Антоненко, Александр Владимирович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Антоненко
Основная информация
Награды Большая музыкальная награда

Александр Антоненко (латыш. Aleksandrs Antoņenko, при рождении Александр Владимирович Антоненко; родился 26 июня 1975 года, Рига) — латвийский тенор, специализирующийся на драматическом репертуаре. Солист театра Ла Скала, Метрополитен-опера, Королевской оперы (Лондон), оперы «Бастилия» (Париж), Оперного театра Рима, Зальцбургского оперного фестиваля и других мировых оперных площадок.

Директор музыкального фестиваля Вербье назвал его одним из ярчайших теноров современности[1].

Биография

Александр Антоненко родился в Риге в многодетной семье. Уже в детстве проявил способности к музыке.

В 1998 году закончил музыкальный колледж при Латвийской музыкальной академии имени Язепа Витола по классу духовых инструментов и параллельно занимался пением у педагога Маргариты Александровны Груздевой. Она и определила его в теноры, хотя многие считали, что голос Александра — бас-баритон. Своего педагога Антоненко считает своей второй мамой[1] и продолжает брать ее уроки, став оперной звездой.

Занимался на вокальном отделении Музыкальной академии в классе профессора Арвида Лусте.

В 1997 году начал петь в хоре Латвийской национальной оперы.

В 1998 году дебютировал в роли Оберто в опере Генделя «Алчина»[2].

В 2000 году прошёл мастер-класс у Виргилиюса Норейки, который подтвердил верность полученной певцом школы[1].

Антоненко работает без импресарио, имея лишь австрийского агента[1].

Творчество

Александр Антоненко заявил о себе на международном уровне, завоевав премию Пауля Сакса в 2002 году, а затем Большую музыкальную награду на родине, в Латвии, за оперные постановки и исполнение «Реквиема» Джузеппе Верди[3].

В 2006 году он дебютировал в роли кавалера Де Грие в опере «Манон Леско» в Шведской королевской опере и Норвежской опере, а также в Венской государственной опере[3].

В сезоне 2006—2007 годов певец выступил в роли Хозе в Норвежской государственной опере (Осло), Туридду в Немецкой опере (Берлин) и Опере Монте-Карло, а также исполнил партию Каварадосси на фестивале в Баден-Бадене.

Затем были роли Габриэля Адорно («Симон Бокканегра») в Франкфуртской опере и Исмаила в «Набукко» на сцене Баварской государственной оперы.

В партии Отелло Антоненко дебютировал в постановке Риккардо Мути на Зальцбургском фестивале летом 2008 года. Затем он исполнил эту роль на сцене Римского оперного театра[2].

В 2009 году он дебютировал на сцене Метрополитен-оперы в роли Принца в «Русалке» в дуэте с Рене Флеминг[3].

В 2010 году он солировал в роли Германа в опере «Пиковая дама» и Отелло в одноименной опере на сцене Венской государственной оперы, исполнял партию Туридду в опере «Сельская честь» в Валенсии и выступал в новой постановке «Бориса Годунова» (Дмитрий) на сцене Метрополитен-опера.

В 2011 году Риккардо Мути пригласил Антоненко исполнить партию Отелло в парижской Опера Гарнье, в сопровождении Чикагского симфонического оркестра. Он также участвовал в новой постановке оперы «Плащ» на сцене Ковент-Гардена[2].

Продолжилось сотрудничество латвийского певца с Шведской королевской оперой, где он выступил в новой постановке оперы Пуччини «Девушка с Запада», которую реализовал Кристоф Лой.

Антоненко с блеском дебютировал в роли Каварадосси в 2012 году в «Тоске» на сцене Ла Скала. В том же году он выступил в роли Отелло в Королевском оперном театре в Лондоне.

В 2013 году он появился в роли Радамеса в «Аиде» в Цюрихском оперном театре. Затем последовало исполнение роли Манрико в «Трубадуре» в Берлинской государственной опере. Он также выступал в «Турандот» в роли Калафа в Ла Скала. В 2013 году он появился в роли Исмаэли в опере Джузеппе Верди «Набукко», которой дирижировал Никола Луизотти в театре Ла Скала в Милане.[4] В 2014 году он выступил в операх «Cельская честь» и «Паяцы» . Он также получил приглашение на главную роль в новой постановке Метрополитен-оперы «Oтелло», открывшей сезон 2015—2016 года. Постановка вызвала резонанс в американских оперных кругах из-за решения режиссёра отказаться от традиции изображать Отелло чернокожим.[5] Другие партии тенора включают Норму в Баварской государственной опере, Отелло в барселонском оперном театре Лисео и Цюрихском оперном театре, Паяцев в Королевском оперном театре в Лондоне.

В сезоне 2019—2020 года является солистом Метрополитен-оперы, исполняя роль Радамеса в «Аиде».

Работа с российскими дирижёрами

Работал с Валерием Гергиевым на гастролях «Пиковой дамы» во Франкфурте и «Отелло» в Роттердаме.

Владимир Федосеев пригласил Антоненко участвовать в цикле концертов «Легенды о любви» в Большом зале Московской консерватории[1].

Роли

Награды

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Надежда Сикорская. Александр Антоненко: "Чтобы все сложилось, надо было много работать". Наша газета Швейцария. www.nashagazeta.ch (14 ноября 2012). Дата обращения: 3 марта 2019. Архивировано 6 марта 2019 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Александр Антоненко (латыш.). сайт Латвийской Национальной оперы. Латвийская Национальная опера (2019). Дата обращения: 3 марта 2019. Архивировано 6 марта 2019 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Александр Антоненко. www.mariinsky.ru. Дата обращения: 3 марта 2019. Архивировано 7 октября 2013 года.
  4. Antonenko sings Ismaele in La Scala's production of "Nabucco" (December 2, 2013). Архивировано 5 декабря 2014 года. Дата обращения 4 декабря 2014.
  5. Aleksandr Antonenko. Vienna State Opera. Дата обращения: 4 декабря 2014. Архивировано 6 декабря 2014 года.

Ссылки