В Руниверсалис есть статьи о других людях с фамилией Алтынбеков.
Крым Алтынбекович Алтынбеков — (каз.Қырым Алтынбеков, 20 апреля1952, Казахская ССР) — казахстанский художник-реставратор, основатель и руководитель Научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым», заслуженный деятель Казахстана, член Союза художников РК, кавалер Ордена «Құрмет» Республики Казахстан[1][2], кавалер Ордена заслуг Венгерского Рыцарского креста, автор десятков публикаций, в том числе трёх монографий по реставрации и реконструкции древних артефактов. Участник археологических экспедиций, исследователь. Разработал авторский метод изъятия археологических артефактов блоками, который позволяет наиболее безопасно транспортировать предметы, сохранить максимум информации и наиболее полно и комплексно изучить находку в лабораторных условиях. Им разработано и запатентовано несколько методов консервации и реставрации. В его лаборатории отреставрировано и возвращено к жизни несколько тысяч археологических находокКазахстана. Автор множества реконструкций облачения и атрибутов древних кочевников, таких как «Золотой человек», Берельские кони, Сарматский вождь, Сарматская жрица («Алтын Ханшайым»)[3] , Уржарская жрица, Кимакский конь и многие другие.[1] Представлял результаты исследований и работ на десятках конференций в Казахстане, России, Австрии, Бельгии, Венгрии, Корее, Китае, США, Турции и других странах. Персональные выставки его работ проходят во многих городах мира.
Биография
Крым Алтынбеков родился 20 апреля 1952 году[2] небольшом поселке в многодетной семье школьных учителей. Его отец Касенхан Алтынбеков был ветераном Великой Отечественной Войны, а в мирное время — директором школы. С детства Крым интересовался искусством и историей. После окончания школы и службы в Советской Армии К. Алтынбеков успел попробовать несколько профессий.
С 1974 года работал в Санкт-Петербургских реставрационных мастерских Эрмитажа, а затем стажировался в Московском Всесоюзном Научно Исследовательском Институте Реставрации (ВНИИР). Считает своим наставником Гринкруга Михаила Соломоновича, взрастившего целую плеяду Союзных реставраторов.
Много лет К. Алтынбеков отдал работе в «Казмузейреставрация». После перестройки и распада госучреждений создал свою Научно-реставрационную лабораторию «Остров Крым» в Алма-Ате. Параллельно основной работе в 2000 году стажировался во Франции, в реставрационных мастерских Лувра и Гренобля.
Со временем, его жена Саида и дочери пошли по его стопам и стали работать вместе с ним, как реставраторы и дизайнеры.
Научно-реставрационная лаборатория «Остров Крым»
Более 37 лет реставрационного опыта позволили преобразовать небольшую реставрационную мастерскую в известный научно-реставрационный центр. С 2001 года Крым Алтынбеков является основателем и руководителем Научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым», занимающейся реставрацией, консервацией и полной реконструкцией археологических находок и других памятников культуры. В лаборатории реставрируются находки их металла, камня, текстиля, кожи, меха, кости и других материалов. Под его руководством работают редкие специалисты, имеющие уникальный опыт в области реставрации.
В начале 2000-х годов, после серий экспериментов и изучения мирового опыта, Крым Алтынбеков изобретает метод консервации деградированной археологической древесины (впоследствии метод дорабатывался). Благодаря этому изобретению ему удается сохранить обширный археологический материал, обнаруженный в курганах Берельского могильника, а позднее, на основе отреставрированных находок, разработать и создать реконструкцию конского парадного убранства, относящегося к V—III векам до н. э.[4] Теперь эти реконструкции боле известны как «Конь берельского вождя», и находятся в музеях Казахстана.
Отреставрированные, сохраненные и воспроизведенные работы в Научно-реставрационной лаборатории Крыма Алтынбекова являются своеобразным осмыслением огромного пласта Скифского искусства и культуры.
По убеждению реставратора сохранение и восстановление древних ценностей необходимо для подтверждения устных и письменных исторических свидетельств, и для лучшего понимания культуры предков.[4]
После серии поездок в Монголию, реставратор начал создание точных копий каменных стел с древнетюркскими письменами. С 2008 года его лаборатория занимается консервацией наскальных рисунков. Так, впервые сотрудниками лаборатории отреставрирован памятник наскального искусства Тамгалытас вдоль реки Или. Из-за недоступности наскальных рисунков, к работе были привлечены профессиональные альпинисты для надежной страховки реставраторов.
