Аль Капоне (фильм)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Аль Капоне
Al Capone
Постер фильма
Жанр гангстерский фильм
фильм-биография
Режиссёр Ричард Уилсон
Продюсер Леонард Акерман
Джон Берроуз
В главных
ролях
Род Стайгер
Мартин Болсам
Оператор Люсьен Баллард
Композитор Дэвид Рэскин
Кинокомпания Allied Artists
Бюджет $2.5 миллиона

«Аль Капоне» (англ. Al Capone) — художественный фильм, гангстерская драма 1959 года режиссёра Ричарда Уилсона о жизни и криминальной карьере босса чикагской мафии Аль Капоне[1]. Картина показывает жизнь преступного лидера от момента прибытия в Чикаго до начала тюремного заключения в 1931 году[К 1][2].

Сюжет

Конец 1919 года. В Чикаго из Бруклина приезжает молодой гангстер Аль Капоне и с одобрения «Большого Джима» — наиболее могущественного босса мафии в этом городе, устраивается вышибалой в игорное заведение к некоему Джонни Торрио. 16 января 1920 года в США начинает действовать сухой закон. Капоне видит перспективы торговли нелегальным спиртным, но «Большой Джим» не спешит вступить в этот бизнес. Капоне убеждает Торрио устранить их общего хозяина и возглавить бутлегеров Чикаго. Получив согласие, он хладнокровно убивает «Большого Джима», своего бывшего покровителя. Прямо в день похорон гангстеры делят между собой город на пять зон ответственности. Для подстраховки собственной безопасности Торрио уступает Аль Капоне 25 % своей доли от нелегальной выручки. Тот, в свою очередь, жестоко расправляется с каждым, кто выказывает хоть каплю недовольства по поводу полученного сектора влияния.

Джонни Торрио подвергается нападению неизвестных конкурентов, но ему удаётся выжить. Он отходит от дел и уезжает из Чикаго. Капоне становится во главе бизнеса. Кровавые расправы следуют одна за другой, превысив за год 100 случаев. Каждый раз у Капоне находится множество свидетелей, готовых подтвердить его алиби. К 1927 году он достигает вершины криминально-политического сообщества Чикаго и переключается на легальные виды бизнеса. Однако, весной 1928 года, перед выборами в местные органы власти партнёры Капоне из политических кругов предлагают ему временно покинуть город, чтобы не компрометировать их кандидатов. Гангстер в бешенстве вынужден уступить требованиям своего окружения. Пока он отдыхал во Флориде, полиция сумела организовать протестный фронт горожан. Выборы прошли открыто и честно, ставленники Капоне провалились. Кроме того, его начинает теснить набирающая силу ирландская группировка северных районов Чикаго под руководством Багса Морана. Желая отомстить, Капоне организует кровавую расправу, известную как бойня в День святого Валентина. Два враждующих клана пытаются заключить мир, но им этого не удаётся. Багс Моран перекупает главного информатора и аналитика Капоне — журналиста Мака Кили. Аль совершает очередной опрометчивый шаг: он санкционирует убийство Кили, репортёра публичного и известного. Вместе с тем, капитан полиции Шефер добивается участия ФБР в преследовании гангстера. После тщательных обысков тем удаётся найти достаточно бухгалтерских документов, обличающих Капоне в уклонении от уплаты налогов. Его арестовывают, и суд приговаривает его к 11 годам тюрьмы. Фильм завершается сценой жестокого избиения Капоне другими заключёнными и обличительной речью комментатора о необходимости борьбы с организованной преступностью силами всей нации.

В ролях

Художественные особенности и критика

Сравнивая несколько картин о Капоне, российское издание «Weekend» отмечает правдивость и реалистичность именно этой ленты. Первый вариант сценария был очень далёк от фактически принятого в работу, исполнитель главной роли Род Стайгер три раза отказывался от неё из-за того, что, по его мнению, главный герой был чрезмерно идеализирован. Он согласился участвовать в проекте только после полной переработки сценария: жизнь гангстера была показана бескомпромиссно жёстко, а результатом его деятельности стало совершенно справедливое тюремное заключение[1][2]. «Российская газета» называет ленту легендарной, мотивируя это «сильным актёрским составом», но при этом из актёров упоминает только Рода Стайгера[3]. Профессиональную оценку фильму даёт «Variety» в год его премьеры в США. Подчёркивая, что Капоне показан в картине безжалостным убийцей, лишённым какого-либо романтического ореола, издание заключает, что «Аль Капоне» — весьма качественно сделанная картина: «Мотивация главного героя не всегда достаточно обоснована, или, точнее сказать, его действия не мотивированы с точки зрения обычных людей. Но сценарий довольно точно воспроизводит реальные события, поэтому все происходящее выглядит убедительно»[4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Axmaker, Sean Al Capone (1959) (англ.). TCM. Turner Entertainment Networks, Inc.. Дата обращения: 20 июня 2012. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  2. 2,0 2,1 Адцеева, Белла. Аль Капоне в кино: 6 гангстерских фильмов о мафиози №1. МИА «Россия сегодня» (17.01.2014). Дата обращения: 1 декабря 2015. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  3. Сосновский, Дмитрий. Восемь фильмов об Аль Капоне. Российская газета (25.01.2014). Дата обращения: 2 декабря 2015. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  4. Review: Al Capone (англ.). Variety (31.12.1958). Дата обращения: 2 декабря 2015. Архивировано 8 декабря 2015 года.

Комментарии

  1. В дикторском тексте за кадром формально и кратко излагается история последних лет заключения и смерти Аль Капоне в 1947 году.

Ссылки