Андре Шенье (опера)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Опера
Андре Шенье
Andrea Chenier
Портрет Андре ШеньеПортрет Андре Шенье
Композитор Умберто Джордано
Либреттист Луиджи Иллики
Жанр Веризм
Действий 4
Год создания 1896
Первая постановка 28 марта 1896 года.
Место первой постановки Милан

«Андре Шенье» (итал. Andrea Chénier) — опера итальянского композитора Умберто Джордано, принадлежащая к наиболее значительным музыкальным произведениям веризма. Итальянское либретто Луиджи Иллики основано на вольной интерпретации событий, связанных с казнью французского поэта Андре Шенье во время Великой французской революции.

Будучи четвёртой оперой Джордано, «Андре Шенье» принесла ему мировую славу. До сегодняшнего дня она остается наиболее известным и популярным произведением композитора.

Партия Шенье вошла в репертуар многих теноров: Франческо Таманьо, Джованни Мартинелли, Энрико Карузо, Беньямино Джильи, Джакомо Лаури-Вольпи, Антонио Кортиса, Франко Корелли, Марио дель Монако, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и др.

Действующие лица

Андре Шенье, поэт тенор
Графиня де Куаньи, аристократка меццо-сопрано
Мадлен де Куаньи, её дочь сопрано
Шарль Жерар, слуга графини, революционер баритон
Берси, мулатка, горничная Мадлен де Куаньи меццо-сопрано
Пьер Флевиль, писатель, гость графини бас
Аббат, гость графини тенор
Матье, официант в кафе, революционер баритон
«Невероятный», шпион революционного правительства тенор
Роше, друг Шенье бас
Мадлон, старуха-патриотка меццо-сопрано
Фукье-Тенвиль, обвинитель революционного трибунала бас
Шмидт, тюремщик Сен-Лазара баритон
Мажордом графини де Куаньи, отец Жерара бас
Дамы, кавалеры, солдаты, судьи, народ — хор

Либретто

Акт первый. 1789. Замок графини де Куаньи

Слуги графини под руководством мажордома суетятся, готовясь к приёму гостей. Среди них молодой Шарль Жерар. Он не такой как его отец, ему противно прислуживать аристократам. Согласно идеалам Просвещения, Шарль считает всех людей равными, тем более, что он влюблен в дочь графини прекрасную Мадлен. Входят Мадлен и графиня, они не обращают внимания на лакея. Графиня отдает приказания мажордому, Мадлен беседует с горничной Берси о своем наряде. Все готово. Появляются гости. Среди них писатель Флевиль, который представляет хозяйке и её дочери молодого поэта Андре Шенье. Графиня беседует с вошедшим аббатом. Мадлен заинтересовалась поэтом. Приглашенные артисты, наряженные пастухами и пастушками, исполняют пастораль. Флевиль хвалит Шенье не только как поэта, но и как импровизатора, графиня просит его почитать свои стихи, а Мадлен дает тему для импровизации — любовь. Шенье импровизирует, но в его стихах звучит идея того, что сейчас не время для любви, отчизна требует от общества участия в судьбе народа, преодоления его нищеты, удовлетворения насущных нужд. Общество шокировано. В это время Жерар вводит в зал толпу нищих крестьян. Он гневно обличает общество, показывая ему настоящих, а не театральных поселян. Графиня приказывает Жерару убираться вон. Вместе с народом уходит и Шенье. Музыканты играют танец, и общество продолжает веселиться.

