Анастасий (Суржик)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
В Руниверсалис существуют статьи о других людях с именем Анастасий и фамилией Суржик.
Епископ Анастасий
Анатолий Николаевич Суржик
Имя при рождении Анатолий Николаевич Суржик
Дата рождения 2 декабря 1946(1946-12-02) (77 лет)
Место рождения Владивосток, Приморский край
Страна  Россия
Род деятельности церковный деятель
Сайт rocor-dv.ru

Анастасий (в миру Анатолий Николаевич Суржик; 2 декабря 1946[1], Владивосток) — «епископ» «Русской православной церкви заграницей (Агафангела)» с титулом «епископ Владивостокский и Дальневосточный». До 1993 года был священником Московского патриархата.

Биография

В студенческие годы уверовал, в 1973 году принял крещение в Русской православной церкви.

В 1974 году окончил физический факультет ДВГУ по специализация астрофизика, работал школьным учителем.

В Русской православной церкви

В 1976 году рукоположён в сан диакона и священника. После принятия сана не имел возможности служить в Приморье, поскольку не получил разрешения от уполномоченного по делам религии при местном органе власти. Поэтому ему пришлось уехать в Иркутск[2].

Заочно окончил Московскую духовную семинарию, затем — Московскую духовную академию[2].

В 1984 году перевёлся по церковной линии во Владивосток, а в 1989 году обратился к прихожанам с предложением создать новую общину, чтобы взять на неё сохранившееся здание храма Священномученика Евсевия. Общину удалось зарегистрировать в органах государственной власти, в начале 1990-х она насчитывала 250 человек. Церковная община получила в пользование часовню Александра Невского, которая находилась неподалёку, а затем и само здание храма[2]. В 1990 году группой прихожан был создан при приходе «Кружок ревнителей православия»[3].

3 апреля 1993 года члены Кружка ревнителей православия на собрании приняли решение создать самостоятельную организацию Братство ревнителей православия, объединив Кружок ревнителей православия и приходское попечительство Свято-Евсевиевского прихода, действовавшего с 17 января 1992 года.[3]. 23 мая 1993 года на заседании попечительского совета Свято-Евсевиевского прихода было рассмотрено предложение Кружка ревнителей православия об учреждении Братства ревнителей православия. Предложение было принято единогласно[3].

В РПЦЗ

25 июля 1993 года Свято-Евсевиевский приход во Владивостоке вместе с протоиереем Анатолием Суржиком совместно с действовавшем при нём «Братством ревнителей православия» прекратил молитвенное общение с Московской патриархией и вошёл в молитвенное общение с Русской православной церковью заграницей[3]. По его словам, переход в 1990-е годы в РПЦЗ был вызван тем, что «внутрицерковная жизнь РПЦ во многих вопросах расходилась с истинным понятием о православии», и в целом «несоответствием Московского Патриархата каноническим нормам», «ересью „сергианства“»[4]. После этого прихожане во главе с протоиереем Анатолием обратились с письмом к епископу Суздальскому Валентину (Русанцову), который тогда управлял российскими приходами РПЦЗ, с прошением о принятии в церковное общение. Одновременно письмо было направлено первоиерарху РПЦЗ митрополиту Виталию. Получив в письме положительный ответ, настоятель храма протоиерей Анатолий начал возносить за богослужениями имена митрополита Виталия и епископа Валентина[5].

Был запрещён в священнослужении епископом Вениамином (Пушкарём)[6]. Сам протоиерей Анатолий утверждал, что «до ухода в РПЦЗ никто мне не запрещал служить. А если они что-то предприняли задним числом, то это не имеет никаких оснований, поскольку я уже был под другой юрисдикцией»[7].

10 декабря 1993 года патриарх Алексий II в письме губернатору Приморского края Евгению Наздратенко назвал Свято-Евсевиевский приход «группой зарубежных экстремистов», захвативших епархиальное управление и просил губернатора освободить здание. Поэтому с потерей приходом своего храма братство осталось без помещения[5].

С образованием в 1994 году Ишимско-Сибирской епархии приход перешёл под управление епископа Евтихия (Курочкина)[8].

В 1995 году назначен благочинным Дальневосточного благочиния РПЦЗ[8].

27 декабря 1995 года группа духовенства Московского патриархата под руководством епископа Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) при поддержке вооружённых казаков и милиции вернула себе контроль над зданием Свято-Евсевиевского прихода[3].

9 января 1996 года Братство ревнителей православия приобрело дом в селе Прохладном Надеждинского района (ст. Совхозная), недалеко от Владивостока и стали оборудовать в нём храм во имя Святителя Иоанна Шанхайского[3].

В 1997 года приход получил в безвозмездное пользование здание на станции Океанской, где был устроен новый Свято-Евсевиевский храм, а в Свято-Иоанновском храме продолжаются совершаться еженедельно богослужения[3].

В 1997 году принял монашеский постриг с именем Анастасий.

В 1999 году Архиерейским синодом РПЦЗ он был утверждён кандидатом в епископы. С целью знакомства со священноначалием в этом же году прибыл в Нью-Йорк, но с хиротонией произошла задержка из-за его крайне резкого отношения к МП[2].

