Антоновский мост

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Антоновский мост
Область применения автомобильный, пешеходный
Пересекает Днепр
Место расположения Херсон
Конструкция
Общая длина 1366 м
Ширина моста 25 м
Эксплуатация
Открытие 24 декабря 1985 года
Закрытие 11 ноября 2022 года
46°40′12″ с. ш. 32°43′13″ в. д.HGЯO

Антоновский мост — автомобильно-пешеходный мост через Днепр, соединявший посёлок Антоновка (пригород Херсона) с городом Алешки на левом берегу.

После подрыва двух пролётов 11 ноября 2022 года для военных основную ценность представляют подходы к Антоновскому мосту, а также остатки понтонного моста, наведенного в 2022 году возле опор основного моста. Бои за подходы к мосту на Антоновском острове идут с весны 2023 года.

История строительства

В начале 1977 года на правом берегу Днепра были закончены разведывательные работы. В мае 1977 года коллектив мостостроителей николаевского отряда № 73 ордена Ленина мостостроительного треста № 1 приступил к сооружению моста. В проекте были задействованы и херсонские предприятия, а также студенты, которые провели на стройке свой трудовой семестр[1].

21 декабря 1985 года прошли испытания моста. 55 гружённых песком самосвалов группой в 5 рядов проехали по мостовому переходу со стороны Цюрупинска в сторону Херсона. Испытания прошли успешно. 24 декабря мост сдан в эксплуатацию.

Авторы проекта — главный инженер по подходам А. Дерменжи, главный инженер проекта моста Б. Мариков, инженеры И. Воронцов и Н. Виноградова, главный архитектор проекта Г. Копанс, архитектор А. Тасалов.

Конструкция

Общая протяжённость моста составляет 1366 м, ширина — 25 м, ширина проезжей части — 20,5 м, пешеходные тротуары с двух сторон по 1,5 м. Мост 30-пролётный. За сутки по нему проезжают десять с половиной тысяч автомобилей.

Первоначально планировалось через мост соединить троллейбусной линией Херсон с его городом-спутником Цюрупинском (ныне Алешки), но линия так и не была достроена.

До строительства моста автотранспорт на левобережье в Херсонской области мог попасть либо через плотину Каховской ГЭС, либо паромом Херсон — Голая Пристань. Движение по мосту сократило расстояние между Херсоном и южными районами левобережья на 80-100 км, стоимость перевозки тонны груза уменьшилась в пять раз.

Обстрелы

19 июля 2022 года Вооружённые силы Украины нанесли удар по мосту с использованием американской системы залпового огня HIMARS. В результате в конструкции образовались четыре отверстия — самое большое имеет диаметр 1 м, остальные — 20-30 см. Всего по Херсону выпустили шесть ракет[2].

20 июля ВСУ обстреляли Антоновский мост 12 ракетами HIMARS, из которых 11 попали в цель, что привело к значительным разрушениям. Глава областной ВГА Владимир Сальдо временно ограничил движение грузового автотранспорта по мосту — ему разрешили ездить через Каховскую ГЭС, а Антоновский мост сохранили открытым только для легковых и пассажирских автомобилей[3]. 21 июля ВСУ вновь обстреляли мост 12 ракетами HIMARS, однако все они были перехвачены российской ПВО[4].

Как отмечают эксперты, Антоновский мост и плотина Каховской ГЭС, по которой также неоднократно наносились удары, — это коммуникации, обеспечивающие плацдарм ВС РФ на правом берегу Днепра, а также поставки всех ресурсов для жизни населения на территории, подконтрольной российской армии на правобережье Днепра. Удары по этим коммуникациям наносятся в качестве подготовки к контрнаступлению ВСУ. Данное направление — практически единственное, успех на котором может обеспечить значительный стратегический успех для Украины[5].

Вид на Антоновский мост и мест предстоящих боев с правого берега Днепра

В результате очередной ночной атаки на Антоновский мост из РСЗО HIMARS мост получил повреждения и 27 июля был полностью закрыт для движения гражданских автомобилей[6].

Движение легкой военной техники и обстрелы моста продолжались до оставления Херсона и подрыва моста.

Примечания