Акт второй. 1793. Париж. Улица возле Кафе санкюлотов

Официант Матье беседует с мулаткой Берси. Город возбужден. Только что в Конвенте Марат одержал победу над жирондистами, и теперь толпа с криками «Смерть жирондистам, да здравствует Марат!» ходит по улицам. К беседующим подходит человек в костюме «Инкруаябль». Будучи шпионом, он обвиняет Берси, в том, что она общается со своей бывшей хозяйкой-аристократкой. Берси с гневом отвергает все обвинения и высмеивает «Инкруаябль». Возле кафе встречаются Шенье и его друг Роше. Шенье — умеренный революционер, близкий к жирондистам. Роше предупреждает, что после победы радикальных революционеров для Шенье небезопасно находиться в Париже, ему нужно уехать. Но поэт отказывается. Он увлечен загадочной интригой — каждый день он получает любовные письма от неизвестной дамы, и вот-вот состоится свидание. Очередная революционная демонстрация прерывает свидание друзей. Появляется Жерар. Он радикал-революционер, якобинец. «Инкруаябль» докладывает ему результаты своих наблюдений. Жерар все ещё влюблен в Мадлен и просит шпиона разыскать её. В это время Берси в толпе сообщает Шенье, что неизвестная дама сейчас будет здесь. Толпа рассеивается, и на улице остается только Шенье. Появляется Мадлен. Она признается Шенье, что любит его, и что это она писала ему письма. Шенье также любит Мадлен. Но свидание влюбленных прерывает Жерар, которого привел подслушивавший все «Инкруаябль». Подоспевший Роше уводит Мадлен. Шенье и Жерар обнажают шпаги. «Инкруаябль» бежит за помощью. Шенье наносит Жерару рану. Тот вспоминает, что они были друзьями в начале революции, просит Шенье уйти и предупреждает, что он как жирондист включен в списки подозрительных, подлежащих аресту. Шенье уходит. Возвращается толпа. На вопрос, кто его ранил, Жерар отвечает, что не знает его. Толпа с криками «Смерть жирондистам!» уносит Жерара.

Акт третий. 1794. Революционный трибунал

Матье и Жерар, поправившийся после ранения, обращаются к народу с призывом вступать в революционную армию и жертвовать на военные нужды, так как международная контрреволюция ведёт беспощадную войну против Франции. На призыв откликается старуха Мадлон, сын которой погиб при штурме Бастилии, а старший внук — в битве при Вальми. Теперь она привела своего младшего внука, чтобы он вступил в армию и защищал революцию. С патриотическими песнями толпа уходит. В зале остается Жерар. К нему приходит человек в костюме «Инкруаябль». Он сообщает, что Шенье арестован, но для обвинения не достает улик. Жерар колеблется, тогда «Инкруаябль» рассказывает, что Шенье продолжает встречаться с Мадлен. Ослеплённый ревностью, Жерар пишет донос на Шенье, в котором обвиняет его в связях с изменившим революции генералом Дюмурье. «Инкруаябль» уносит бумагу. В зал заходит женщина под вуалью, когда она открывает лицо, Жерар видит, что это Мадлен. Он пытается говорить ей о своей любви, но Мадлен отвергает признания Жерара. В ярости Жерар вспоминает все унижения и несправедливости, которым он подвергался в замке графини де Куаньи до революции, как его с позором выгнала графиня, а Мадлен не обращала на него внимания. Мадлен говорит, что все изменилось, теперь он является её гонителем: графиня убита восставшей толпой, замок сожжен, единственный человек, который ещё привязывает Мадлен к жизни — в тюрьме и ему грозит казнь. Она готова пожертвовать всем, чтобы спасти Шенье, если нет — она умрет вместе с ним (знаменитая ария Мадлен «La mamma morta»). Потрясенный признанием Мадлен, Жерар решает спасти Шенье. Зал вновь заполняется толпой. Обвинитель Фукье-Тенвиль начинает разбор дел под крики толпы, требующей смертных приговоров. Вызывают Шенье. В ответ на обвинения в связях с Дюмурье Шенье подтверждает, что воевал под руководством генерала при Вальми и защищал Францию. Жерар пытается опровергнуть свой донос, но толпа обвиняет его в том, что он продался врагам революции. Судьи под одобрение публики выносят Шенье смертный приговор.