В РПЦЗ(В)

В октябре 2001 года в РПЦЗ разгорелся конфликт, связанный с критическим отношением группы клириков и мирян по отношению к сближению с Русской православной церковью. Среди противников примирения с РПЦ оказался и глава Приморского благочиния РПЦЗ иеромонах Анастасий (Суржик), который не признал уход на покой митрополита Виталия (Устинова), продолжая возносить его имя на богослужениях[9], а епископа Евтихия поминать прекратил, вместе со всем Дальневосточным благочинием перешёл под непосредственное ведение митрополита Виталия[8].

Состоявшийся 16—20 мая 2003 года «Архиерейский собор РПЦЗ(В)» «после тщательного рассмотрения предложенных кандидатур» избрал иеромонаха Анастасия правящим архиереем Дальневосточной епархии с титулом «епископа Владивостокского и Дальневосточного». Тогда же были избраны «епископами» Антоний (Рудэй) и Виктор (Пивоваров)[10].

29 июня 2003 года в парижском Храме Всех Святых, в Земли Российской Просиявших, перед службой было произведено «наречение» иеромонаха Анастасия во «епископа Владивостокского и Дальневосточного». В речи на «наречении» утверждал, что таким образом была восстановлена «Владивостокская архиерейская кафедра», которая являлась старейшей в РПЦЗ (с 1920 года). В тот же день за литургией иерархи «РПЦЗ (В)» Варфоломей (Воробьёв), Сергий (Киндяков) и Антоний (Рудей) совершили его «хиротонию» во «епископа Владивостокского и Дальневосточного».

Летом 2006 года «РПЦЗ(В)» сотряс конфликт: «епископы» Владимир (Целищев), Антоний (Рудей) и секретари «Синода РПЦЗ(В)» протоиерей Вениамин Жуков воспротивились попыткам «архиепископа» Антония (Орлова), поддержанного «епископом» Виктором (Пивоваровым), встать во главе «РПЦЗ(В)». «Епископ» Анастасий в этой ситуации призывал «архиереев» явиться на «Собор», намеченный к созыву Антонием (Орловым), а противящихся вышеупомянутых «архиереев» обозвал саботажниками. Вследствие неудачи с созывом «Собора», «епископ» Анастасий предложил митрополиту Виталию проект создания предсоборной комиссии во главе с «архиепископом» Антонием (Орловым), включая себя, как члена[11].

Тем не менее, после смерти митрополита Виталия и нового раскола внутри «РПЦЗ(В)», в результате которого отделились Антоний (Рудей) и протоиерей Вениамин Жуков, «епископ» Анастасий занял сторону «епископа» Владимира (Целищева) и вместе с ним восстановил церковное управление.

В «РПЦЗ(В-В)»

В апреле 2008 года на Архиерейском соборе «РПЦЗ(В)» была разделена на два церковных округа — Американский (под руководством «епископа» Владимира (Целищева)) и Евразийский (под руководством «епископа» Анастасия (Суржика))[12][13].

В состав последнего включены Западно-Европейская и Молдавская, а также Южно-Российская, Сибирская и Дальневосточная «епархии». В апреле 2008 года клир Евразийского церковного округа насчитывал семь протоиереев, девять иеромонахов, четырнадцать иереев и одного диакона.

На «Архиерейском соборе» 2009 года церковные округа были ликвидированы, и церковное управление «РПЦЗ(В)» начал осуществлять «Архиерейский Синод» во главе с председателем «архиепископом» Владимиром (Целищевым). С этого момента «епископ» Анастасий (Суржик) управляет только Дальневосточной и (временно) Сибирской епархиями РПЦЗ(В).[14]

С октября 2009 года — заместитель председателя «Архиерейского синода РПЦЗ(В)».

С октября 2010 года — председатель «Богословской комиссии РПЦЗ(В)»[15]

30 сентября 2013 года участники «Архиерейского собора РПЦЗ(В)» в селе Малая Салтановка (Украина) обсуждали видеоинтервью[16] «епископа» Анастасия, который выразил уверенность в действительности таинств РПЦ МП и «других церквей». «Епископ» Анастасий принёс «Собору» раскаяние в своих ошибках, а «Собор» принял его покаяние, предупредив о запрещении в служении в случае «повторения подобных ошибок». На этом же «Соборе» «епископ» Анастасий был выведен из состава «Синода» и «богословской комиссии РПЦЗ(В-В)»[17].

Уход из «РПЦЗ(В-В)» и акефальное состояние

4 октября 2015 года не присутствовал на «Архиерейском соборе РПЦЗ(В-В)» под председательством Владимира (Целищева) в селе Малая Солтановка под Киевом, где обсуждался вопрос об его «анафеме» в адрес «Архиерейского синода РПЦЗ(В-В)» за то, то члены этого «Синода» по скайпу запретили в служении «епископа» Мартина (Лапковского). В итоге Анастасий отказался от своей «анафемы»[18], члены «Собора» пришли к соглашению, что «епископ» Анастасий более не входит в состав «Собора», о чём сделана запись в протоколе[8].

