Амвросий (Катамадзе)
Амвросий | |
---|---|
Мона́х Амвро́сий (груз. ამბროსი, в миру Алекса́ндр Три́фонович Катама́дзе, груз. ალექსანდრე ტრიფონის ძე ქათამაძე; 22 июля 1942, Ткибули — 27 ноября 2008, Тбилиси) — лишённый сана епископ Грузинской православной церкви, деятель неканонического православия в России в 1990-е годы.
Биография
Родился 22 июля 1942 года в деревне Менхори в Ткибульском районе Грузинской ССР[1].
Окончил среднюю школу в Кутаиси, проходил срочную службу в Советской армии[1].
Поступил в Мцхетскую духовную семинарию, затем перешёл в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1969 году[1].
В 1971 году митрополитом Урбнийский Давидом (Девдериани) был рукоположён в сан диакона, а в 1973 году митрополитом Кутаисско-Гаэтанским и Чкондидельским Романом (Петриашвили) рукоположён в сан священника[1].
В 1977—1980 годы обучался в Московской духовной академии[1].
10 августа 1979 года пострижен в монашество с именем Амвросий, а на следующий день был возведён в сан архимандрита[1].
Епископ Грузинской православной церкви
13 августа того же года состоялась его хиротония во епископа Никорцминдского[1].
В 1980 году назначен управляющим Ахалцихской и Самцхе-Джавахетской епархии, но в 1981 году возвращён на Никорцминдскую епархию[1].
В 1981 году завершил учёбу в Академии и защитил дипломную работу на тему «Декрет II Ватиканского собора об экуменизме (содержание, разбор документа)». Спустя один год он успешно защитил в Московской Духовной Академии кандидатскую диссертацию на тему «Понтификат папы Павла VI»[2].
К 1991 году оказался в числе ближайшего окружения первого президента Грузии Звиада Гамсахурдия, известного своей ультранационалистической и антиосетинской политикой. После того как в декабре 1991 года был организован военный заговор, ставивший задачу смещения Гамсахурдия с поста президента, последний бежал из Грузии[2]. По словам бывшего архиепископа Амвросия, члены военизированного формирования «Мхедриони», сыгравшего ключевую роль в смене политического руководства Грузии, применяли по отношению к нему меры физического и морального воздействия, что вынудило его покинуть Грузию. Некоторое время архиепископ Амвросий продолжал сопровождать Звиада Гамсахурдиа сначала в Армении, а затем в Чечне, где тот скрывался от грузинских спецслужб[3]. Был единственным духовным лицом, сопровождавшим Гамсахурдия в эмиграции[4].
12 мая 1992 года Священный синод Грузинской православной церкви за оставление своей епархии уволил его на покой[1].
Раскольническая деятельность
Не видя для себя возможным возвращение в Грузию, Амвросий переехал в Россию и изъявил желание войти в Русской православной церкви заграницей. Его прошение было отклонено в 1996 году на Архиерейском соборе РПЦЗ[2].
28 марта 1997 года присоединился к неканонической «Российской истинно-православной церкви», которая на тот момент входила в состав неканонической «Украинской автокефальной православной церкви» во главе с «патриархом Киевским» Димитрием (Ярёмой)[2]. Уже через два дня, 30 марта 1997 года, по настоянию «архиепископа» Амвросия был рукоположён приехавший с ним архимандрит Моисей (Ходжава), с титулом «епископа Гайната и Имерети». Хиротонию совершили «архиереи» «РИПЦ»: «епископ» Иоанн (Модзалевский), «епископ» Стефан (Линицкий) и «архиепископ» Амвросий (Катамадзе)[5].
26 мая 1997 года вместе с «епископом» Стефаном (Линицким), жившим в Москве, и «епископом» Серафимом (Кучинским), приехавшим из Псковской области, объявил, что принимают на себя управление «Московской епархией», и создал «Совет преосвященных московских викариев». «Епископ» Иоанн Московский был лишён власти над приходами в Москве, за исключением собственного домового храма[5].