Акт четвёртый. 1794. Тюрьма Сен-Лазар

Тюремщик Шмидт приводит в камеру к Шенье его друга Роше. В тюрьме, отрешившись от революционной и политической деятельности, Шенье пишет лирические стихи о любви, весне. Одно из них он читает Роше. Шенье провожает Роше к выходу. Тем временем в тюрьму пришёл Жерар. Неожиданно здесь он встречает Мадлен. Она поменялась с женщиной, приговоренной к смерти, и теперь будет рядом с Шенье до самого конца. Потрясенный Жерар уходит, чтобы просить о помиловании у самого Робеспьера. Возвращается Шенье. Увидев Мадлен, он приходит в восторг. Влюбленные, которые не могли быть вместе при жизни, соединятся в смерти. Возвращается Жерар. Робеспьер отверг просьбу о помиловании поэта — поэтам не место в государстве торжествующего разума. Входит тюремщик. Он вызывает Андре Шенье и Иду Легрей (под этим именем в тюрьму проникла Мадлен). Взявшись за руки, влюбленные идут к гильотине.

Ссылки

Дискография

Студийные записи

Год Исполнители
(Андре Шенье,
Мадлен де Куаньи,
Шарль Жерар)
Дирижёр,
оркестр
Студия
1920 Луиджи Лупато,
Валентина Бартоломаси,
Адольфо Пачини
Карло Сабайно,
Хор и оркестр Театра Ла Скала, Милан
78rpm: Società Nazionale del Grammofono «La Voce del Padrone»
Cat: S 5520-5552 (even numbers, 17 discs)
1929 Луиджи Марини,
Лина-Бруна Раза,
Карло Галеффи
Лоренцо Молайоли,
Хор и оркестр Театра Ла Скала, Милан
Audio CD: Naxos Records,
Cat: 8.110066-67
1941 Беньямино Джильи,
Мария Канилья,
Джино Бекки
Оливьеро де Фабрициус,
Хор и оркестр Театра Ла Скала, Милан
Audio CD: EMI Classics,
Cat: 69996
1951 Джино Сарри,
Франка Сакки,
Альдо Протти
Альберто Паолетти,
Хор и оркестр Римской Оперы
Audio CD: Cantus Classics,
Cat: 500699
1953 Хозе Сольер,
Рената Тебальди,
Уго Саварезе
Артуро Базиль,
Хор и оркестр Радио, Турин
Audio CD: Warner Fonit,
Cat: 8573
1957 Марио дель Монако,
Рената Тебальди,
Этторе Бастианини
Джанандреа Гаваццени,
Хор и оркестр Академии Санта-Чечилия, Рим
Decca,
Cat: 425407
1957 Ричард Такер,
Мария Куртис Верна,
Марио Серени
Фаусто Клева,
Хор и оркестр Метрополитен-опера, Нью-Йорк
Audio CD:
1963 Франко Корелли,
Антониетта Стелла,
Марио Серени
Габриеле Сантини,
Хор и оркестр Римской оперы
Audio CD: EMI Classics,
Cat: 58676
1976 Пласидо Доминго,
Рената Скотто,
Шеррилл Милнз
Джеймс Ливайн,
Хор Джона Эдлиса, Национальный филармонический оркестр, Лондон
Audio CD: RCA,
Cat: 2046
1984 Лучано Паваротти,
Монтсеррат Кабалье,
Лео Нуччи
Риккардо Чалли,
Хор Уэльской оперы, Национальный филармонический оркестр, Лондон
Audio CD: Decca,
Cat: 410117
1986 Хосе Каррерас,
Ева Мартон,
Джорджо Дзанканаро
Джузеппе Патане,
Хор Венгерского радио и телевидения, оркестр Венгерской оперы, Будапешт
Audio CD: Sony Classical,
Cat: 42369
1988 Нил Шикофф,
Мире́лла Фре́ни,
Томас Аллен
Джузеппе Синополи,
Оркестр филармонии, хор Амброзийской оперы
Audio CD: Deutsche Grammophon,
Cat: 413 825-2
2005 Фабио Армилиато,
Даниэла Десси,
Карло Гульфи
Векослав Сутий
Хор и оркестр «Джузеппе Верди», Милан
Audio CD: DG,
Cat: 476 6453