Дискриминация атеистов
Дискримина́ция атеистов (или атеофо́бия, антиатеи́зм[2][3]) включает в себя преследования атеистов из-за их убеждений в разных местах земного шара и в разные исторические эпохи.
В странах конституционной демократии правовая дискриминация атеистов встречается редко, но некоторые атеисты, особенно в Соединённых Штатах, протестовали против законов и правил[4], которые они рассматривают как дискриминационные. В некоторых[5] исламских странах атеисты сталкиваются с дискриминацией, в том числе из-за отсутствия правового статуса, или им может угрожать даже смертная казнь в случае отступничества.
В древности
Историки, в том числе Люсьен Февр, считают, что атеизма в его современном понимании не существовало до конца XVII века[6][7][8]. Однако до начала массовой секуляризации государственная власть опиралась на понятие божественного права. Платон утверждал[9], что атеизм (как мы понимаем его сегодня) представляет опасность для общества и должен быть причислен к преступлениям[10]. Лица, которые стали атеистами, тогда как в прошлом были представителями некоторых конфессий христианства или мусульманами, подвергались юридическому преследованию[10][11].
Начало Нового времени и Реформация
В Новое время термин «атеист» использовался как оскорбление и применялся в значении «еретик», а также по отношению к самоубийцам или людям, считавшимся аморальными[6][7][12]. Атеистические убеждения воспринимались как угрожающие порядку и обществу, таковыми их, например, считал Фома Аквинский. Джон Локк, один из основателей современных представлений о свободе вероисповедания, утверждал, что атеисты (как и католики и мусульмане) не могут быть полноценными гражданами[10]. Во времена инквизиции несколько лиц, обвиняемых в атеизме и богохульстве, были подвергнуты пыткам и/или казнены. В их числе священник Джулио Чезаре Ванини, который был задушен и сожжён в 1619 году, и брестский дворянин Казимир Лыщинский, казнённый в Варшаве[6][13][14], а также француз Этьен Доле, который был казнён в 1546 году. Хотя в XIX веке их изображали[кто?] мучениками, некоторые[какие?] учёные считают, что убеждения Доле и Ванини нельзя назвать строго атеистическими в современном смысле слова[8][15][16].
Новое время
На протяжении XIX века британские атеисты подвергались дискриминации[17]. Люди, которые не хотели клясться на Библии в ходе судебного разбирательства, не могли давать показания в суде. Это условие было отменено в 1869 и 1870 годах[17]. Кроме того, поэт Перси Биши Шелли был исключён из Оксфордского университета после публикации эссе о необходимости атеизма[18]. Атеист Чарльз Брэдлоу был избран членом британского парламента в 1880 году, но ему было отказано в праве принести присягу из-за его атеистических убеждений. Брэдлоу переизбирался трижды, прежде чем смог занять своё место в 1886 году, когда спикер палаты позволил ему присягнуть[18].
Нацистская Германия
В Германии времён нацизма в указе 1933 года говорилось:
Не относя себя к какому-либо конкретному вероисповеданию, мы восстановили веру в свои предпосылки, потому что мы убедились, что народ нуждается в вере и требует её. По этой причине мы предприняли борьбу с атеистическим движением, и не просто несколькими теоретическими заявлениями: мы растопчем его[19].
Оригинальный текст (нем.)[показатьскрыть]Ohne daß wir uns irgendeiner Konfession verpflichteten, haben wir doch wieder dem Glauben die Voraussetzung gegeben, weil wir der Überzeugung waren, daß das Volk diesen Glauben benötigt und braucht. Wir haben daher den Kampf gegen die Gottlosenbewegung nicht mit ein paar theoretischen Erklärungen aufgenommen, wir haben sie ausgerottet.
Режим решительно выступал против «безбожного коммунизма»[20][21], и большинство атеистических организаций свободомыслия в Германии были запрещены в том же году. Некоторые правые группы мирились с нацистами до середины 1930-х годов[22][23]. 26 апреля 1933 года Гитлер заявил, что «существование светских школ недопустимо»[24].