В 2011 году по замыслу и под руководством Крыма Алтынбекова осуществлен проект музея — экспозиционный зал «Курган сакского вождя» в Назарбаев Центре (бывш. Президентский Центр Культуры) (г. Астана). В музее находятся отреставрированные сруб, саркофаг, множество отдельных артефактов, а также ноу-хау Крыма Алтынбекова — захоронение лошадей с останками и сопутствующими артефактами, которое было изъято из кургана цельным блоком, перевезено и законсервировано и отреставрировано в лаборатории. Такой подход дал возможность увидеть все артефакты в комплексе в том состоянии, в котором они дошли до нас. Музей имитирует строение кургана изнутри и позволяет посетителю полностью погрузиться в атмосферу древности.
В 2011 году была начата комплексная консервация и реставрациядревнетюркского мавзолея Майхан Уул, расположенного на территории современной Монголии. Международным реставрационным советом была выбрана казахстанская методика, разработанная Крымом Алтынбековым, которая и была использована на памятнике. В последующем планируется дальнейшая музеефикация и реконструкция объекта под открытым небом[5][6][7].
Как реставратор, К. Алтынбеков активно участвует в международных конференциях по консервации, реставрации, реконструкции древних памятников.
Автор метода «кумдорба́», использующегося для упаковки блоков с артефактами. «Кумдорба» (от каз.qum – песок, песчаный и каз.dorba – мешок) – пакетики разного размера с мелко просеянным грунтом/песком. Құмдорба используются для фиксации положения артефактов в блоках, а также для выравнивания общей поверхности изымаемого блока, что в совокупности ведет к наилучшей сохранности блока с артефактами при транспортировке в лабораторию. Уникальность подхода в его универсальности, доступности, легком изготовлении и эффективности. Впервые метод был применен в 2013 году при изъятии блока с захоронением Уржарской жрицы.
Презентация первому президенту Республики Казахстан Н.А. Назарбаеву реконструкции собирательного образа сакского вождя. Алматы, Дом дружбы, 2011 г. Автор реконструкции — Крым Алтынбеков
Крым Алтынбеков посвятил свою жизнь доказательству существования древней культуры и богатой истории своей земли, ранее мало изученной. Реконструкции в этом деле помогают людям увидеть, чем на самом деле являлись найденные археологами артефакты. Им разработано и создано множество комплексных научных реконструкций, включающих полное облачение и снаряжение. Некоторые из них:
1996 год — «Золотой человек», эта самая полная и наиболее достоверная реконструкция костюма воина из кургана Иссык была признана верной археологами Казахстана. Сейчас реконструкции «Золотого человека», созданные Крымом Алтынбековым находятся в крупнейших музеях Казахстана, а также в штаб-квартире ООН.
1997 год — древнетюркский штандарт с волчьей головой[9].
2001 год — Сарматский вождь, Аралтобе.
2005—2012 года — парадные убранства нескольких коней из Берельских курганов, а также снаряжение, такое как лук, стрелы, горит, щит, чекан, акинак и многие другие[10].
2009 год — штандарт Берельского вождя с изображением тигрогрифона.
2011 год — собирательный образ сакского воина-вождя[11], признанный археологами и историками Казахстана, России и Германии.
2011 год — костюм воина и конское снаряжение по материалам кургана Талды-2. 2018 год - Кимакский конь. 2018 год - Уржарская жрица по материалам раскопок кургана Тасарык в Уржарском районе.
Авторские работы
Главной авторской работой мастера, стала разработка костюма по археологическим данным так называемого «Золотого человека» из кургана Иссык, найденного в 1969 г. недалеко от Алма-Аты. Именно эта версия стала признанной специалистами в области истории и археологии Казахстана. Сейчас созданные им реконструкции «Золотого человека» экспонируются в Государственном музее РК (Алматы), Музее Первого Президента, Назарбаев Центре (Астана), штаб-квартире ООН (Нью-Йорк).
Древние археологические находки вдохновляют Крыма на создание его собственных творческих работ. Обширные знания в области истории, мифологии и культуры древних кочевников позволяют ему создавать продуманные, символичные образы, основываясь на творениях древних мастеров.
Среди них: уникальные ритоны-тигрогрифоны, прототипы которых использовались скифами в ритуале братания, ритуальный светильник[12], зажигаемый по особым событиям, ритуальный казан, и множество ювелирных украшений, основанных на традициях скифо-сакского искусства и отражающие мифологию древних номадов. Авторские работы находятся в фондах различных музеев и в частных коллекциях разных стран мира.
Выставки
Множество созданных Крымом Алтынбековым реконструкций древних облачений и атрибутов, а также его авторские работы стали основой для комплексных выставок, путешествующих по территории Казахстана, Азии, Европы и Америки. Выставки дают возможность зрителям прикоснуться к цивилизации древних кочевников более чем 2-хтысячелетней давности — скифов, саков, сарматов и др. народов через высокохудожественные реконструкции Крыма Алтынбекова, созданных на основе археологических находок, а также консервационно-реставрационных работ.