Затем он покинул Малую Солтановку и уехал в Одессу, где 6 октября подал прошение о принятии в сущем сане в «Синод» другого «осколка» РПЦЗ — группы «митрополита» Агафангела (Пашковского). После срочного телефонного опроса своих епископов «митрополит» Агафангел 9 октября объявил о присоединении «епископа» Анастасия к «РПЦЗ(А)». 9 и 10 октября Анастасий совершил богослужения в Одесском Свято-Иоанновском женском монастыре «РПЦЗ(А)»[19]. 11 октября в Архангело-Михайловском храме Одессы сослужил «первоиерарху РПЦЗ(А)» «митрополиту» Агафангелу[20]. Остроты в отношение к действиям «епископа» Анастасия добавил тот факт, что он не только предварительно ни с кем не обсудил вопрос о переходе в другую юрисдикцию, но даже и не поставил никого об этом в известность.

По прибытии во Владивосток «епископ» Анастасий 16 октября принял участие в общем собрании «Дальневосточной епархии». Собрание не поддержало присоединения своего «архиерея» к «РПЦЗ(А)» и приняло решение перейти на самоуправление. «Епископ» Анастасий согласился с волей своей паствы.

В «РПЦЗ(А)»

Повторно подал прошение о принятии в РПЦЗ(А). 25 октября 2016 «Архиерейский собор РПЦЗ(А)» удовлетворил его прошение и постановил принять его и возглавляемую им Дальневосточную епархию в состав «РПЦЗ(А)»[21]. При этом территория, которой он управлял, была установлена в границах Дальневосточного федерального округа России, Китая, Корейского полуострова, Японии[22].

Публикации

Примечания

  1. РПЦЗ: Принят в нашу Церковь Епископ Владивостокский и Дальневосточный Анастасий (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 октября 2015. Архивировано 6 мая 2016 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Биография Преосвященного Анастасия, еп. Владивостокского и Дальневосточного. Дата обращения: 20 октября 2015. Архивировано 7 февраля 2016 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Свято-Тихоновскому Братству Ревнителей Православия 10 лет. Дата обращения: 21 апреля 2016. Архивировано 8 мая 2016 года.
  4. Воссоединение Церквей не привело к единодушию. Независимая газета. Дата обращения: 5 января 2020. Архивировано 23 декабря 2019 года.
  5. 5,0 5,1 1995 год. Изгнание общины РПЦЗ из Свято-Евсеевского храма во Владивостоке. Дата обращения: 20 октября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  6. Вопрос — ответ Архивная копия от 1 июля 2016 на Wayback Machine на официальном сайте Владивостокской епархии РПЦЗ
  7. Непокорный дальневосточный епископ Суржик Архивировано 18 июня 2012 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок Aga не указан текст
  9. История РПЦЗ (1917—2004 гг.). Дата обращения: 27 октября 2010. Архивировано 30 апреля 2013 года.
  10. Из Протокола Заседаний Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 3/16 - 7/20 мая 2003 года. Дата обращения: 6 января 2017. Архивировано 4 марта 2016 года.
  11. Из хроники РПЦЗ(В) — Перестройка Еп. Владимира (Целищева) — Часть I — дек. 2006 г. — ПИСЬМА. Дата обращения: 20 октября 2015. Архивировано 4 марта 2012 года.
  12. Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей Архивировано 9 октября 2008 года.
  13. Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей пастырям, монашествующим и мирянам во Отечестве и в рассеянии сущим Архивировано 9 октября 2008 года.
  14. Временное ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (недоступная ссылка)
  15. Из Протоколов Архиерейского Собора и Синода 2010 г. (недоступная ссылка)
  16. Епископ Анастасий. Споры о благодати — YouTube. Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 28 марта 2014 года.
  17. Русская Православная Церковь Заграницей — Из Протоколов Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 16 / 29 сентября — 23 сентября / 06 октября 2013 г. Дата обращения: 24 октября 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
  18. Из протоколов Синода и Собора РПЦЗ-ВВ — Internet Sobor Архивировано 18 ноября 2015 года.
  19. РПЦЗ: Богослужения в Одесском Свято-Иоанновском монастыре возглавил епископ Владивостокский и Дальневосточный Анастасий. ФОТО — Internet Sobor (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 ноября 2015. Архивировано 5 мая 2016 года.
  20. Церковные Ведомости: Духовное наследие Катакомбной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей — Очередное разделение или путь к восстановлению церковного единства? Дальне…. Дата обращения: 8 ноября 2015. Архивировано 18 марта 2016 года.
  21. РПЦЗ: Началось заседание Архиерейского Собора 2016 года (+eng) - Internet Sobor (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 ноября 2016. Архивировано 4 ноября 2016 года.
  22. РПЦЗ: Журналы заседаний Архиерейского Собора и Синода 2016 года (+eng) — Internet Sobor Архивировано 2 ноября 2016 года.

Ссылки

интервью