Современность
Россия
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Формы дискриминации
В России признаки дискриминации атеистов выражаются в следующих фактах:
- Попытки проникновения религии в систему государственного образования (например, в виде попытки внедрить как один из шести модулей предмета Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы духовно-нравственной культуры народов России, обязательные уроки по «Основам православной культуры» в общеобразовательных школах).
- Попытки исключить из образовательных программ элементы теории эволюции или преподавать вместе с ней креационизм как равноправную научную теорию.
- Включение теологии в список дисциплин Высшей аттестационной комиссии (что фактически означает официальное признание её наукой).
- Позиционирование православия как «государствообразующей» религии, а России — как православной страны.
- Пропаганда представления о религии как единственно возможном источнике морали , а об атеизме — как о мировоззрении, разрушающем мораль.
- Передача зданий и сооружений, находящихся в государственной собственности, религиозным организациям (в основном РПЦ) в случаях, когда это ведет к выселению из этих зданий каких-либо других организаций (например, музеев и школ).
- Реклама религиозных организаций за счет государства (например, участие священнослужителей РПЦ в официальных государственных мероприятиях).
- Пропаганда религиозной позиции в СМИ.
- Цензура художественных произведений по религиозным соображениям[25][26].
- Закрепление ряда религиозных праздников как государственных или региональных[27], их проведение за счёт госбюджета и пропаганда в государственных СМИ.
- Присутствие религиозных символов в государственной символике (например, упоминание о Боге в государственном гимне России)[28].
- Введение в уголовный кодекс статьи об оскорблении чувств верующих, ставящей убеждения одной категории населения под особую защиту[29].
События
- 2 марта 2016 года Ставропольский суд приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении Виктора Краснова, которого обвиняют в оскорблении религиозных чувств верующих за комментарии о своём презрении к религии[30].
- 11 августа 2016 известный российский видеоблогер Руслан Соколовский выложил на своём канале на YouTube видео, на котором он играл в Pokémon Go в храме. Также на своём канале он периодически выпускал видео, в которых открыто критиковал религию, в частности РПЦ. 2 сентября он был арестован и помещён в СИЗО за оскорбление чувств верующих. 11 мая 2017 года суд Екатеринбурга признал Соколовского виновным в возбуждении вражды, оскорблении чувств верующих, а также в незаконном обороте специальных технических средств и приговорил его к 3,5 года лишения свободы условно (см. Дело Соколовского).
Казахстан
По мнению журналиста Данияра Наурыза, в информационном отношении в Казахстане фактически наложен запрет на тему атеизма[31]. Также за разжигание межрелигиозной вражды был арестован Александр Харламов. Его обвиняют в том, что он в своих публикациях о христианстве и о различных религиозных течениях занимался пропагандой атеизма, чем оскорбил чувства верующих[32][33][34].
Источники
- ↑ Evans, Robert. Atheists around world suffer persecution, discrimination: report, Reuters.com (9 декабря 2012). Архивировано 2 октября 2015 года. Дата обращения 4 января 2013.
- ↑ Rafford, Robert L. (1987), Atheophobia: An Introduction, Atheophobia: An Introduction, vol. 21, Fellowship of Religious Humanists, 33, <https://books.google.com/books?id=fI_XAAAAMAAJ&dq=atheophobia>. Архивная копия от 23 марта 2015 на Wayback Machine
- ↑ Nash, Robert J. Inviting Atheists to the Table: A Modest Proposal for Higher Education (англ.) // Religion & Education[англ.] : journal. — New York, 2003. — Spring (vol. 30, no. 1). — ISSN 1550-7394. — doi:10.1080/15507394.2003.10012315.
- ↑ Почему атеистам приходится бороться за свои права | ИноСМИ - Все, что достойно перевода . Дата обращения: 9 февраля 2013. Архивировано 13 февраля 2013 года.