Его персональные выставки, а также работы в составе других выставок проходили в следующих городах:
Казахстан, Алматы, Дом дружбы (2011.03.22) Презентация реконструкции собирательного образа сакского воина-вождя президенту Казахстана Назарбаеву Н. А.[22]
США, Нью-Йорк, National Arts Club (2011.06.01-2013.06.11) персональная выставка «TRAIL OF TREASURES: From ancient days to modern Kazakhstan»
США, Нью-Йорк, ISAW (Institute for the Study of Ancient world) (2012.03-06) — большая часть экспонатов отреставрирована в лаборатории Крыма Алтынбекова/ выставка «NOMADS AND NETWORKS»[23]
Казахстан, Астана, Музей современного искусства (2013.11-12) Персональная выставка «Искусство саков и скифов в современности» в рамках выставки «Казахское ювелирное искусство завоевывает детские сердца»
Казахстан, Алматы, Музей города Алматы (2018.04.26-2018.05.20) Персональная выставка «Алтын ханшайым», посвященная истории находки, консервации, реставрации и реконструкции сарматской жрицы из Таксай I.
Ахметкалиев Р. Б., Алтынбеков К. Состав для консервирования и укрепления археологических находок из деградированной древесины. Патент РК № 12176. — 2001.
Ахметкалиев Р. Б., Алтынбеков К. Состав для консервирования и укрепления археологических находок из деградированной древесины. Предварительный патент РК № 16940. — 2004.
Ахметкалиев Р. Б., Алтынбеков К. Состав для консервирования и укрепления археологических находок из деградированной древесины. Предварительный патент РК . № 17071 . — 2004.
Самашев З. С., Ахметкалиев Р. Б., Алтынбеков К. Консервация и реставрация деградированной древесины Берельского кургана 11. Алматы, 2004.
Алтынбеков К., Ахметкалиев Р. Консервация и реставрация артефактов из древесины из Берельского кургана 11 // Сохранение и использование объектов культурного и смешанного наследия современной Центральной Азии. Алматы, 2005. С. 181—184.
Алтынбеков К., Ахметкалиев Р., Чарлина Л. Научно-реставрационная лаборатория «Остров Крым»: опыт сотрудничества с археологами //Мәдени мұра, 2009. № 1(22). С.90-96.
Алтынбеков К. О сохранении археологических находок // II Международная научная конференция «Кадырбаевские чтения — 2010». Актобе, 2010. С.177-183.
Алтынбеков К. Опыт сохранения и презентации памятников археологии // Казахстан и Евразия сквозь века: история, археология, культурное наследие. Алматы, 2010. С.401-406.
Алтынбеков К., Ахметкалиев Р. Исследование, консервация и реставрация археологических находок из берельских курганов.// Поиск 2010, № 3. С. 44-49.
Алтынбеков К., Чарлина Л. Ф. Реставрация памятников наскального искусства с антропогенными повреждениями// Наскальное искусство в современном обществе. Материалы международной конференции. Кемерово, 2011. С.169-172[32]
Алтынбеков К. Книга «Возрожденная из пепла», 2013 г. Научно-реставрационная лаборатория «Остров Крым», город Алматы, Казахстан
Алтынбеков К. Книга «Возрожденные сокровища Казахстана: Опыт научной реставрации», 2014 г. Научно-реставрационная лаборатория «Остров Крым», город Алматы, Казахстан
Крым Алтынбеков стал главным героем одной из глав книги британского писателя Кристофера Роббинса (англ. Christopher Robbins) о Казахстане — «In Search of Kazakhstan: The Land That Disappeared», В русском переводе — «Казахстан — это родина яблок»[33]
В 2011 году Крым Алтынбеков принял участие в экспедиции Рустема Абдрашова — «В поисках Тенгри», преодолев за рулем более 5 тысяч километров на пути к Улан-Батору[34].
↑Выставка в США, Berkeley, Silk Road House Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 апреля 2013. Архивировано 11 мая 2013 года.
↑kazpravda.kz — Выставка Крыма Алтынбекова в Музее Первого Президента, г. Астана Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 апреля 2013. Архивировано 6 августа 2012 года.
↑Официальный сайт выставки «Emberek Aranyban» Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 апреля 2013. Архивировано 6 мая 2013 года.
↑О выставке «Emberek Aranyban» в Будапеште Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 апреля 2013. Архивировано 25 октября 2012 года.
↑Алтынбеков К., Чарлина Л. Ф. Реставрация памятников наскального искусства с антропогенными повреждениями// Наскальное искусство в современном обществе. Материалы международной конференции. Кемерово, 2011. С.169-172 http://www.gukmztp.ru/img%20new/Programma%20konferensii.pdf/ (недоступная ссылка)