Ангедония (песня)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ангедония
Песня
Исполнители Янка Дягилева
Альбом «Ангедония»
Дата выпуска 1989
Дата записи 1989
Жанр нойз-рок, пост-панк
Язык русский
Автор Янка Дягилева
Трек-лист альбома «Ангедония»
«Чужой дом»
(9)
«Ангедония»
(10)
«На чёрный день»
(11)

«Ангедония» — песня рок-исполнительницы Янки Дягилевой, вошедшая в одноимённый альбом, записанный летом-осенью 1989 года. Название песни — медицинский термин, означающий потерю радости жизни, способности получать удовольствие, при которой человек теряет мотивацию к деятельности.

Интерпретация

«Ангедония» — один из самых сложных для интерпретации текстов Янки[1], в этом плане она сравнима с такими стихотворениями, как «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы» Пушкина, «Silentium!» Тютчева или наиболее трудные стихи символистов[2].

Будучи прочитанным с листа, как стихотворение, на чисто рациональном уровне текст песни «Ангедония» воспринимается как слабо связанный набор эпизодов: наблюдений и размышлений, которые формируют безрадостную картину человеческого существования[3]. Такой обрывочный и несвязный способ построения художественного текста известен как монтаж текста (по аналогии с монтажом в творчестве таких кинематографистов, как Дзига Вертов) и вошёл в русскую литературу с начала XX века, его в частности использовал Владимир Маяковский. Монтаж текста из отдельных фрагментов-кадров достаточно характерен для всего творчества Янки[4].

Выделяются среди прочих эпизодов строки 11 и 12 в четвёртой строфе:

Сатанеющий третьеклассник во взрослой пилотке со звёздочкой
Повесил щенка подрастает надежный солдат

где Янка обращается к одному из своих самых трагических мотивов — разрушения, отрицания детства — здесь ребёнок превращается из невинного существа в творящего насилие убийцу, подобный (хотя и не такой страшный своей конкретностью) момент есть в песне «Рижская», где «Стреляют детки из рогатки по кошкам, А кошки плачут и кричат во всё горло, Кошки падают в пустые колодцы»[5].

Максимальной силы воздействия эта песня достигает за счёт сочетания текста с музыкой, слушатель понимает, что речь идёт уже не просто о депрессии, но о крайнем, кризисном психическом состоянии[2].

Примечания

Литература

Ссылки