Амброзианская Илиада

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ахиллес приносит жертву Зевсу, фолио XXXXVII

«Амброзианская Илиада» или «Илиас Пикта» (Милан, Амброзианская библиотека, Cod. F. 205 Inf.) представляет собой иллюминированную рукопись V века на пергаменте, и изображает всю Илиаду Гомера, включая батальные сцены и благородные сцены. Амброзианская Илиада считается уникальной, поскольку является единственным набором древних иллюстраций, на которых изображены сцены из Илиады, и рассматривается как пример перехода от греческой устной традиции к письменному слову.[1] Амброзианская Илиада состоит из 52 миниатюр, которые, по оценкам, были вырезаны из их оригинальной рукописи до XIII века, каждая из которых имеет цифровую маркировку. Сравнение текстов на странице с другими рукописями поздней античности (Vatican Vergil, Vienna Genesis)[2] заставило некоторых предположить, что эти миниатюры изначально были частью большой рукописи.[3] Эта рукопись отличается от других иллюстрированных рукописей отсутствием позолоты. Вместо этого автор (авторы) выбрал жёлтую охру, чтобы представлять золото в отдельных изображениях, то есть золотые кирасы благородных фигур и ореол Зевса (фолио XXXIV).[4]

Пример греческого унциального текста, фолио XXIX

Происхождение Амброзианской Илиады широко обсуждается, некоторые полагают, что она была изготовлена в Александрии, учитывая уплощённые и угловатые эллинистические[англ.] фигуры, что считается типичным для александрийского искусства в период поздней античности.[5] Другие считают, что она была произведена в Константинополе, в частности с 493 по 508 гг. н.э., когда были добавлены надписи, идентифицирующие предметы.[6] Этот временной интервал был разработан Рануччо Бьянки Бандинелли и основан на изобилии зелёного цвета на снимках, которые оказались цветом фракции во власти в то время.[7] Рануччо Бандинелли также заявил, что «Амброзианская Илиада» была бы дорогостоящей книгой для строго богатых покровителей, однако, как полагают, отсутствие металлов, использованных в рукописи, доказывает обратное.[4]

Поимка Долона, фолио XXXIV

Основываясь на палеографическом изучении греческого унциального письма рукописи, создание Амброзианской Илиады датируется 1 пол. V века (нашей эры), и, возможно, над ней работали несколько художников.[8] Каждое изображение было помечено кардиналом Анджело Май в его попытке вести учёт при изучении различных страниц в 1813 году, а в 1819 году он воссоздал изображения как гравюры.[9] Кардинал Май нанёс дополнительный урон при применении жестких химикатов к рукописи, чтобы прочитать её, из-за чего рисунки просочились сквозь страницы.[3] Со временем краска испортилась, показав, что автор (авторы) сначала нарисовал фигуры обнажёнными, а затем нарисовал одежду, как на греческой вазе.[10]

Сегодня Амброзианская Илиада хранится в Амброзианской библиотеке в Милане, которая также является тёзкой рукописи. Она была приобретена в библиотеке генуэзского коллекционера Джана Винченцо Пинелли и добавлена кардиналом Федерико Борромео в Амброзианскую библиотеку 14 июня 1608 года.[11] Изображения рукописи можно посмотреть в иконографической базе данных Института Варбурга.

Примечания

  1. Daskalopoulos, Anastasios. Homer, The Manuscripts, and Comparative Oral Traditions (англ.) // ProQuest : journal. — 1999.
  2. Kleiner, Fred. Gardner's Art Through the Ages (англ.). — Cengage Learning[англ.], 2012. — P. 85, 86, 248—250. — ISBN 978-0495915423.
  3. 3,0 3,1 Bare, Ceil. Achilles and the Roman Aristocrat: The Ambrosian Iliad as a Social Statement (англ.) // Florida State University : journal. — 2009.
  4. 4,0 4,1 Alexander, Shirley. Problems of Metal Usage In Some Late Antique and Early Christian Manuscripts (англ.) // ProQuest : journal. — 1968.
  5. Coarelli, Filippo. The Painted Cups of Begram and the Ambrosian Iliad (англ.) // East and West. — 1962. — Vol. 13, no. 4. — P. 317—335. — JSTOR 29754619.
  6. Randall, Lilian M. C. Review of Hellenistic-Byzantine Miniatures of the Iliad (Ilias Ambrosiana) (англ.) // American Journal of Archaeology[англ.] : journal. — 1956. — Vol. 60, no. 4. — P. 464—466. — doi:10.2307/500894. — JSTOR 500894.
  7. Randall, Lilian. Review of "Hellenistic-Byzantine Miniatures of the Iliad (Ilias Ambrosiana)" Архивная копия от 29 февраля 2020 на Wayback Machine.
  8. Weitzmann, Kurt. Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century (англ.). — New York: The Metropolitan Museum of Art, 1979. — P. 216, 217. — ISBN 978-0870991790.
  9. Louchheim, Aline. As Greeks Saw It: ILIAS AMBROSIANA, New York Times (1953).
  10. Bury, Jane. Early Christian Miniatures (англ.) // ProQuest. — 1897.
  11. 10 Collections for the Bibliophile (англ.), Museum Network (11 May 2018). Архивировано 29 февраля 2020 года. Дата обращения 29 февраля 2020.

Литература