- ↑ Семь стран мира, где закон предусматривает смерть для атеистов - ПРАВО.RU (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 февраля 2013. Архивировано 27 января 2013 года.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Davidson, Nicholas. Unbelief and Atheism In Italy // Atheism from the Reformation to the Enlightenment (англ.) / Michael Hunter; David Wootton. — Oxford University Press, 1992. — P. 55—86. — ISBN 978-0-19-822736-6.
- ↑ 7,0 7,1 Armstrong, Karen. A History of God: The 4000-year Quest of Judaism, Christianity, and Islam (англ.). — Random House, Inc., 1994. — P. 286—287. — ISBN 978-0-345-38456-0.
- ↑ 8,0 8,1 Kelley, Donald R. Frontiers of History: Historical Inquiry in the Twentieth Century (англ.). — Yale University Press, 2006. — P. 115. — ISBN 978-0-300-12062-2.
- ↑ Платон допускает, что неверие по существу есть некая одержимость болезнью, которая с возрастом проходит. … Платон видит наличие внушительного материалистического направления в философии, говоря о «странном учении», «которое большинство людей считает самым мудрым из всех» (речь идет о софистах). В чём же видит Платон сущность этого учения? В рассуждениях о том, что все вещи обязаны своим возникновением частью природе, частью искусству, частью случаю, а вовсе не уму или какому-нибудь божеству. О богах же эти люди утверждают: «Боги существуют не по природе, а в силу искусства и некоторых законов, причем в различных местах они различны сообразно с тем, какими каждый народ условился их считать при возникновении своего законодательства» (Платон, Соч.: В 3 т. М,, 1972. Т. 3, Ч. 2. С. 376, 380, 381, 382). Несколько ниже философ констатирует распространенность такого рода учений: если бы это было не так, «то не было бы нужды защищать учение о бытии богов. Но теперь это необходимо». Подчеркнем, что Платон связывает атеизм с материалистическими учениями: их приверженцы, пишет он, «смотрят на огонь, воду, землю и воздух как на первоначала всех вещей, и именно это-то они и называют природой. Душу же они выводят позднее из этих первоначал». От Платона же идет традиция теоретического обоснования необходимости наказаний тех, кто не признает веры в богов или в Бога. Людей, заблуждающихся по поводу богов, надо, по Платону, подвергнуть наказаниям. Платон выделяет, во-первых, тех, кто совершенно отрицает бытие богов, но не совершает дурных поступков; во-вторых, тех, «у кого к мнению, будто Вселенная лишена богов, добавляется невоздержанность в удовольствиях и страданиях, хотя они и обладают сильной памятью и прекрасной восприимчивостью к наукам. Общая болезнь тех и других та, что они не признают богов; но первые творят меньше зла на пагубу остальных людей, чем вторые», исполненные коварства и злокозненные; из них, пишет Платон, выходят прорицатели, тираны, демагоги, основатели частных таинств, а также софисты; они, лицемеры, «заслуживают более чем смертной казни», люди же другой разновидности «нуждаются в увещании и тюремном заключении». Удел атеистов — тюрьма или насильственная смерть. Понятие атеизма в истории западноевропейской мысли (От античности до Нового времени) Архивная копия от 16 мая 2013 на Wayback Machine
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Gey, Steven G. Atheism and the Freedom of Religion // The Cambridge Companion to Atheism / Martin, Michael. — Cambridge University Press, 2007. — С. 250—253, 260—2. — ISBN 978-0-521-84270-9.
- ↑ Armstrong, Karen. A History of God: The 4000-year Quest of Judaism, Christianity, and Islam (англ.). — Random House, Inc., 1994. — P. 98, 147. — ISBN 978-0-345-38456-0.
- ↑ Laursen, John Christian; Nederman, Cary J. Beyond the Persecuting Society: Religious Toleration Before the Enlightenment (англ.). — University of Pennsylvania Press, 1997. — P. 142. — ISBN 978-0-8122-1567-0.
- ↑ Brooke, John Hedley. Heterodoxy in Early Modern Science and Religion (англ.). — Oxford University Press, 2005. — ISBN 978-0-19-926897-9.