В июне 1997 года была распространена информация, что создана «Грузинская истинно-православная церковь» под омофором «УАПЦ». «Епископ» Моисей выехал в Грузию для организации «катакомбных» приходов. Основание «Грузинской ИПЦ» произошло без благословения «патриарха Киевского». Это событие мгновенно осложнило для «УАПЦ» и без того трудные переговоры с Константинополем[5]. По этой причине верный «УАПЦ» «епископ» Иоанн (Модзалевский) созвал в июне 1997 году Собор «Российской истинно-православной церкви», на котором подверг запрещению в священнослужении всех остальных «иерархов» данной неканонической юрисдикции. Реагируя на произошедшее, «архиепископ» Амвросий (Катамадзе) и «епископ» Стефан (Линицкий) провели 26 июня 1997 года собственный «Архиерейский собор», на котором провозгласили отделение «РосИПЦ» от «УАПЦ», признали Московский патриархат «безблагодатным» сообществом, а также заявили о лишении священного сана Иоанна (Модзалевского)[6].
Обретя самостоятельность, «РосИПЦ» стала принимать в свой состав различных деятелей неканонического православия: 21 сентября 1997 года через перерукоположение был принят бывший «иерарх» «Украинской православной церкви Киевского патриархата» Рафаил (Прокопьев). В феврале 1998 года к «Российской истинно-православной церкви» присоединились рукоположённые во «Временном церковном управлении Российской православной свободной церкви» «епископы» Арсений (Тихомиров-Киселев) и Александр (Миронов). В 1997 году были «рукоположены» ещё 2 «иерарха», а в 1998 году — ещё 4[6].
8 октября 1998 года Священный синод Грузинской православной церкви за раскольническую деятельность лишил его сана[1][2].
В 1998 году в «Российской истинно-православной церкви» встал вопрос об учреждении должности «местоблюстителя патриаршего престола» и «первоиерарха» «РосИПЦ», что породило конкуренцию и обострило противоречия среди «епископата». После того как в результате голосования «первоиерархом РосИПЦ» был избран «архиепископ» Рафаил (Прокопьев), наделённый титулом «митрополита», не признавший этого Амвросий вместе с «архиепископом Владимирским и Муромским» Арсением (Киселёвым), «архиепископом Казанским и Марийским» Александром (Мироновым), «архиепископом Гельсингфорсским и Прибалтийским» Назарием (Катамадзе) «епископом Пензенским и Симбирским» Тихоном (Киселёвым) весной 1999 года создали собственную неканоническую юрисдикцию во главе с Амвросием (Катамадзе)[6], известную как «РосИПЦ (Амвросия)»[2].
В ответ на это на Архиерейском соборе рафаиловской «Российской истинно-православной церкви», проходившем 22 января 1999 года, «митрополит» Амвросий был лишён сана, а на «Архиерейском соборе РосИПЦ», проходившем 13 марта того же года, он был анафематствован[6].
Не признав правомочности этих решений, «митрополит» Амвросий (Катамадзе) продолжил возглавление основанной им религиозной организации, в которой он был наделён титулом «митрополита Московского и Коломенского»[2]. «Российскую истинно-православную церковь» юрисдикции «митрополита» Амвросия (Катамадзе) на протяжении всего недолгого периода её существования характеризовала заметная кадровая нестабильность. Уже в конце ноября 1999 года из состава «РосИПЦ (Амвросия)» вышли Арсений (Киселёв), Александр (Миронов) и Тихон (Киселёв). В 2003 году Николай (Модебадзе) вошёл в юрисдикцию «Православной церкви России» («Истинно-православной церкви»), возглавленной Рафаилом (Прокопьевым), а Назарий (Катамадзе) после этого отошёл от архиерейского служения, что означало распад неканонической структуры, возглавляемой Амвросием (Катадзе)[7].
