Аносов, Николай Павлович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Павлович Аносов
Основная информация
Страна  СССР
Профессии дирижёр, музыкальный педагог, профессор
Награды
Орден Трудового Красного Знамени — 1946
Заслуженный деятель искусств РСФСР — 1951

Николай Павлович Аносов (5 [17] февраля 1900, Борисоглебск — 2 декабря 1962, Москва) — советский дирижёр, педагог, историк и теоретик дирижирования. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951).

Биография

Аносов родился в семье управляющего отделением Волжско-Камского банка. Начал заниматься музыкой с четырёхлетнего возраста. В 1920-е гг. брал уроки композиции у А. Н. Александрова, однако завершил музыкальное образование лишь в 1943 году, окончив экстерном композиторский факультет Московской консерватории. В 1919 вступил добровольцем в Красную Армию, в составе которой в 1921 участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа[1].

Дебютировал как дирижёр в 1930 на Всесоюзном радио (дирижировал радиопостановкой оперы «Орфей» К. В. Глюка), в оперном секторе которого работал до 1938. Концертно-исполнительскую деятельность начал как главный дирижёр оркестра Ростовской филармонии (1938—1939) и Бакинской филармонии (1939—1940). Кроме того, в эти годы он преподавал в Азербайджанской консерватории. C 1940 до конца жизни преподавал оперно-симфоническое дирижирование в Московской консерватории, в 1949-56 был заведующим кафедрой оперно-симфонического дирижирования, с 1951 года — профессор; среди учеников его сын Г. Н. Рождественский и А. Жюрайтис. В годы Великой Отечественной войны возглавлял Фронтовой музыкальный театр ВТО.

В 1948-51 главный дирижёр Симфонического оркестра Московской областной филармонии (ныне Московский государственный академический симфонический оркестр). В 1950-е гг. дирижировал ведущими советскими оркестрами. Гастролировал в Польше, Венгрии, Чехословакии, ГДР, КНР, Бельгии, Италии, Великобритании и др.

Николай Павлович дирижировал большим количеством произведений, быстро овладевая особенностями любой партитуры, активно пропагандировал зарубежную музыку XX века и русскую музыку XVIII—XIX веков (в 1931 дирижировал премьерой оперы «Женитьба» М. П. Мусоргского в редакции М. М. Ипполитова-Иванова). Его концертные программы отличались большим стилистическим разнообразием (например, концерты американской музыки в 1944, в программу которых в том числе вошла премьера Пятой симфонии Р. Харриса).

Н. П. Аносов занимался историей дирижирования, формулировкой основ дирижёрской техники. В преподавание ввёл понятие «дирижёрской аппликатуры» (выбор при тактировании той или иной счётной доли — половинной, четверти, четверти с точкой и т. д. — в зависимости от интерпретации «метрической идеи»), актуальное не только для симфонических, но и для оперных и хоровых дирижёров. Разработка этой темы продолжена в книге Г. Н. Рождественского «Дирижерская аппликатура» (Л., 1974). Аносову принадлежит «Практическое руководство по чтению симфонических партитур» (М-Л., 1951), которая среди прочего содержит ценные рекомендации по расшифровке цифрованного баса. Свободно владел немецким языком, читал на английском и французском языках. Перевёл на русский язык книги «О дирижировании» Г. Вуда (М., 1958) и «Я — дирижёр» Ш. Мюнша (М., 1960), перевёл и прокомментировал статью И. П. Тильмана о додекафонном методе композиции («Советская музыка», 1958, № 11), статьи «Об искусстве дирижирования в наши дни» и «Органный пункт» И. Маркевича[2] и мн. др.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Дискография

Основная часть аудиозаписей Аносова не опубликована (хранится в архиве Гостелерадио). Среди опубликованных

  • Аренский. Концерт для скрипки с оркестром (М. Лубоцкий; Мелодия СМ-03735-6)
  • Аренский. Сюита № 1 соль минор, op. 7 (Мелодия Д-2370-1)
  • Балакирев. Увертюра на темы трех русских песен (Monopole)
  • Барток. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (Т. Николаева; Мелодия Д-03176-7)
  • Бизе. Арлезианка (первая и вторая сюиты; ВСГ 33Д-8619-20)
  • Бунин. Концерт для альта с оркестром (Р. Баршай; Мелодия Д-5956-57)
  • Галынин. Сюита для струнного оркестра (Monopole)
  • Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром (Мелодия М10 46539 006)
  • Глазунов. Песнь трубадура; Мелодия, op. 20 № 1 (М. Ростропович; Д-10072)
  • Григ. Норвежские танцы (подборка; Мелодия Д-02578-79)
  • Дворжак. Симфония № 9 (Мелодия/ВСГ 33Д-010805)
  • Кабалевский. Симфонические фрагменты из оперы «Кола Брюньон» (?)
  • Кабалевский. Симфония № 2 (Мелодия Д-1546-7)
  • Калинников. Интермеццо № 1, 2 (Мелодия Д-2826-7)
  • Прокофьев. Симфония № 7 (Arlecchino ARL 113—114)
  • Прокофьев. Ромео и Джульетта. Первая и вторая сюиты (Мелодия, Д-3727)
  • Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (Л. Оборин; SMC CD 0183/0091)
  • Рахманинов. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (В. Мержанов; Vista Vera VVCD-97015)
  • Римский-Корсаков. Шехеразада (Multisonic 31 0186-2)
  • Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром (Ю. Ситковецкий; Supraphon MM 1076-77)
  • Сибелиус. Симфония № 1 (Arlecchino ARL 113—114)
  • Чайковский. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (Т. Николаева; Мелодия Д 0749-50)
  • Чайковский. Меланхолическая серенада, op. 26; скрипичная музыка (Г. Баринова; ВСГ 33Д-9878)
  • Чайковский. Франческа да Римини (?)
  • Чайковский-Глазунов. Воспоминания дорогого места, op. 42 (SMC CD 0059)
  • Щедрин. Симфония № 1 (Мелодия 33СМ-02723-4)

Награды

Примечания

  1. Н. П. Аносов. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания. М., 1978, с.199.
  2. Посмертные публикации соответственно в журнале «Советская музыка» (1963, № 1) и в сборнике «Исполнительское искусство зарубежных стран» (Вып. 5. М., 1970).

Литература

  • Рождественский Г. Н. Дирижёрская аппликатура. Л., 1974.
  • Н. П. Аносов. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания современников, М., 1978.

Ссылки