиртованный зародыш африканца, примечательно, что на его шее были бисерное ожерелье и бисерный браслет.

Плата за вход в день открытия выставки составляла три рубля, в остальные дни — по одному рублю. Выставка пользовалась большой популярностью. В народе её сравнивали с кладбищем. За день количество посетителей составляло около трёх тысяч, а до закрытия — 2 сентября — более ста тысяч[4]. Наибольший интерес для посетителей представляли два раздела выставки. Во-первых, этнографический, где были представлены манекены людей из различных племён и народов (всего несколько десятков): цыган с гитарой, австралийцы, африканцы, продавец мыла из Казани, семья волосатых людей, татуированный японец. Во-вторых, геолого-палеонтологический, где были представлены модели вымерших животных и растений: большие хвощи каменноугольного периода, макеты динозавров, в том числе ихтиозавра и плезиозавра, модель мамонта. По мнению журналистов «Русских ведомостей», экспонаты вводили посетителей в заблуждение, демонстрируя, будто человек жил в одно время с динозаврами. Организаторы выставки заявили, что макеты вымерших животных делают более разнообразной выставку, которая в противном случае не имела бы такого успеха[5].

Примечания

  1. «Что за бес сидит в вас и не дает вам покоя?..». Дата обращения: 29 мая 2022. Архивировано 20 октября 2018 года.
  2. Ефимова С.Г., Сухова А.В. Коллекции фотографических, изобразительных и скульптурных материалов в фондах Музея антропологии МГУ имени М.В. Ломоносова // Известия Института антропологии МГУ. — Москва. — № 1. — С. 51—73.
  3. Антропологическая выставка 1879 // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  4. Балахонова Е. И. Концепция Всероссийской Антропологической выставки и место этнографии в ней // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. — 2011. Архивировано 9 июля 2020 года.
  5. Нехилов А. Мамонт в Манеже Архивная копия от 10 апреля 2019 на Wayback Machine 05.03.2019

Литература

  • Богданов, Анатолий Петрович. Московская антропологическая выставка 1879 г. Т. 3, ч. 2. Описание предметов выставки. Вып. 3. Отдел краниологии / Сообщ. А. П. Богдановым. — М., 1879. — 28 с. — (Известия Имп. о-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. 35, ч. 2, вып. 3).