Возвращение в Грузию и покаяние
В ноябре 2003 году, когда подал в отставку второй президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, у Амвросия (Катамадзе) возникло желание вернуться в Грузию. В июне 2004 году он подал в Комиссию по национальному согласию Грузии прошение о реабилитации[2]. В связи с поступившим прошением о реабилитации министр Абсандзе отправил католикосу-патриарху Илии II чрезвычайное обращение, в котором просил реабилитации и восстановления в правах бывшего архиепископа Амвросия. Абсандзе просил патриарха Илию II не расценивать данное обращение как вмешательство государства в дела Церкви. «Мы руководствуемся только и только принципом достижения национального согласия».
27 июня 2005 года Священный синод, проходивший под председательством католикоса-патриарха всея Грузии Илии II, постановил определить бывшему епископу Никорцминдскому покаяние, а также выделить материальное содержание[3]. После прохождения чина покаяния Амвросий (Катамадзе) был принят в юрисдикцию Грузинской православной церкви в качестве монаха[2].
Смерть и похороны
Как сообщал приближённый к нему Мамука Сухишвили, бывший архиепископ Амвросий как духовный наставник и соратник Гамсахурдия подвергался преследованию, ему угрожали убийством. Во время последней встречи с бывшим архиепископом Амвросием, пришедшим поддержать грузинских писателей, корреспондент «Интерпрессньюс» стал свидетелем того, как Амвросий отказал одному из присутствующих в просьбе крестить новорождённого, сказав, что «через неделю меня уже не будет на этом свете»[4].
Скончался 27 ноября 2008 года[8]. Тело бывшего архиепископа Амвросия было найдено в его квартире в Тбилиси его сыном, священником Нодаром Катамадзе[4].
Тело было положено в Тбилисском кафедральном соборе Пресвятой Троицы. 2 декабря 2008 года отпевание иерарха совершил католикос-патриарх всея Грузии Илия II, после чего останки вынесли из собора и предали земле в Шио-Мгвимском монастыре.
Медицинская экспертиза спустя сорок дней после смерти бывшего Амвросия (Катамадзе) подтвердила, что в его крови содержание углекислоты (CO) составляло 67 %. При том, что правилом жизни для покойного было избегать газовых отопительных установок. Ванная, в которой он был обнаружен мёртвым, обогревалась с помощью электричества. Еженедельник «Хроника» сделал из этого вывод, что Амвросий (Катамадзе) был отравлен тем же угарным газом, который был назван официальной причиной смерти премьер-министра Зураба Жвания[9].
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 სერგო ვარდოსანიძე. ქართველი მღვდელმთავრები (XX—XXI საუკუნეები) (груз.). — თბ: გამომცემლობა «ნათლისმცემელი», 2010. — С. 272—274.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Амвросий (Катамадзе) . Дата обращения: 6 мая 2018. Архивировано 7 мая 2018 года.
- ↑ 3,0 3,1 Синод Грузинской Церкви рассмотрел покаянное письмо своего бывшего архиерея, побывавшего «митрополитом» так называемой «российской истинно-православной церкви» / Новости / Пат... . Дата обращения: 6 мая 2018. Архивировано 7 мая 2018 года.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 В Грузии архиепископ Никорцминдский Амвросий найден мёртвым в своей квартире. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» . Дата обращения: 6 мая 2018. Архивировано 7 мая 2018 года.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Кирилл Серебренитский: Украинская Автокефальная Православная Церковь: дорога в Константинополь — Огонь Прометея / Προμηθέας φωτιά / Prometheo ignis (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 мая 2018. Архивировано 15 июня 2018 года.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 «Российская Истинно-Православная Церковь» (1996-1999) . Дата обращения: 6 мая 2018. Архивировано 29 сентября 2015 года.
- ↑ «Российская Истинно-Православная Церковь» — «митрополита» Амвросия (Катамадзе) . Дата обращения: 6 мая 2018. Архивировано 7 мая 2018 года.
- ↑ ქართველი მღვდელმთავრები (XX-XXI საუკუნეები) . Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано 8 мая 2018 года.
- ↑ Экспертиза подтвердила версию отравления бывшего архиепископа Амвросия (Катамадзе). Патриархия.ru, 20.01.2009. Архивная копия от 7 мая 2018 на Wayback Machine