Амрам гаон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Амрам бен Шешна»)
Амрам гаон
ивр.עמרם גאון‏‎
Имя при рождении Амрам бен-Шошна
Псевдонимы Амрам гаон, Мар Амрам
Дата рождения неизвестно
Место рождения неизвестно
Дата смерти 875(0875)
Место смерти неизвестно
Направление еврейская юриспруденция
Оказавшие влияние Натронай II

А́мрам гао́н (ивр.עמרם גאון‏‎, также Мар А́мрам; умер около 875 года), также А́мрам бен-Шо́шна (А́мрам бин-Шу́шна) — крупнейший галахический авторитет эпохи гаонов. Глава сурской академии в Мата-Мехасии (846—864)[1]. Первый составитель полного синагогального богослужения[2]. Сидур Амрама гаона представляет собой основу текстов испанско-португальской и немецко-польской литургий[2][3][4] (сефардский но́сах). Место рождения и год — неизвестны.

Биография

Обладал исключительными способностями, ввиду чего был одарён своим учителем Натронаем II титулом «гаон» при жизни. Вступил в права гаона в 857 году. Являлся автором 120 галахических респонсов, вошедших в сборник «Шааре́ це́дек». Считал лишним пост из-за дурного сновидения. Наиболее значительным трудом Амрама гаона является составленный им сборник молитв вавилонской традиции.

Сидур

Амрам гаон составил полный сидур для будней и праздников, для личных молитв и общинного синагогального богослужения, составленный по просьбе Ицхака бен Шимона из Испании[5]. Указал текст молитв с талмудическими пояснениями как самих молитв, так и ритуала, связанного с ними. Появление cидура Амрама гаона было вызвано стремлением вавилонского центра к доминированию над иудейскими общинами других стран[5].

Сидур Амрама гаона был издан в 1685 году в Варшаве Н. Н. Коронелем под названием «Седер рава Амрама гаона» (также называемый Йесод ха-Амрами («Амрамова основа») или Махзор де-рав Амрам («Молитвенник рава Амрама»)[6]). Сидур Амрама гаона основан на вавилонской традиции и вавилонском Талмуде. Состоит из двух частей:

Хотя, известное сегодня издание приписывают Амраму гаону, очевидно, сидур является коллективным трудом более поздних авторов[9][10], напечатанный текст сидура значительно разнится с рукописями. Сравнение европейских рукописей с данными каирской генизы показало, что текст сидура многократно дополняли, исправляли[5].

Примечания

  1. Молитвенники // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  2. 2,0 2,1 Амрам бен-Шошна или Шушна // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  3. Молитвенники // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913. «В обрядовом отношении он стоит ближе к сефардскому, чем к ашкеназскому ритуалу»
  4. Амрам бен Шешна — статья из Электронной еврейской энциклопедии «Амрам бен Шешна основывался на обычаях, принятых в Вавилонских академиях»
  5. 5,0 5,1 5,2 Амрам бар ШешнаПравославная энциклопедия
  6. Амрам бен Шешна — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  7. Молитвенники // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913. «Славословие во время траура»
  8. Молитва послетрапезная — статья из Электронной еврейской энциклопедии «В сидуре р. Амрама приведён несколько видоизменённый текст затрапезной молитвы, который читают в доме, где соблюдают траур по умершему родственнику»
  9. Амрам бен-Шошна или Шушна // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913. «К определённым заключениям относительно данного вопроса можно, однако, прийти только путём сравнения печатного текста с рукописями; список Алманци, судя по выдержкам, которые дал Луццато, значительно отличается от напечатанного текста»
  10. Молитвенники // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913. «По мнению Азулаи, он составлен учениками р. Амрама (Schem ha-Gedolim, II, s. v.). Однако имеются вставки более позднего происхождения, сделанные не его учениками, а другими лицами»

Литература