- ↑ Kłoczowski, Jerzy. A History of Polish Christianity. — Cambridge University Press, 2000. — С. 155. — ISBN 978-0-521-36429-4.
- ↑ Onfray, Michel. Atheist manifesto: the case against Christianity, Judaism, and Islam (англ.). — Arcade Publishing[англ.], 2007. — P. 24. — ISBN 978-1-55970-820-3.
- ↑ Chadwick, Owen. The Early Reformation on the Continent By (англ.). — Oxford University Press, 2003. — ISBN 978-0-19-926578-7.
- ↑ 17,0 17,1 Larson, Timothy. Victorian England // Encyclopedia of religious freedom / Cookson, Catharine. — New York: Routledge, 2003. — ISBN 0-415-94181-4.
- ↑ 18,0 18,1 Gey, Steven G. Atheism and the Freedom of Religion // The Cambridge Companion to Atheism / Martin, Michael. — Cambridge University Press, 2007. — С. 253—255. — ISBN 978-0-521-84270-9.
- ↑ Der 20. Juli — Christen gegen Atheisten? | hpd . Дата обращения: 4 марта 2020. Архивировано 23 марта 2021 года.
- ↑ Smith, Christian. Disruptive religion: the force of faith in social-movement activism (англ.). — Routledge, 1996. — P. 156—157. — ISBN 978-0-415-91405-5.
- ↑ Stackelberg, Roderick. The Routledge Companion to Nazi Germany. — Routledge, 2007. — С. 136—138. — ISBN 978-0-415-30860-1.
- ↑ Bock, Heike. Secularization of the modern conduct of life? Reflections on the religiousness of early modern Europe // Religiosität in der säkularisierten Welt / Hanne May. — VS Verlag fnr Sozialw, 2006. — С. 157. — ISBN 3-8100-4039-8.
- ↑ Kaiser, Jochen-Christoph. Atheismus und religiöse Indifferenz / Christel Gärtner. — VS Verlag, 2003. — Т. Organisierter Atheismus. — С. 122, 124—6. — ISBN 978-3-8100-3639-1.
- ↑ Ernst Helmreich, The German Churches Under Hitler Архивная копия от 28 января 2017 на Wayback Machine. Detroit: Wayne State University Press, 1979, p. 241.
- ↑ Самодуров, Юрий . Дата обращения: 4 мая 2020. Архивировано 15 августа 2020 года.
- ↑ Пушкин не прошёл церковную цензуру (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 февраля 2014. Архивировано 22 февраля 2014 года.
- ↑ Исламские праздники призывают сделать выходными днями по всей стране . Дата обращения: 28 февраля 2021. Архивировано 27 февраля 2021 года.
- ↑ Список фактов клерикализации . Дата обращения: 23 октября 2015. Архивировано 1 декабря 2017 года.
- ↑ Анастасия Чеповская. Почему атеизм в России становится уголовно наказуемым деянием Архивная копия от 24 марта 2016 на Wayback Machine // Lenta.ru, 04.03.2016
- ↑ Почему атеизм в России становится уголовно наказуемым деянием: Общество: Россия: Lenta.ru . Дата обращения: 2 апреля 2018. Архивировано 24 марта 2016 года.
- ↑ Данияр Наурыз: «В информационном отношении фактически наложен запрет на тему атеизма» / Видео / Интернет-газета. Казахстан (недоступная ссылка — история ). Дата обращения: 11 февраля 2013.
- ↑ Социалистическое движение Казахстана » Александр Харламов арестован за пропаганду атеизма! . Дата обращения: 28 марта 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
- ↑ Правозащитник обвиняется в пропаганде атеизма, говорит адвокат . Дата обращения: 28 марта 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
- ↑ Казахстан: правозащитник Александр Харламов арестован за пропаганду атеизма - Портал-Credo.Ru . Дата обращения: 28 марта 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
Ссылки
- 2012 report on discrimination against atheists, humanists and the non-religious (англ.)
- Freedom of Thought 2014. A global report on discrimination against humanists, atheists and the nonreligious (англ.)